• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Профили, «концентрации» и пожизненное образование

О подходах к обучению, международных связях и программах, преподавательском составе и студентах факультета менеджмента ГУ-ВШЭ рассказывает его декан Николай Филинов.

Николай Борисович, что вы думаете о наборе студентов прошлого года, первого на основе ЕГЭ в нашей стране? Какие впечатления от нынешних первокурсников?

— На мой взгляд, худшие опасения, связанные с новой схемой набора студентов, не оправдались. Преподаватели, работающие с первым курсом, по-разному оценивают наш факультетский набор, но в целом новый механизм отбора позволил собрать вполне работоспособный курс. Тот факт, что кого-то пришлось отчислить по итогам первой же сессии, естественен. Какая-то часть ребят, не справляющихся с программой или пришедших к нам случайно, отсеивается каждый год. Хотел бы отметить, что больше половины студентов из общего количества зачисленных к нам на бюджетное обучение составляют призеры олимпиад. Поэтому разговоры о том, что ЕГЭ — это единственный способ поступить в вуз, не соответствуют действительности.

Чем отличается образование, которое ваш факультет предлагает абитуриенту, от многочисленных программ других вузов этого же профиля?

— Вы правы, сейчас бакалавров по менеджменту готовят в огромном числе вузов страны. Мы находимся в окружении очень разных конкурентов, среди которых есть и сильные университеты, и не очень. У некоторых людей сложилось убеждение, что менеджеров готовить достаточно легко: нет необходимости в специальном оборудовании или лабораториях, а преподавать менеджмент могут практики и вузовские преподаватели общественных дисциплин. Если есть помещение, компьютеры и учебники, то вроде бы можно начинать обучение менеджеров. Отделения менеджмента открылись во многих вузах, в том числе непрофильных. В отличие от многих других университетов, основную задачу мы видим в обеспечении фундаментальных основ образования. Первостепенную роль в решении этой задачи играет высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав. У нас работают ведущие специалисты в области менеджмента — авторы учебников, книг, методических разработок, то есть не те, кто транслирует чужие знания, а сами производители этих знаний. Кроме того, наши преподаватели в течение многих лет вовлечены в консалтинг и имеют хорошие связи с бизнесом.

Еще одним важным отличием нашей программы бакалавриата является так называемый дженералистский принцип обучения. У нас нет отдельного приема студентов на маркетинг или управление человеческими ресурсами, хотя в принципе можно готовить менеджеров по двенадцати профилям. Обсуждение этой темы в управленческом образовании идет давно. Последняя подобная дискуссия, в которой я участвовал, состоялась на конференции по бакалаврским программам Европейского фонда развития менеджмента в Швеции осенью прошлого года. Основной вопрос — нужно ли делать подготовку специализированной в узких областях, таких как управление проектами или маркетинговые коммуникации, или по отраслям: в машиностроении, сфере услуг, туризме, транспорте... Большинство наших коллег в Европе склоняются к тому же, на чем остановили свой выбор и мы. На этапе бакалаврской подготовки, когда большинство ребят еще плохо себе представляют сферу своей будущей деятельности, они не готовы сделать выбор однажды и на всю жизнь, и поэтому не надо загонять их в узкие рамки. Нужно дать студентам фундаментальное образование и шаг за шагом подвести их к выбору сферы будущей деятельности.

В то же время у студентов в ходе обучения могут быть какие-то определенные интересы и профессиональные планы. Мы стремимся предоставить им возможность профилизации в мягкой форме и не сразу, а на двух старших курсах бакалавриата, когда студенты могут осуществить специализацию в своей подготовке за счет выбора элективных дисциплин, выбора места прохождения практики и кафедры, на которой готовится выпускная квалификационная работа. Этот путь — общая подготовка с возможностью «мягкой» специализации - представляется нам оптимальным. Суть этого подхода — в максимальной индивидуализации образования.

На этом пути есть и трудности, и проблемы, разумеется. Одна из них заключается в том, что студент часто не обладает достаточными сведениями, чтобы сделать правильный, осознанный выбор. Могу привести вот такую аналогию: что было бы, если бы доктор предоставил пациенту самому выбирать себе лекарства?.. В образовании часто возникает точно такая же проблема. Когда студент стоит перед списком элективных дисциплин и выбирает, куда записаться, он ведь еще не знает, что собой представляют эти курсы, и часто выбор в пользу того или иного курса происходит случайным образом — название курса понравилось или приятель на этот курс записался. Неорганизованный, неструктурированный выбор чреват серьезными ошибками. Это очень сложный, деликатный процесс. Решение проблемы мы видим в использовании формата так называемых «концентраций», то есть пакетов элективных дисциплин, обеспечивающих их логическую взаимосвязь и функциональную полноту подготовки. Примерно так же устроена, к примеру, бакалаврская программа по управлению бизнесом Уортонского университета в США, которая признана одной из лучших в мире.

