• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

У России попросили прощения

Московские новости. 26 ноября 2004

Наша страна готова ускоренно платить свои долги и прощать чужие. Неужели настолько разбогатела?

Президент Владимир Путин сделал несколько важных заявлений о внешних долгах. Он указал на возможность досрочного погашения Россией долгов перед Международным валютным фондом и перед Парижским клубом кредиторов. И одновременно - на готовность России списать часть долгов другим странам. Вскоре после этих заявлений Россия согласилась на списание 80 проц. долга Ираку, что составляет 6 - 6,5 млрд. долларов. Стоит ли за этими шагами новая политика России во внешнеэкономической сфере? На этот и другие вопросы отвечает председатель Наблюдательного совета компании "Ренессанс Капитал" Александр ШОХИН.

- Как вы оцениваете инициативы президента, связанные с возможностью досрочного погашения долгов МВФ и Парижскому клубу?

- Считаю, что в ускоренном погашении долга есть свои резоны. Мы имеем долг, который достаточно дорог в обслуживании. Нам приходится платить как минимум 7 процентов. В то время как размещаем мы средства своего стабилизационного фонда в американские казначейские обязательства, которые очень надежны, но дают лишь 2 - 3 процента годовых. Разница между обслуживанием долга и доходностью наших активов налицо. Поэтому даже с бухгалтерской точки зрения лучше погасить эти долги, чем тратить деньги на их обслуживание.

Кроме того, на долговом рынке происходят изменения. Страны-кредиторы, члены Парижского клуба, начинают самостоятельно переоформлять суверенный долг бывшего Советского Союза, который унаследовала Россия, в ценные бумаги. И здесь возникает определенная проблема для России: чем больше будет этих бумаг на рынке, тем меньше возможностей у отечественных компаний производить дальнейшие заимствования. Ведь, условно говоря, на нашу страну инвестор выделяет определенный размер средств, и если он их вложил в долговые бумаги России (а это достаточно хороший инструмент), то что перепадет рынку корпоративных бумаг? Ускоренное обслуживание долга, таким образом, могло бы быть фактором, сохраняющим возможность для отечественных корпораций заимствовать на рынке.

- Россия согласилась на списание 80 процентов долга Ираку. Нам это выгодно?

- США предложили Парижскому клубу списать Ираку 95 процентов долгов. Американцы несут огромные расходы, и им не хотелось бы, чтобы часть денег, которые они дают на подъем экономики Ирака, уходила в другие страны в виде выплаты долгов. Но крупные страны - кредиторы Парижского клуба без энтузиазма отнеслись к этому предложению. В результате нашли компромисс, который выразился в цифре 80 процентов. Надо сказать, что иракский долг перед Россией достаточно большой - почти 10 млрд. долларов, включая коммерческие кредиты. И конечно, списание 80 процентов этой суммы, при том что остальное реструктурируется и выплачивается в рассрочку, не слишком нам выгодно. Правда, есть примеры Египта и Польши, когда платежеспособные страны получили от Парижского клуба 50-процентное списание долга: одни за активную позицию в ближневосточном регулировании, другие - за заслуги в прорыве "железного занавеса". Так что если есть желание сделать платежеспособной стране подарок за "правильное" поведение - прецеденты есть.

- Еще президент Путин сказал, что мы весьма активно списываем долги слаборазвитым странам. Мы чувствуем себя настолько богатыми?

- Президент отметил, что Россия входит в тройку стран-лидеров в мире, которые списывают долги наиболее активно. Надо сказать, что проблема долга является базовой и для "восьмерки", и для международных финансовых организаций. Дело в том, что слаборазвитые страны не могут выйти из замкнутого цикла - для развития экономики они вынуждены брать кредиты, а необходимость платить по ним бьет по экономическому росту. Соответственно регулярное списание долга является фактически постоянным элементом международной политики в отношении этих стран. Другое дело, что Парижский клуб, МВФ и другие международные организации, списывая долги, еще и предъявляют определенные требования. Есть целые программы, по которым часть списанного долга правительство страны-должника обязано конвертировать в инвестиции в экологию, здравоохранение, образование. Такие требования социальных инвестиций - один из немногих способов воздействия на подобные страны. Если хотите, это "новый колониализм", когда развитые страны пытаются подтолкнуть развивающийся мир к проведению определенной политики - и социально ориентированной, и менее коррумпированной, и финансово ответственной. Если Россия будет участвовать в выработке подобного механизма, это позволит нам, потеряв в объеме долга, сохранить какие-то инструменты политического влияния.

