• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Чиновников привяжут к цифре Правительство оценит их ответственность

Российская газета. 2004. № 195. 8 сентября

...Для презентации доклада в Высшую школу экономики на "круглый стол" приехал вице-премьер Александр Жуков - один из идеологов этой всеобъемлющей реформы...
...Первым критиковать начал председательствовавший за "круглым экспертным столом" Александр Шохин. Для начала он выразил удовлетворение началом выстраивания механизма взаимодействия между властью, бизнесом и обществом, "пусть и не таким, как в других странах", и предложил, помимо прочих критериев оценки работы власти, выработать показатель эффективности политика. Также в перечне обязательных показателей Шохин хотел бы увидеть следующие пункты: "оптимизация налоговой нагрузки на экономику", "защита прав собственников", "защита инвестиций", или по другому "степень влияния чиновников на рынок"...

Вчера экспертное сообщество приступило к обсуждению сводного доклада правительства о целях, задачах и показателях деятельности федеральных органов исполнительной власти. Документ, на основании которого будет меняться принцип формирования госбюджета и сложившаяся система взаимоотношений общества и власти, кабинет министров рассмотрел еще 12 августа. Специалисты, не ставя под сомнение полезность перехода от сметного принципа формирования бюджета к целевому, приступили к расстановке акцентов и детальному обсуждению способов реализации задуманного.

Речь, напомним, идет о том, чтобы бюджет государства служил выполнению основных целей и задач, стоящих перед обществом и государством, а работа чиновников оценивалась в соответствии с тем, насколько они поспособствовали претворению этих целей и задач в жизнь. Для презентации доклада в Высшую школу экономики на "круглый стол" приехал вице-премьер Александр Жуков - один из идеологов этой всеобъемлющей реформы.
Существующий сейчас принцип формирования госбюджета Жуков определил как ежегодную автоматическую "индексацию расходов". Новый же подход к бюджетному процессу предполагает сначала определение главных целей, на достижение которых нацелено государство, и показателей, по которым можно будет судить о динамике процессов, происходящих в экономике и в обществе. После чего субъекты бюджетного финансирования - органы исполнительной власти - должны будут разработать программы, по которым и будут распределяться бюджетные средства. По мнению Жукова, бюджетные полномочия министерств при этом должны быть расширены, а их ответственность перед обществом увеличиться.
Пока определены только три цели: безопасность государства, улучшение качества жизни людей, создание потенциала на будущее и, в качестве инструмента, обеспечение высоких темпов экономического роста. А потому он надеется на диалог с экспертным сообществом и с благодарностью воспримет любую конструктивную критику.
Первым критиковать начал председательствовавший за "круглым экспертным столом" Александр Шохин. Для начала он выразил удовлетворение началом выстраивания механизма взаимодействия между властью, бизнесом и обществом, "пусть и не таким, как в других странах", и предложил, помимо прочих критериев оценки работы власти, выработать показатель эффективности политика. Также в перечне обязательных показателей Шохин хотел бы увидеть следующие пункты: "оптимизация налоговой нагрузки на экономику", "защита прав собственников", "защита инвестиций", или по другому "степень влияния чиновников на рынок". Кроме того, Шохин выступил за то, чтобы кроме чисто статистических показателей при оценке работы и определении критериев использовались бы и социологические инструменты - опросы, рейтинги и т.д.
Куда более эмоциональным получилось выступление президента организации поддержки малого бизнеса "Опора России" Сергея Борисова.
- Пора что-то делать с чиновником, который ни за что не отвечает. Пора сделать так, чтобы он был включен в экономический процесс и результаты его работы можно было пощупать руками, - начал Борисов. - При этом если все ограничится только федеральным центром, то хорошая теория останется только теорией.
Борисов в основном говорил о том, что чиновники на местах мешают развитию малого бизнеса в России и именно благодаря им - местным властям и законодателям - доля малого бизнеса в российском ВВП позорно мала: всего 17 процентов. Одним из качественных критериев оценки работы чиновников он видит количество малых предприятий, утративших бизнес в результате действий властей, а также средние финансовые издержки на преодоление административных барьеров. К примеру, по его подсчетам, сейчас для малого предприятия со штатом в двадцать человек требуется еще один сотрудник - юрист, который будет заниматься борьбой с чиновниками.
Александр Жуков внимательно выслушал Борисова и не вдаваясь в частности заметил, что критерии и показатели должны быть реальными и отражающими процессы, происходящие в экономике. Так, долю малых предприятий в экономике страны можно существенно увеличить росчерком пера - изменив их юридические признаки, однако на экономике это никак не отразится.
Претензии известного политолога Георгия Сатарова к планам реформы были куда серьезнее. Директор фонда "ИНДЕМ" выразил удивление тем, что цели и задачи для министерств составили сами министерства. К тому же ему совершенно непонятно, как по замыслу правительства можно рассчитать эффективность законодательной работы, если парламент не автономен. Привязка же работы чиновников к конкретным показателям, по мнению Сатарова, может дать обратный эффект, и вместо борьбы с негативным явлением получится борьба с цифрами это явление отображающими.
Советник президента Андрей Илларионов в свою очередь заметил, что определение целей государства, его функций и полномочий должно произойти до того, как будут разработаны стандарты и регламент работы госчиновников. Иначе на институциональном уровне будут закреплены действия, которые государство делать не должно. Он также высказался против идеи Шохина об использовании социологии в деле бюджетного реформирования: у многих возникнет соблазн "натянуть" нужную цифру.
Судя по первой встрече авторов реформы и заинтересованных экспертов, разговор предстоит долгий. Тем не менее дискуссия зажата в конкретных временных рамках. К 1 декабря должны быть готовы дополнения к докладу по бюджету 2005 года (которые могут отразиться и на самом бюджете), а уже к 1 мая следующего года правительственная комиссия подготовит доклад, который ляжет в основу бюджета 2006 года.