Кстати, мы нацелены и на то, чтобы сделать нашу программу международной: подготовить курсы на английском языке, привлечь к преподаванию специалистов, получивших ученые степени в зарубежных университетах и способных обогатить программу академическим опытом других стран, развивать программы студенческих обменов. Резюмируя все сказанное, можно выделить три основополагающих принципа, отличающих нашу образовательную программу: фундаментальная основа, «мягкий» и максимально индивидуальный подход к специализации бакалавров и интернационализация программ.

Расскажите, пожалуйста, о формах обучения студентов. Появились ли какие-то новые методики преподавания на факультете?

— Менеджер должен обладать целым комплексом качеств и знаний. Он должен не просто разобраться в какой-то сложной экономической проблеме, не просто принять правильное решение, но и обеспечить реализацию этого решения — объяснить задачу подчиненным, заинтересовать их, мотивировать. Это очень широкий спектр знаний, который нам необходимо  дать студентам — и гуманитарные знания, и бухгалтерский учет, и финансы, и основы экономики - и все это им нужно освоить в синтезе, во взаимодействии.

Мы стараемся разумно сочетать традиционные формы обучения с инновационными. Лекции, семинары, практикумы, деловые игры, разбор кейсов и видео-кейсов. Кстати, видео-кейс — сложнее и продуктивнее кейса, изложенного на бумаге. Когда вы читаете материал кейса, то там «диагноз» уже поставлен. Например, четко прописано, что в коллективе развивается конфликт, и при разборе кейса студенты это обстоятельство учитывают с самого начала как данность. А когда анализируется видео-кейс, студент должен сам обнаружить этот конфликт и разобраться во всех тонкостях и обстоятельствах обсуждаемой ситуации, исходя только из беседы людей на экране. Например, понять, как эти люди относятся друг к другу, в чем суть проблемы. Эта форма обучения развивает в студентах навыки и наблюдателей, и психологов, и аналитиков.

Что касается новых форм и подходов к обучению, то мы сейчас экспериментируем с первокурсниками, меняя формат проведения курса «Введение в специальность». Мы хотим сделать знакомство с миром бизнеса и менеджмента более увлекательным. Логика курса заключается в том, что мы приглашаем ведущих профессоров факультета и предлагаем им поговорить со студентами о том, что им самим, профессорам, сегодня интересно. Программа курса состоит в том, что ее просто нет. Мы вполне осознанно допускаем, что ребята могут услышать противоречащие друг другу мнения и оценки. Тем лучше. Мы рассчитываем на то, что профессор, разговаривая со студентами о том, что волнует его самого, скорее заинтересует слушателей и передаст им свою увлеченность.

Как повлияло на работу факультета присвоение ГУ-ВШЭ статуса национального исследовательского университета?

— Наши исследовательские проекты, в том числе и международные, появились задолго до присвоения Вышке этого статуса. Но новый престижный статус обязывает нас развивать научные исследования и разработки, как говорится, вглубь и вширь. Кроме того, статус обязывает нас постоянно придерживаться высоких стандартов в любом проекте и влияет на всю деятельность факультета — на выбор партнеров, например. Недавно мы рассматривали возможность создания новой программы в довольно специфической отрасли менеджмента совместно с неким учебным заведением в Швейцарии. Этот вуз имеет хорошую репутацию и выпускает квалифицированных специалистов-практиков, но не ведет никаких исследований. И мы осознали, что уже переросли сотрудничество такого рода, потому что наши ресурсы должны быть направлены на взаимодействие с исследовательскими центрами, а не с теми, кто просто готовит хороших исполнителей.

Студенты магистратуры вашего факультета могут участвовать в международных магистерских программах двух дипломов. Расскажите, пожалуйста, о зарубежных партнерах этих программ.

— Нашими зарубежными партнерами стали школы с очень высоким мировым рейтингом именно по магистерским программам. Прежде всего, это одна из самых авторитетных бизнес-школ мира — Европейская школа менеджмента в Париже, магистерские программы которой ежегодно лидируют в рейтинге Financial Times. Бизнес-школа University of Leeds, и бизнес-школа University of Warwick в Великобритании, университет Гумбольдта в Германии  тоже являются нашими партнерами.

Выбор обусловлен тем, что они — лучшие. Мы сотрудничаем уже в течение многих лет, за это время удалось создать и тесное взаимодействие между профессорско-преподавательскими составами, и двухсторонний обмен студентами, и программу стажировок.

Огромную роль в любом сотрудничестве играет взаимное доверие. Университеты-партнеры доверяют нашему отбору студентов магистратуры, нашим экзаменам, оценкам, качеству программ обучения. Поэтому наши студенты принимаются там совсем не так, как выпускники других университетов. Магистрантам Вышки не нужно проходить дополнительный отбор в этих университетах. Их зачисляют в магистратуру университетов-партнеров ВШЭ по результатам наших экзаменов.

Еще одно важное направление развития этого сотрудничества — создание высокого уровня соответствия между профилем подготовки в России и профилем подготовки, скажем, во Франции. Это требует тонкой и всесторонней работы по координации учебных программ.

Какие проблемы факультет решает сегодня, если говорить о практической составляющей подготовки студентов?

