• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

РСПП обладает государственным менталитетом

Лица. 4 апреля 2006

Александра Николаевича Шохина с полным правом можно назвать одним из отцов новой российской экономики. Блестящий ученый-экономист, политик, он за время своей работы на самых высоких должностях в Правительстве РФ и в Государственной думе зарекомендовал себя с самой лучшей стороны, заслуженно пользуясь авторитетом как среди представителей различных политических течений, так и в широких деловых кругах. В настоящее время он является президентом Российского союза промышленников и предпринимателей - бесспорного флагмана отечественного бизнеса.

- Александр Николаевич, сформулируйте, пожалуйста, основные цели и задачи, стоящие перед РСПП на сегодняшний день.

- РСПП, который в общественном сознании традиционно и несправедливо ассоциируется с объединением представителей крупного капитала, провозгласил своей миссией защиту интересов предпринимательского сообщества в целом и таких его фундаментальных ценностей, как экономическая свобода, конкуренция, разумное присутствие государства в экономике, не ущемляющее деловую активность. Исходя из этой миссии мы в нашей публичной деятельности в большей степени становимся защитниками интересов малого и среднего бизнеса. Ведь крупный капитал имеет возможность так или иначе договариваться с властями. У него есть финансовые и административные ресурсы для того, чтобы решить свои проблемы. Да и сама власть, общаясь с бизнесом, пытается учитывать интересы крупных корпораций, исходя из понимания того, что последние в условиях глобальной конкуренции должны чувствовать себя уверенно на сцене мирового рынка. А малый и средний бизнес заинтересован в стандартных универсальных правилах игры, будь то налоговая система, система лицензирования и различного рода надзорно-контрольные мероприятия многочисленных проверяющих органов. Нам бы хотелось, чтобы нас воспринимали как организацию, защищающую фундаментальные ценности предпринимательства, те базовые принципы, которые способствуют экономическому росту страны в целом. РСПП не корпоративная цеховая организация и не профсоюз крупного бизнеса. Мы считаем, что отстаивание интересов предпринимательства в целом - сложнейший фактор роста экономики, инвестиционной активности. Поэтому РСПП в полной мере может рассматриваться как организация с государственным менталитетом в полном смысле слова.

- Какие политические силы, по вашему мнению, выражают и защищают интересы малого и среднего бизнеса?

- Традиционно считается, что интересы бизнеса выражают консервативные и либеральные партии. Социал-демократические силы, исходя из критериев социальной справедливости, больше делят то, что бизнес наработает. Экономическая свобода - это либералы, защита социальной справедливости - социалисты. Вот традиционное разделение труда между различными частями политического спектра. В этом смысле РСПП вроде бы должен пестовать правые либеральные партии. Но мы убеждаем все политические силы в необходимости поддержки бизнеса, как с точки зрения его защиты от чрезмерного административного давления, так и со стороны создания необходимых условий для реализации творческого и делового потенциала людей. В этом плане мы готовы работать и с левоцентристами, и с центристами, и с правоцентристами, имея в виду, что ни одна партия не захочет напрямую выступать против поддержки предпринимательства. Другое дело, что, как говорится, дьявол прячется в деталях. Защищая базовые принципы предпринимательства, различные политические силы будут по-разному их реализовывать в своих законопроектах. Тем не менее нам важно определить пересекающееся множество интересов политических партий, в которых интересы бизнеса будут обозначены. Свои партии мы строить не намерены, хотя в предшествующие годы РСПП оказывался ядром кристаллизации политических организаций. В начале 90-х это был "Гражданский союз", потом - Российская объединенная промышленная партия. Но я объявил своим коллегам, после того как был избран президентом РСПП, что наша организация не будет заниматься партийным строительством. Мы будем защищать свои интересы через контакт с основными политическими силами. В первую очередь с партией большинства. Это не означает, что РСПП будет подталкивать бизнесменов дружными рядами вступать в "Единую Россию". Мы должны наладить диалог с этой партией на всех уровнях, с тем чтобы в ее соответствующих программных документах как можно больше было прописано позиций, отвечающих интересам РСПП. Мы очень тесно работаем с фракцией "Единой России" в Думе по животрепещущим для нас вопросам. Например, по проблеме налогового администрирования. Было бы бессмысленно такие вопросы обсуждать с партиями, не представленными в Думе. В лице "Единой России" РСПП имеет очень мощный инструмент для решения определенных задач в самых разных экономических областях, максимально отвечающих интересам российского бизнеса в целом, а не только крупного капитала. Вообще, тесное взаимодействие с партией большинства в парламенте жизненно необходимо РСПП, потому что это реальная технология продвижения наших интересов. Тем не менее в условиях начинающегося нового политического цикла у нас появляются новые задачи, в том числе встречи с различными немаргинальными политическими силами, с тем чтобы убеждать их включить в экономические разделы своих политических программ положения о защите интересов отечественного предпринимательства. Не в последнюю очередь, исходя из этого, мы обнародуем свою трехлетнюю экономическую программу и будем проверять готовность тех или иных партий сотрудничать с РСПП по вопросу совместимости их предвыборных платформ с нашими предложениями.

