• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Россия — рай для дизайнеров, здесь все подлежит реконструкции»

21 марта в Школе дизайна НИУ ВШЭ пройдет день открытых дверей направления «Дизайн среды». Новостная служба ВШЭ поговорила с куратором этого направления Александром Джикия о том, чем будут заниматься студенты, а также о том, зачем дизайнеру проводить психологические консультации, как раскрыть смысл «Черного квадрата» и при чем тут философия.

Со следующего учебного года студенты Школы дизайна НИУ ВШЭ в рамках единой образовательной программы уже с первого курса смогут выбрать более узкую специализацию. На выбор предлагается четыре профиля — «Дизайн среды», «Мода», «Коммуникационный дизайн» или «Анимация ииллюстрация».

Дизайнер-универсал

В мире вообще все связано с дизайном — это такая универсальная область. Я знаю это на собственном опыте. В 1985 году я закончил МАРХИ, после оформлял выставки, был художником на НТВ, иллюстратором в журналах, занимался книжной графикой, работал даже в нью-йоркcком Музее Гуггенхайма.

С осени я буду вести первый курс бакалавриата по направлению «Дизайн среды». Главная задача моих занятий — то, что называлось в Баухаусе «форкурс»: я буду рассказывать о больших и основополагающих вещах, которые дают необходимую базу для дальнейшего осознанного обучения, роста и понимания встроенности себя как специалиста в творческую и коммерческую среды. Я постараюсь в рамках курса передать те универсальные навыки и знания, что накопил за всю жизнь, и особенно — за время практики.

Где дизайнер среды может применить себя? Поверьте: везде, что в поле вашего зрения. Допустим, есть дом. Вот мы его «одели» изнутри и снаружи. Но есть пространства и вокруг дома — сад, площадки, зоны отдыха. В ведении дизайна среды также находятся системы навигации. Навигация соединяется с коммуникативным и графическим дизайном — поэтому мы даем необходимые знания, в том числе и в этих областях.

Кроме того, есть творческие рабочие пространства, которое подразумевает некую декоративность и напрямую сочетается с театральным дизайном и художественной постановкой в кино. Так что работа дизайнера среды может выйти далеко за рамки утилитарных задач. Предмет обширен, но на протяжении обучения студенты смогут выбирать необходимые дисциплины, получая достаточно информации и навыков, чтобы при устройстве на работу иметь багаж, который позволит им стать универсальными специалистами.

Дизайнер-стилист

Дизайн среды — это дизайн всех пространств, которые ежедневно нас окружают, кроме непосредственно архитектуры. Все взаимодействие человека внутри здания ложится на плечи интерьерного дизайнера. Это он думает: как оформить фойе, коридоры, парковку, даже ландшафт вокруг. На этапе организации пространства дизайнер становится важнее архитектора, он комплексно видит человека в среде обитания, оживляет эту среду.

Раньше архитектура считалась матерью искусств и задавала дальнейшую стилистическую разработку всего остального — само здание уже подразумевало стиль. С постмодерном мы пришли к тому, что единого стиля больше нет. Так одним из важных аспектов в обучении дизайну становится изучение разных стилей и приложение их к современности. Даже если в XXI веке придется иметь дело с барочным замком. Поэтому архитектурный стилист — еще одна специальность дизайнера среды.

Дизайнер-психотерапевт

В западном образовании очень любят гештальт — преподавателей чересчур волнует физиология восприятия объектов: черный цвет вызывает депрессию, красный возбуждает ну и т. п. По их мнению, любая структура вызывает психологическую реакцию. Но гармония, которой они пытаются научить через психологию, невозможна без геометрии — это основа комфортной среды обитания для человека. Именно на сочетании гештальта и геометрии построен мой курс. Вместе с тем студенты будут сочетать в своей учебе работу руками и компьютерное моделирование.

Да, в какой-то степени дизайнер — это психотерапевт. Порой в работе нужно забыть о собственных предпочтениях и прислушаться к клиенту. Дизайнер должен быть прежде всего человеком умным, спокойным, прощающим слабости других людей, которые зачастую не представляют, чего хотят. Мои друзья-архитекторы говорят, что большая часть их работы заключается в проведении образовательно-психологических консультаций.

Дизайнер-философ

Вкус — это некий консенсус в понимании, что такое красиво/некрасиво. И когда это понимание есть — дальше можно рассматривать мир как целостность и совокупность гармонических отношений. Чтобы понять эту космическую гармонию, надо объяснить человеку определенные законы формообразования. В первую очередь он должен научиться смотреть и видеть, и вот эта совокупность воспринятых художественных «примеров» и есть вкус. Дальше, по мере использования накопленных знаний, приходит понимание, что «Черный квадрат» — не просто квадрат, а определенный этап в развитии искусства.