— Разумеется, мы стараемся совершенствовать нашу практику: менеджмент — область практическая, поэтому без практики в компаниях овладеть управленческими навыками невозможно. Но это непростая задача, поскольку российские компании не очень-то открыты и не слишком заинтересованы допускать студентов в свою «кухню». Другая проблема заключается в том, что в Вышке нет инженеров, технологов, механиков, физиков, химиков. Это означает, что у нас нет людей, которые создавали бы технические новации, новые продукты, виды услуг. Исследовать рынок, просчитать затраты, организовать рекламную кампанию, найти источники финансирования, разобраться с человеческими ресурсами — этому мы наших студентов учим. Но в основе создания новых бизнесов лежат новые технологии. А специалистов этого профиля в ВШЭ просто нет. Ведущие зарубежные университеты идут по пути объединения усилий студентов отделений бизнеса и менеджмента со студентами, которые осваивают естественнонаучные и технические специальности. Одни предлагают технологическую идею, которая лежит в основе нового продукта, а другие просчитывают эту идею, обеспечивают маркетинг и так далее по цепочке — до реализации продукта. Каждый занимается своей частью общего дела. Поэтому мы сейчас договариваемся с целым рядом организаций, которые имеют ресурс реальных проектов для внедрения, и привлекаем наших ребят к экономическому и управленческому анализу и проработке этих проектов.

Поддерживает ли факультет связь с выпускниками?

— Мы не теряем связи со своими выпускниками. Тем более, что выпускник нашего факультета имеет возможность многократно к нам возвращаться — в магистратуру, аспирантуру, программу MBA, потом - DBA. Это практическая реализация того, что на Западе называется life-long learning, то есть пожизненное образование.

Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Введение ЕГЭ повысило мобильность выпускников

После введения обязательного единого госэкзамена (ЕГЭ) российские выпускники стали активнее переезжать в Москву и Санкт-Петербург, они стали чаще поступать в столичные вузы. Анна Юрко, Фабиан Слонимчик и Марко Франческони в ходе исследования «Последствия ЕГЭ: мобильность выпускников школ и расходы домохозяйств на образование» попытались понять, облегчил ли ЕГЭ поступление в вузы для иногородних абитуриентов.

Итоги первого этапа зачисления

Опубликованы приказы Высшей школы экономики о зачислении абитуриентов бакалавриата на 80% мест, выставленных на общий конкурс.

Позвонили, объяснили, вдохновили

На время приемной кампании в НИУ ВШЭ организован call-центр, сотрудники которого каждый день связываются с сотнями абитуриентов, стремящихся поступить в Вышку. Это делается для того, чтобы определить проходной балл на каждую программу и сформировать список приглашенных к зачислению абитуриентов.  Кто и о чем разговаривает с потенциальными студентами — в репортаже новостной службы ВШЭ.

9866

абитуриентов уже подали заявления на бакалаврские программы Высшей школы экономики в Москве. Общее количество заявлений составляет более 23 тыс. Сегодня, 24 июля, — последний день приема документов в бакалавриат.

Мужской взгляд на Вышку

Авторы студенческого проекта «Поступаем в Вышку» пообщались с юношами-абитуриентами разных образовательных программ Вышки и узнали об их ожиданиях.

Математики советуют не паниковать и решать задачи

Период подачи документов подходит к концу, накал страстей среди поступающих растет по мере приближения к дедлайну. В такой ситуации очень важно сохранить способность принимать рациональные решения и не поддаваться панике в общей суматохе. На помощь абитуриентам спешит математик Дмитрий Дагаев, который знает, что для поддержания мозга в тонусе нет ничего лучше математической задачки. Пару таких задач он подготовил для поступающих.

Не соглашайтесь на меньшее, или Почему политология именно в НИУ ВШЭ?

В ВШЭ продолжается прием документов на бакалаврские программы, в том числе и на «Политологию». Об особенностях обучения на этой программе, будущем выпускников-политологов и о новых возможностях, которые появились у абитуриентов в этом году, рассказывает академический руководитель программы Михаил Миронюк.

Вышка увеличивает количество платных мест на самых востребованных программах магистратуры

В этом году в связи со значительным приростом числа абитуриентов Ученый совет университета решил увеличить количество платных мест на самых популярных программах магистратуры. При этом недобравшие несколько баллов для поступления на бюджет смогут рассчитывать на 25-процентную скидку на оплату обучения.

Абитуриенты из разных регионов России рассказали о своих ожиданиях от предстоящего переезда в Москву

Каждое лето после сдачи ЕГЭ и празднования выпускных в Москву съезжаются тысячи абитуриентов со всех уголков страны. Поступление в столичный вуз — для многих давняя мечта, но осуществление ее дается нелегко. Авторы студенческого проекта «Поступаем в Вышку» поговорили с некоторыми абитуриентами, которые решили уехать из своего родного города, чтобы учиться в Москве.

5094

абитуриента подали заявления в магистратуру Вышки в этом году. Это в полтора раза больше, чем в 2014.