- Александр Николаевич, вы являетесь членом Общественной палаты РФ. Сможет ли этот новый политический институт выполнить в полной мере возложенные на него функции?

- Безусловно, может и должен. В этот институт вошли очень уважаемые люди - и в гражданском обществе, и на политическом Олимпе. И у меня такое впечатление, что они не захотят через два года оказаться участниками проекта, который не состоялся или вовсе провалился. Я знаю многих своих коллег по Общественной палате, в том числе председателей комиссий, - у них достаточно амбициозные планы. У Общественной палаты есть желание быть посредником между властью и гражданским обществом. В этой связи одна из основных задач Общественной палаты не только организовывать собственную деятельность (в том числе экспертизу законопроектов или формулировку позиции по общественно значимым вопросам), но и работать с теми неправительственными организациями и институтами, которые не имеют своих представителей в Общественной палате. Это своего рода проводник, рупор гражданского общества. Кроме того, надо иметь в виду, что по образу и подобию Общественной палаты РФ в большинстве субъектов России созданы аналогичные структуры. Где-то - гражданские ассамблеи, где-то - общественные советы, где-то - общественные палаты. Они тоже проявляют достаточно высокую активность, и, более того, нельзя исключать, что при очередной ротации Общественной палаты мы станем свидетелями демонстрации эффективности общественных палат различных субъектов Федерации и региональных округов. Поэтому, если члены Общественной палаты РФ будут недостаточно активны, то произойдет ротация снизу, которая станет достаточно результативной. То есть среди институтов гражданского общества есть реальная конкуренция за право быть выразителем его интересов. Хотя есть много нерешенных вопросов. Один из них -отсутствие бюджета для экспертизы законопроектов. Ближайшее заседание будет посвящено в том числе той катастрофической ситуации, что лишь 5 млн. рублей планируется выделить на экспертизу законопроектов по всем 17 комиссиям Палаты. Очевидно, что не может быть даже речи о привлечении высокопрофессиональных экспертов на какой-то другой основе, кроме как на дружеской и бескорыстной. Профессионалов в самых разных областях придется выдергивать из рынка, чтобы провести независимую экспертизу. Наша задача заключается не в том, чтобы лоббировать интересы тех организаций, которые нас делегировали в Общественную палату. Было бы очень просто, если бы я, будучи председателем комиссии экономического развития, претворял в жизнь исключительно позицию РСПП, президентом которого являюсь, а мои коллеги делали бы то же самое в отношении своих материнских организаций. В отсутствие бюджета это неизбежно. Наоборот, при достаточной величине бюджета любой руководитель заинтересован "прокатать" позицию делегировавшей его организации на как можно более широком круге общественности и заручиться ее поддержкой (в том числе скорректировав свою позицию). Поэтому проблема бюджета - это вопрос не комфортности жизни Палаты, но эффективности ее работы. И все-таки, несмотря на сложности такого рода, я думаю, что члены Палаты захотят с достоинством завершить свою двухгодичную работу.

