• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Игорь Ашманов "Жизнь внутри пузыря: как менеджеру выжить в инвестируемом проекте"

Ведомости. 27 августа 2008

Колонка "Новинки книжных развалов" газеты "Ведомости".
Ведущий колонки — доктор исторических наук, профессор ГУ-ВШЭ Андрей Кузьмичев.

Игорь Ашманов "Жизнь внутри пузыря: как менеджеру выжить в инвестируемом проекте"
М.:, Манн, Иванов и Фебрер, 2008. 208 с.

Из рыхлого снега легко слепить снежную бабу. Покопавшись "в рыхлом наборе слегка олитературенных зарисовок с натуры", Игорь Ашманов, один из самых известных руководителей российского IT-бизнеса, решил "дать менеджеру несколько наглядных примеров и картинок из жизни" — и написал книгу.

Вот один из них, посвященный "получению" инвестиций, которые топ-менеджеры компании, где работал Ашманов, вкладывали в бизнес. "Получившийся процесс инвестирования можно образно описать так. Президент писал обоснование очередных затрат, посылал по электронной почте; финансовый директор ехал к инвестору за деньгами, привозил большой пакет наличности (и правда, большая часть расчетов была наличными), выкладывал все на стол в переговорной, — пишет автор. — Гасили свет, а когда свет зажигался, на столе оставалась гора чеков, расписок и квитанций разной степени убедительности".

Есть в книге и шустрые консультанты из компании Price & Kinsey Coopers, посетившие компанию несколько раз и через три месяца выдавшие "на-гора четыре усеянные логотипами книжки на пластиковых пружинах, в сумме пятьсот страниц, с подробно расписанными бизнес-моделями и тому подобным". И не менее стремительные люди инвесторов, сменившие бывших руководителей: в погоне за снижением расходов они урезали "деньги на питание, пропали булочки, возникли проблемы с бумагой и картриджами в принтерах и ксероксах, кончилась вода в кулерах". "Естественно, экономились на этом сущие копейки, но эффект деморализации персонала был максимальным", — делает вывод Ашманов, который "не всегда мог противостоять этим вредным нововведениям, хотя и был исполнительным директором". И доморощенные маги, появившиеся в компании в более трудные времена, обещавшие "магические результаты и волшебные прибыли".

Ашманову владельцы также обещали золотые горы, и в советах по выживанию для топ-менеджера, помещенных в конце книги, он пишет, что все надо документировать: "контракт на опцион или долю нужно очень грамотно и тщательно составлять, и тут важны в первую очередь критерии достижения заявленных целей как основания для выдачи доли или другого вознаграждения".

Он предлагает "оговаривать с нанимателем легко проверяемые параметры результата — это может быть объем продаж, выпуск конкретных проектов, просто условие проработать в проекте два года", но предупреждает каждого будущего наемного руководителя: "цель просто получать стабильный высокий заработок и интересную работу в течение года-двух-трех — плохая, негодная цель".