Научить вкусу можно. Если у человека нет вкуса, то это не генетическое свойство, потому что в основе вкуса — элементарная насмотренность. А дальше никуда не деться. Вкус — это понимание, что такое хорошо, что плохо. Мы видим, как это работает — наши абитуриенты зачастую кроме Шишкина и Айвазовского никого не знают. Но во всех учебных проектах заложено визуальное исследование — прежде, чем что-то делать, студент готовит мини-выставку из объектов, которые могут понадобиться ему для решения поставленной задачи. Таким образом, ребята быстро развиваются и уже через год делают блестящие работы. Такой крен в сторону арт-практики очень важен. Например, классическое образование в XIX веке включало языки, танцы, шпагу — и нашу программу нам хотелось бы выстроить как фундамент для человека, который хочет успешно жить в мире искусства, дизайна, визуальных коммуникаций

Мещеряков Арсений Владимирович
руководитель Школы дизайна

Дизайнер-ремесленник

Мы, как наставники, должны научить студентов чувствовать материал. Графический дизайн позволяет передать зрительно-вербальную информацию на бумаге и электронных носителях. А когда мы имеем дело с дизайном среды, мы работаем с трехмерным пространством, где материальность выходит на первый план. Дизайнер должен владеть системой передачи трехмерного образа: придумать объект, создать трехмерную модель на компьютере, понять, как создаются чертежи и рабочие документы, по которым модель воплощается в реальность, самостоятельно создать физический макет из гипса, бумаги, ткани и так далее.

С созданием реального макета приходит понимание — как себя ведет 3D-модель в жизни. Это хороший опыт для первокурсника, потому что такая работа создаст мостик между воображением и реальностью и научит его говорить новым языком.

Дизайнер-герой

Вот в Европе очень трудно себя проявить, что-то изменить, модернизировать. Европа уже доросла до пределов дизайна, а у нас даже с навигацией в городе проблема. В этом отношении Россия — рай для дизайнеров, здесь все подлежит реконструкции, и это великое счастье, потому что есть огромный резерв работ. Это большое, долгое и интересное дело, а кроме того, способ оставить свой след и преобразовать будущее в свою сторону. Так что дизайнер — это, прежде всего, человек, который делает жизнь лучше.

Дарья Нурмуканова, студентка Школы дизайна НИУ ВШЭ, 3-й курс, специализация «Дизайн среды»

Вначале этого учебного года меня взяли на стажировку в английскую фирму Vulcan Works, которая занимается дизайном среды. Три месяца я как второй дизайнер дистанционно работала над эскизом, концепцией и планированием проекта, который готовился к фестивалю Luminasia вгороде Монтеррей в Мексике. Он был заказан госучреждением Turismo Nuevo Leon в Мексике в городе Монтеррей, продюсировался компанией ISA, а проектировался дизайнерами из Vulcan works.

В ноябре 2014 года я отправилась в Мексику, чтобы помочь с реализацией проекта на месте. Там я провела две недели и получила неоценимый практический опыт.

Задумывался грандиозный фестиваль света, посвященный наступающему Рождеству. Нам предстояло в кратчайшие сроки воплотить проект в реальность. Спроектированные нами полярные медведи, пингвины в шарфах, город из леденцов, мексиканские пиньяты должны были стать гигантскими световыми скульптурами. Центральным объектом был огромный сказочный замок на острове посреди реки. Мы, дизайнеры из Vulcan works, создавали абсолютно все объекты для Luminasia. Я была правой рукой и помощником главного дизайнера, участвовала в координации и реализации каждой стадии проекта. Это дало мне понимание того, как вообще работает индустрия дизайна.

В процессе приходилось много общаться с людьми из разных стран, среди которых я была единственным участником из России. В моем возрасте я руководила работой 18 подчиненных, осознавая всю ответственность поставленной задачи. Было непросто, однако теперь мне по силам справиться со сложной профессиональной задачей.

Сейчас я готовлюсь к другому похожему проекту, это будет фестиваль, который пройдет в Лос-Анжелесе в конце года.

Видео о фестивале

Другие направления в Школе дизайна: 

«Все — от баннеров на сайтах до спецэффектов в кино — это творение художников-аниматоров». Интервью с куратором направления «Анимация и иллюстрация» Алексеем Рюминым

«Глянцевые журналы и бренды одежды испытывают дефицит в людях, которые понимают индустрию моды». Интервью с куратором направления «Мода» Анзором Канкуловым

«Дизайнер — это мастер мгновенного смысла». Интервью с куратором направления «Коммуникационный дизайн» Александрой Кузнецовой

Вам также может быть интересно:

Стать студентом на один день: в НИУ ВШЭ прошел день открытых дверей

Общеуниверситетский день открытых дверей для поступающих в бакалавриат и специалитет состоялся в корпусе НИУ ВШЭ на Покровском бульваре 3 марта. За один день абитуриенты и их родители ознакомились с многообразием кампусов, факультетов, образовательных программ и довузовских проектов университета. Преподаватели и другие сотрудники, а также студенты Вышки рассказали, как поступить в университет, как устроен учебный процесс и какие перспективы открываются перед выпускниками.

