• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Неформальная занятость

Видеозапись

Интервью члена программного комитета XII Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества — директора Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Владимира Гимпельсона.

— Не могли бы рассказать о новейших исследованиях в вашей области?

— Я скажу только о тех исследованиях, которые будут представлены на конференции. При этом я, естественно, не могу перечислить все. Одно исследование будет представлять результаты анализа проблемы того, что называется сверхобразованностью — что происходит с людьми, когда они занимают рабочие места, для которых они сверхобразованны? С другой стороны, есть группа людей, которые занимают рабочие места, для которых они недообразованы. И возникают вопросы. Сколько таких людей? Кто они такие? И как это влияет на их заработную плату? Они выигрывают? Они теряют? Сколько? Почему? И в каких случаях? Понятно, что это находится на стыке исследования рынка труда и исследования образования, мне кажется. С учетом тех тенденций, которые наметились у нас в сфере образования, это достаточно актуальная тема.

На конференции будет представлено несколько исследований, посвященных проблеме неформальной занятости. Много говорится в последнее время о тенденции неформализации в нашей экономике, про то, что немало людей работает в неформальном секторе. Возникает вопрос — а кто эти люди? Почему они оказались там, что это для них означает? Несколько докладов будет посвящено этому. Один доклад будет анализировать связь неформальности и налоговой реформы, которая была проведена в начале нулевых годов. Исследование показывает, что неформальности стало меньше. Мне кажется, это важный результат, потому что все время речь идет о налоговых инновациях, и политикам полезно это знать. Другое исследование посвящено связи неформальности и поведения семей, в каких случаях семьи оказываются вовлечены в неформальную трудовую деятельность. Если один член семьи вовлечен в такую деятельность, повышает ли это риски для других, или наоборот, снижает. Каковы последствия с точки зрения благосостояния. Очень интересное исследование будет представлено группой исследователей во главе с профессором Леманом из университета Болоньи, оно посвящено последствиям для людей того, что они теряют работу и потом находят новую. С чем связана потеря работы, к каким потерям в терминах заработной платы и доходов это ведет, является ли следствием то, что они не могут найти работу, находят они работу с более низкой зарплатой или они просто долго без работы. Анализируются эти вопросы с использованием уникальной базы данных. Мне кажется, что это тоже очень интересное исследование. Я еще могу перечислять, но обо всем рассказать нельзя, мне кажется, будет много интересных докладов.

— Расскажите более подробно о том, что такое неформальная занятость, какие ее виды существуют, и чем она интересна?

— Неформальная занятость существует во всех странах, ей посвящено много работ, о ней много говорят, во всех странах это актуальная проблема по разным причинам — и природа неформальностей разная, и у исследователей даже нет единства по вопросу, что это такое. Все согласны, что это что-то такое, что трудно померить, что не зафиксировано в контракте, или контракт есть, но он не соблюдается. Но речь идет о том, что люди работают в условиях, когда они не в полной мере охвачены регулированием, регулирование не соблюдается, или они являются самозанятыми, микропредпринимателями, где трудовое регулирование, социальное регулирование в принципе не действуют. Причин этого много, они обусловлены особенностями как спроса, так и предложения. В нашей стране таких неформальных работников от 20% до 40%.

— Что можно сказать, сравнивая эту Апрельскую конференцию с предыдущими с точки зрения представленных исследований?

 — Я могу констатировать тенденцию — докладов становится больше, они становятся разнообразнее, происходит более жесткий отбор, значит, их качество в среднем становится выше. В последние годы на каждой конференции много интересного. Есть выбор, есть, куда пойти, и часто приходится разрываться. Это и хорошо.

Вам также может быть интересно:

Питерская Вышка выходит на международный рынок профессионального образования

НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург впервые познакомил международных партнеров с программами дополнительного профессионального образования (ДПО), которые реализуются в университете. Презентация прошла в рамках визита представителей Института дополнительного профессионального образования (ИДПО) университета в Индию.

НИУ ВШЭ запускает 12 новых программ высшего образования в формате онлайн

Высшая школа экономики открывает новые онлайн-программы по маркетингу, праву, ИТ, психологии и другим направлениям. С 1 апреля для поступления стали доступны 10 магистерских программ, а с 14 июня запустятся 2 новые программы онлайн-бакалавриата. Всего в НИУ ВШЭ в 2024 году открыт набор на 33 программы бакалавриата и магистратуры в формате онлайн.

Исследование, проведенное в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ, позволило запустить программу ДПО

Ученые Вышки изучают факторы, влияющие на школьную неуспешность. Эта работа легла в основу программы ДПО «Преодоление образовательной неуспешности на основе доказательного подхода». Структура программы оптимально сочетает теоретические основы раскрытия темы «Доказательный подход в образовании» с практическими способами и примерами приложения предложенных методик. В 2023 году обучение было реализовано в пилотном режиме на безвозмездной основе, его прошли 60 слушателей из 14 регионов России.

НИУ ВШЭ — в лидерах рейтинга вузов цифровой экономики

Высшая школа экономики заняла 2-е место в новом рейтинге вузов цифровой экономики по Москве и Санкт-Петербургу за 2023 год, уступив лишь МГТУ им. Баумана. НИУ ВШЭ обошел профильные ИТ-университеты — МФТИ (3-е место) и ИТМО (5-е место), — а также МГУ (4-е место).

НИУ ВШЭ, «Тинькофф» и Центральный университет запустили олимпиаду по промышленному программированию для школьников

НИУ ВШЭ совместно с «Тинькофф» и Центральным университетом объявили о проведении первой в России олимпиады по промышленному программированию для старшеклассников — PROD. Ее участники не просто решают теоретические задачи, а работают над реальными бизнес-кейсами из ИТ. Такой формат позволяет полностью погрузиться в профессию разработчика до поступления в вуз.

ВШЭ запустила маркетплейс ДПО

Высшая школа экономики запустила инновационный цифровой проект — маркетплейс дополнительного профессионального образования. Сейчас на витрине маркетплейса размещены более 700 программ ДПО Вышки, в дальнейшем планируется привлечение программ ДПО других российских вузов.

НИУ ВШЭ занял первое место по 11 предметам среди российских вузов в Шанхайском рейтинге

Высшая школа экономики стала лидером в списке российских университетов в Шанхайском рейтинге по 11 предметам. В 7 из них Вышка — единственный представитель России. Университет впервые вошел в список лучших университетов в предметной области «коммуникации» и вернулся в список по социологии.

Институт образования НИУ ВШЭ провел 4К-тестирование универсальных навыков в школе «Снегири»

Институт образования НИУ ВШЭ совместно со школой «Снегири» изучил сформированность метапредметных компетенций у учеников младшей школы при помощи 4К-теста. Работа была проведена в рамках стратегического проекта «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».

НИУ ВШЭ и Московский планетарий подписали соглашение о сотрудничестве

Стороны будут заниматься популяризацией науки, просветительской и исследовательской деятельностью, в том числе в сфере астрономии, космонавтики и наук о Земле. Кроме того, предполагаются совместные программы практик и стажировок для студентов.

Диджитализация и школы как образовательные хабы: что ждет рынок образования

В ближайшие годы мир может ждать масштабная диджитализация образования, которая позволит обучаться всю жизнь. Такой вариант предполагает один из сценариев развития будущего образования. Его приводит в своем докладе Институт образования НИУ ВШЭ, подготовивший обзор наиболее актуальных трендов в развитии образования в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».