- Александр Николаевич, какая роль отводится российскому бизнесу в реализации национальных проектов?

- Государство по-прежнему заинтересовано в привлечении бизнеса к реализации четырех национальных проектов. Бизнес, со своей стороны, готов принять в этом самое активное участие, даже не рассчитывая на возможные преференции. Главное - выработать эффективный механизм взаимодействия предпринимателей и власти. В частности, такое взаимодействие возможно при реализации проекта "Образование". Но для этого необходимо состыковать интересы бизнеса и государства. Для предпринимателей должен быть выработан механизм попечительства и соучастия в управлении образовательными институтами.

- Насколько стабильна стратегическая обстановка в финансовом секторе экономики нашей страны? Каков ваш прогноз на ближайшие несколько лет?

- Если говорить о ситуации в банковском секторе, то она достаточно стабильна. Была сравнительно быстро пережита турбулентность 2004 года, после чего вступила в силу система страхования вкладов, в которую вошло около 1 000 банков. И это, конечно же, очень мощный фактор стабилизации банковской системы. Закон "О кредитных историях" и создание всеобъемлющей базы данных о неблагонадежных заемщиках также позволит сделать важные шаги в сторону стабилизации. Но вместе с тем есть элементы тревоги. Они связаны с большим объемом кредитования со стороны государственных банков, с большим объемом корпоративной задолженности (внешней задолженности в том числе). У нас активно сокращается государственный внешний долг за счет досрочного погашения из средств Стабилизационного фонда, но корпоративные заимствования растут очень быстрыми темпами, поэтому возможность корпоративных дефолтов может негативно повлиять на банковский сектор. Кстати, сами банки выступают активными заемщиками на международных рынках. И, кроме того, сейчас мы наблюдаем явное сокращение ликвидности банков. Несмотря на то что денег в экономике страны много, показатели ликвидности банков ухудшаются. Это происходит по многим причинам. Не последнюю роль играют особенности денежно-кредитной политики властей. Однако есть все возможности для того, чтобы те неблагоприятные тенденции, которые формируют у специалистов ощущение тревоги, не сложились вместе и не выдали неблагоприятный результат в виде банковского кризиса, скажем, к 2009 году. Я думаю, что подобные прогнозы не должны сбыться, так как есть время для решения всех названных проблем. Вообще, хорошо уже то, что мы говорим об этом в таких терминах. Гораздо хуже было бы, если б мы повторили опыт 1 997-1 998 годов, когда даже 1 6 августа 1 998 года мы слышали из уст Президента РФ успокоительные речи. Так что, если мы заранее примем необходимые меры - улучшение ликвидности банковского сектора через программу рефинансирования со стороны ЦБ РФ, - никакого сложения негативных трендов не произойдет. В общем, я считаю, что пока прогноз достаточно благоприятный и если что-то и покалывает, то на данном этапе достаточно анальгина. В хирургическом вмешательстве нет необходимости.

- Александр Николаевич, кого вы можете назвать своими учителями, кому особенно благодарны?