Думаю, тут надо иметь в виду еще одно обстоятельство: Россия готовится к новой роли - председателя в "большой восьмерке" в 2006 году. Там до последнего времени нас неохотно допускали к обсуждению финансовых вопросов. И для России это хороший входной билет: начать обсуждать проблемы мировых финансов через призму уплаты долгов. Здесь наши позиции равные с другими партнерами. Для президента Путина это один из явных козырей, который надо просто вовремя вбросить в игру.

- Но существуют ведь и другие технологии работы с долгами, кроме их списания. Например, продажа. Занимается ли этим Россия?

- Примеров продажи долгов много, и не все из них чистые. Большей частью продажа долгов сопровождается коррупционными скандалами, поскольку схемы откатов существуют по всему миру - не только в России, но и во Франции, и во многих других странах. Хотя такая переуступка долга могла бы и приносить какие-то деньги в бюджет, и давать возможность нашим компаниям присутствовать на тех или иных рынках. К сожалению, в реализации подобных схем мы продвинулись не очень сильно.

- Считается, что Россия прошла пик выплат по внешнему долгу в прошлом году. Ожидают ли нас какие-то новые пики в ближайшем будущем?

- На 2003 год пришлось погашение крупных еврозаймов, которые мы осуществляли в 1998 году, плюс наложились "зубцы" некоторых других долговых выплат. Поэтому в прошлом году нам пришлось выплатить 17 - 18 млрд. долларов. Меньшие "зубцы" просматриваются в период до 2008 года - сумма платежей доходит до 13 млрд. долларов. Но одна из задач управления внешним долгом заключается в том, чтобы подобные пики сгладить. Это технология рефинансирования долга: можно ускоренно заплатить те или иные долги, которые обеспечат равномерность выплат. Кроме того, долги можно удешевить. Понятно, что Россия заимствовала в 1998 году на "дефолтных" условиях. Сейчас, после того как наша страна получила два инвестиционных рейтинга, ситуация совсем иная. Мы можем рефинансировать долг: брать дешевые кредиты, расплачиваясь ими за дорогие.

- Насколько вообще оправдано в условиях, когда нет заметного роста доходов населения, так много внимания уделять внешнему долгу? Может быть, лучше пустить средства стабфонда на социальные нужды?

- Внешнедолговая проблема никуда от этого не денется: ее надо решать. А нынешние средства стабилизационного фонда надо рассматривать в первую очередь как доходы будущих поколений. Мы не имеем права их просто проедать: что-то следует оставить детям и внукам, у которых может не быть такой, как у нас благоприятной конъюнктуры.

Что касается нас, то средства стабилизационного фонда должны позволить нам сглаживать скачки нефтяных цен. Сегодня ситуация с притоком средств в страну нормальная, уровень мировых цен высокий, экономический рост налицо, а будет ли так завтра - никто не знает. Считается, что если у нас стабфонд будет в размере 3 процентов от ВВП (сейчас мы приближаемся к этой цифре), мы сможем поддерживать стабильный уровень расходов бюджета по крайней мере два года, даже если цены на нефть упадут.

А фонд будущих поколений, на мой взгляд, можно тратить на стратегические вещи - развитие инфраструктуры или выработку новых источников энергии. При этом его траты должны осуществляться на основе общественного консенсуса. Так что я бы пока не торопился делить деньги стабилизационного фонда. Не потому, что их некуда девать, а потому что нужны эффективные механизмы их траты и консенсус в обществе по этому вопросу. Ни того, ни другого пока нет.

ДОСЬЕ

ШОХИН Александр Николаевич - родился в 1951 году. В прошлом зампред Правительства РФ, министр труда и экономики, депутат Госдумы. В настоящее время - председатель Наблюдательного совета инвестиционной группы "Ренессанс Капитал", председатель координационного совета предпринимательских союзов России. Доктор экономических наук, профессор, президент Высшей школы экономики. Член Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ.

* * *

Досье

Долг России Международному валютному фонду составляет 3,9 млрд. долларов. По графику он должен быть погашен до 2007 года.

Долг России Парижскому клубу (международной организации стран-кредиторов, объединяющей 20 государств) составляет более 40 млрд. долларов.

По части облегчения долгового бремени беднейшим странам Россия в абсолютном выражении находится на третьем месте в мире после Японии и Франции.

Россия согласилась в рамках Парижского клуба списать Ираку 80 процентов его долга, который составляет 10 млрд. долларов (8,5 млрд. - госдолг, 1,5 млрд. - долг по коммерческим кредитам).