«В нашем университете открывается огромное количество возможностей»

Как выбрать специальность по душе? Тяжело ли первокурснику освоиться в Вышке? Планирует ли университет открывать новые кампусы в регионах? На эти и другие вопросы в преддверии Общеуниверситетского дня открытых дверей для поступающих в бакалавриат и на специалитет ответил ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов.

День открытых дверей: почувствовать себя вышкинцем

3 марта в Высшей школе экономики пройдет Общеуниверситетский день открытых дверей для поступающих в бакалавриат и специалитет. Это одно из значимых событий для университета, преподавателей, студентов и, конечно, абитуриентов. Участники познакомятся с академической и внеучебной средой Вышки, пообщаются с представителями факультетов и образовательных программ, примут участие в активностях и узнают о возможностях для саморазвития.

Победители конкурса Школы дизайна ВШЭ и «Главстрой» получат гранты на обучение в магистратуре «Дизайн среды»

Школа дизайна НИУ ВШЭ и группа компаний «Главстрой» объявляют о долгосрочном сотрудничестве и новом формате работы с магистрами. В рамках партнерства пройдет открытый конкурс портфолио, восемь победителей которого получат гранты на обучение в магистратуре «Дизайн среды. Продвинутый уровень». На протяжении двух лет студенты будут совершенствовать профессиональные навыки, работая над реальными брифами, чтобы стать частью команды одного из крупнейших российских девелоперов после защиты диплома.

ФКН, «Самолет», магистратура: как в Вышке будут готовить дата-аналитиков для сферы девелопмента

1 июня в 18:00 в онлайн-формате состоится день открытых дверей магистерской программы НИУ ВШЭ «Анализ данных в девелопменте», набор на которую впервые будет проведен в этом году. Программа реализуется факультетом компьютерных наук совместно с индустриальным партнером — одной из крупнейших российских девелоперских компаний «Самолет», которая профинансирует обучение 30 лучших студентов. Об особенностях программы рассказала ее академический руководитель Мария Горденко.

«Креатив сегодня нужен каждому бизнесу»

9 апреля Школа коммуникаций НИУ ВШЭ провела первый день открытых дверей в обновленном здании в Малом Трехсвятительском переулке. Абитуриенты смогли принять участие в мастер-классе Александра Копылова, преподавателя бакалаврской программы «Стратегия и продюсирование в коммуникациях», а также задать вопросы руководителям школы.

«ВШЭ в Нижнем Новгороде интегрирована во все ключевые направления развития региона — науку, образование, IT-индустрию»

9 апреля нижегородский кампус НИУ ВШЭ открыл двери для абитуриентов бакалавриата. Интеллектуальное пространство Высшей школы экономики развернулось на трех этажах Академии «Маяк» им. А.Д. Сахарова — нового культурно-просветительского центра Росатома, расположенного в отреставрированном здании уникального памятника архитектуры, торгового дома комплекса банка Рукавишникова.

«Мы предлагаем уникальный подход к образованию современных актеров»

21 марта в онлайн-формате прошел день открытых дверей образовательной программы «Актер» Института кино НИУ ВШЭ. Абитуриенты смогли задать волнующие их вопросы: как устроена образовательная программа, какие карьерные перспективы ждут выпускников, чем уникальны методики, используемые на программе, и другие.

Николай Куричев: «Мы хотели создать географическое образование нового поколения, и нам это удалось»

Факультет географии и геоинформационных технологий открылся в НИУ ВШЭ в 2019 году, в 2020-м прошел первый набор в бакалавриат, а в 2022-м появилась первая магистерская программа. Как возникла идея обучать географов в стенах Высшей школы экономики, каких результатов удалось достичь и с какими трудностями пришлось столкнуться за прошедшие годы, рассказал декан факультета Николай Куричев.

День выбора: в стенах Вышки каждый найдет занятия по интересам

12 марта в комплексе «Покровка» НИУ ВШЭ состоялся день открытых дверей. Абитуриентам и их родителям рассказали о правилах поступления в университет в 2023 году, о его кампусах в четырех городах, образовательных программах, возможностях внеучебной деятельности студентов и других особенностях НИУ ВШЭ. На входе волонтеры выдавали участникам карты комплекса с указанием точек проведения мероприятий, так что каждый мог построить индивидуальный маршрут по стендам, мастер-классам и другим активностям, интересным именно ему.