- Если говорить о моей карьере после вуза, то так получилось, что из-за моих взглядов меня не допустили до поступления в аспирантуру экономического факультета МГУ. Имелась в виду моя "идеологическая незрелость". На семинарах по философии и истории партии я позволял себе ставить много вопросов, на которые в то время у преподавателей ответов не было. Был найден компромисс. Меня распределили на кафедру политэкономии экономфака, но разразился еще больший скандал, поскольку эта кафедра была намного больше пронизана идеологией, чем аспирантура экономического факультета. Я три месяца пытался найти какой-то выход и в итоге с бумажкой, подписанной тогдашним деканом, получил свободное распределение и, не оформив его в соответствующем министерстве (Минвузе СССР), попал в Институт Госплана СССР. Там у меня были замечательные учителя. Я с благодарностью вспоминаю профессора Бориса Ракитского. Работая с ним, я за три года написал диссертацию и быстро ее защитил. В дальнейшем он ввел меня в определенные круги социал-демократического толка, и в 1991 году эти люди сделали мне предложение стать министром труда РСФСР, которое я принял 19 августа. Так что Борис Ракитский не только был моим учителем в науке, но и во многом повлиял на мою последующую политическую жизнь.

- У руководителя вашего уровня, как правило, очень мало свободного времени. И все же - как вы отдыхаете, есть ли любимые увлечения?

- По многим причинам отдых для меня - не суббота и воскресенье, которых зачастую просто не бывает, а новогодние или летние каникулы, когда появляется возможность как следует отдохнуть. Как правило, я разрываюсь между горными лыжами и экзотическими путешествиями. Не так давно я совершил такое путешествие в Перу и Эквадор, где удалось посетить и высокогорное озеро Титикака, города Куско, Трухильо, пустыню Наска и другие удивительные места доколумбовой эпохи. Тогда же состоялась блестящая поездка по Галапагосам, где что ни остров, то совершенно новая своеобразная среда, отличные от других флора и фауна. Два года подряд мы ходили летом в Арктику. Один раз на ледоколе "Ямал" на Северный полюс, другой - на ледоколе "Капитан Хлебников" по заполярной Канаде. Года три назад ездили в Южную Америку: остров Пасхи, Чили, Аргентина с залетом в Антарктику. Недавно купил одну интересную книгу-путеводитель, которая называется так: "1 000 мест, которые надо увидеть, прежде чем умереть". Вот я и пытаюсь реализовать эту программу, посмотреть как можно больше. Ну а зимой - лыжи, как правило. Между прочим, я обнаружил одну замечательную вещь: когда идешь на беговых лыжах, в голову лезут разные производственные мысли, а при спуске на горных лыжах - скорость-то выше -от разных дел моментально отвлекаешься. Поэтому горно-лыжный спорт мне больше нравится.

 


ШОХИН АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ родился 25 декабря 1951 года в Архангельской области. Окончил экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. В 1974-1982 годах работал в Научно-исследовательском экономическом институте Госплана СССР, Научно-исследовательском институте труда Госкомтруда СССР. В 1982-1987 годах - заведующий лабораторией в Центральном экономико-математическом институте и затем в Институте народно-хозяйственного прогнозирования Академии наук СССР. В 1987-1991 годах - советник министра иностранных дел СССР по экономическим вопросам, начальник управления международных экономических связей. В 1991-1994 годах - заместитель председателя Правительства Российской Федерации. Одновременно занимал посты министра труда РСФСР, министра труда и занятости населения РФ, министра экономики РФ, председателя Российского агентства международного сотрудничества и развития. В 1998 году - заместитель председателя Правительства Российской Федерации по финансово-экономическим вопросам. В 1994-2002 годах - депутат Государственной думы трех созывов. В этот период - первый заместитель председателя Государственной думы, руководитель парламентской фракции "Наш дом - Россия", председатель Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам. В 2002-2005 годах - председатель наблюдательного совета ИК "Ренессанс-Капитал". В настоящее время - президент Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей), член Общественной палаты РФ, член Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов. Входит в состав ряда совещательных органов при Президенте РФ и Правительстве РФ: член Межведомственной комиссии Совета безопасности РФ, член комиссии Правительства РФ по административной реформе. Награды: орден Почета, медаль в честь 850-летия Москвы. Док-тор экономических наук, профессор. Президент Государственного университета - Высшая школа экономики.