• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Таможенный союз обжегся на Лукашенко

РБК daily. 1 июля 2011

Опубликована статья профессора НИУ ВШЭ Алексея Портанского

1 июля 2011 года в Таможенном союзе (ТС) России, Казахстана и Белоруссии начинается процесс отмены таможенного и других видов контроля на межгосударственных границах. Это важнейший и ответственный этап в интеграционном процессе. В Евросоюзе, к примеру, на его реализацию уже после создания Таможенного союза в 1968 году, продолжавшегося, кстати, около десяти лет, ушло еще без малого тридцать лет. И это при том, что в Западной Европе в интеграционном процессе участвовали государства с однотипной рыночной экономикой, развитой демократией и гражданским обществом, что и создало условия для устойчивого прогресса в евростроительстве. У нас аналогичных условий нет. Но, несмотря на это, мы, судя по всему, хотим пройти те же этапы интеграции раз в десять быстрее, чем в Европе. Есть для этого достаточные основания?

За двое суток до отмены контроля на внутренних границах ТС Россия прекратила поставки электроэнергии Белоруссии из-за неуплаты последней долга за предшествующий период. А двумя неделями раньше в рамках Таможенного союза произошло другое событие, трудно объяснимое с точки зрения базовых принципов этого интеграционного объединения.

Как известно, в середине июня правительство Белоруссии ввело запрет на вывоз некоторых продуктов питания, а также нефтепродуктов. Однако в условиях Таможенного союза любая мера по изменению режима движения товаров является компетенцией не национального, а наднационального уровня. Ведь введенный Минском запрет юридически сразу стал запретом на вывоз конкретных товаров с территории ТС. Значит, и вопрос должен был быть согласован в Комиссии Таможенного союза, после чего сам запрет вводится от ее имени. Но этого, как все убедились, не произошло.

Тот факт, что это не вызвало какой-либо серьезной реакции в политических кругах стран - участниц ТС, говорит об одном: ни в России, ни в Казахстане и, само собой, в Белоруссии пока нет твердого осознания самой реальности существования и функционирования Таможенного союза и необходимости строго следовать его нормам и правилам.

Практика произвольного директивного ценообразования, установления сверху максимального потолка цен на ряд товаров, искусственное сдерживание цен на некоторые товары из-за опасений социального протеста входят в прямое противоречие с обязательствами Минска гармонизировать регулирование рынка и обеспечить свободную конкуренцию в границах ТС.

Белорусские граждане, лишенные с обострением экономического кризиса права приобретать на законных основаниях иностранную валюту, стали переводить денежные средства в Россию на свое имя, чтобы потом получить, к примеру, в Смоленске свой перевод российскими рублями.

Российская сторона вскоре обнаружила нарастание задолженности и потребовала от соседей компенсации. Белорусские власти со своей стороны не предоставляют Москве и Астане необходимую информацию по готовящимся и предпринимаемым мерам в финансовой сфере, по эмиссии ценных бумаг, по источникам пополнения международных резервных активов республики и т.п.

Между тем с 1 января 2012 года наступает следующий, более высокий этап региональной интеграции - Единое экономическое пространство (ЕЭП), когда к свободе движения товаров внутри ТС добавляются еще три свободы - движения услуг, капиталов и рабочей силы. Но на сегодняшний день не ладится даже с первой свободой - движением товаров. Спрашивается: можно ли за оставшиеся полгода все довести до ума?

Нынешнее обострение экономической ситуации в Белоруссии дало новые поводы для взаимных упреков между Москвой и Минском. В связи с этим вспомнились события годичной давности. В конце мая 2010 года, то есть всего за месяц с небольшим до подписания ключевых документов по ТС в Астане, российский премьер Владимир Путин не исключил, что пока участниками Таможенного союза, возможно, станут лишь два государства - Россия и Казахстан. Как известно, тогда президент Александр Лукашенко буквально в последний момент заявил о согласии подписать пакет документов в столице Казахстана. Неужели то предположение Путина оказалось верным? Значит, тогда, год назад, уже было ощущение некоего риска затеваемого проекта?

На постсоветском пространстве, безусловно, существуют глубокие предпосылки для интеграционного сближения независимых республик. Однако чрезмерные надежды на то, что недавняя принадлежность к единому государству является решающим фактором этого сближения, который позволит преодолеть существующие сегодня объективные, в первую очередь экономические, различия между соседними государствами, могут в конечном счете обернуться провалом очередного интеграционного проекта. Один из главных уроков европейской интеграции, на пример которой так любят ссылаться наши политики, состоит в движении step by step - шаг за шагом, не допускающим форсирования этапов. Выясняется, что мало знать об этом уроке - надо научиться применять его на практике.