• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Такого большого числа бюджетных мест не было никогда»

В рамках магистерской программы «Прикладная политология» в этом году открываются принципиально новые направления: «Политическая экспертиза» и «Коммуникационный консалтинг». Об особенностях программы и возможностях, которые она предоставляет, рассказывает научный руководитель факультета прикладной политологии ГУ-ВШЭ Марк Урнов.

— Марк Юрьевич, в этом году изменилась структура магистерских программ факультета, с чем связаны эти изменения, и что ожидает студентов в связи с этим?

— Магистерские программы факультета прикладной политологии формируются в этом году, исходя из новой концепции преподавания на бакалавриате. До последнего времени у нас был бакалавриат «Прикладная политология» и специалитет «Реклама». После бакалавриата студенты могли учиться на двух магистерских программах: «Прикладная политология» и «Политический анализ и публичная политика». С этого года «Реклама» превращается в бакалавриат «Реклама и связи с общественностью». И поэтому меняется содержание магистерских программ. «Публичная политика и политический анализ» остается. А в магистерской программе «Прикладная политология» открываются два новых направления: «Политическая экспертиза» и «Коммуникационный консалтинг». Учебная программа «Политической экспертизы» включает три тематических блока: политические и экономические риски; современная российская политика; мировой политический процесс. «Коммуникационный консалтинг» также состоит из трех блоков дисциплин: коммуникационный анализ, стратегии коммуникационных процессов и коммуникационные практики.

— Каковы основные принципы формирования магистратуры на факультете прикладной политологии?

— В основе стратегии развития магистратуры лежат два основных принципа: стимулирование исследовательской деятельности магистров и четкое разграничение уровней преподавания в магистратуре и бакалавриате. В новой версии магистерской программы «Прикладная политология» значительно усиливается роль исследовательского семинара. На «Политической экспертизе» этот семинар будет называться «Политическая теория, методология и экспертиза». Предполагается, что руководить им будут первоклассные преподаватели — профессор кафедры общей политологии ГУ-ВШЭ Глеб Мусихин и профессор Московского государственного института международных отношений МИД России Михаил Ильин. В рамках семинара запланирован интенсивный курс «Законы политической науки» Стэйна Ларсона, известного норвежского политолога, автора фундаментального курса по теории и методологии политической науки, а также спецкурс по подготовке политических документов, который будут вести специалисты Компании развития общественных связей — одной из трех крупнейших частных PR-компаний России. На «Коммуникационном консалтинге» практическая составляющая обучения обеспечивается двумя другими лидерами российского PR-рынка: компаниями «Имидж-контакт» и «Никколо М». У обучающихся на магистерских программах нашего факультета есть хорошие возможности проводить собственные исследования, подключаться к исследованиям, проводимым нашей Научно-учебной лабораторией политических исследований, а также к исследовательским проектам профессоров и преподавателей факультета. Не исключаю, что магистры смогут участвовать в исследовательских проектах нескольких известных американских и европейских ученых, с которыми факультет в настоящее время активно сотрудничает. Переговоры о формате этих исследований сейчас ведутся. Интерес к такому типу взаимодействия у наших иностранных партнеров очень велик.

Теперь о разграничении уровней преподавания в бакалавриате и магистратуре. Я имею в виду до банальности очевидный принцип: нельзя допускать, чтобы дисциплины магистратуры дублировали содержание дисциплин бакалавриата. Такое дублирование дискредитирует саму идею магистратуры. Однако избежать его на практике довольно трудно. Срабатывает многолетняя традиция пятилетнего образования: некоторые преподаватели стараются обучить бакалавров «всему», дают «пятилетку в четыре года». В результате, бакалавр и в самом деле учится «всему», кроме самостоятельного мышления (на это у него времени не остается), а преподаватель исчерпывает себя в бакалавриате и в магистратуре начинает повторяться.

— Каким образом на факультете решается эта проблема?

— Во-первых, в принятых в 2010 году новых базовых учебных планах мы постарались четко развести содержание обучения в бакалавриате и магистратуре. Бакалавр получает базовые знания теоретического и прикладного характера. Говоря строительными терминами, это знания «нулевого цикла», фундамент. Между тем, магистратура нацелена на освоение студентами новейших достижений практики и науки (курсы, читаемые в магистратуре, должны строиться на самых современных исследованиях). Во-вторых, для преподавания в магистратуре мы стараемся как можно шире привлекать своих преподавателей, минимально включенных в работу с бакалаврами, а также лучших профессоров из других вузов и специалистов-практиков. Из «новых» для нашей магистратуры людей не могу не упомянуть профессоров: Мельвиля (который с начала июля стал деканом нашего факультета), Бусыгину, Оксану Викторовну Гаман-Голутвину, Лебедеву, Загорского, Ахременко, Дегтерева, Ильина. Коллектив, который нам удалось собрать для магистерской программы, стартующей в 2010/2011 учебном году, является одним из самых сильных (а, может быть, и самым сильным) по политологии в России.

— Вы говорили о двух новых направлениях магистерской программы «Прикладная политология», в чем их отличие?

— Направление «Политическая экспертиза» ориентировано на фундаментальные теоретические исследования, глубокую политическую аналитику, прогностику, оценку последствий принятий решений. Что касается направления «Коммуникационный консалтинг», то оно имеет более прикладную направленность. Такие курсы как «Маркетинговый анализ и исследования», «Управление проектами», «Взаимодействие со СМИ» дадут возможность выпускникам данного направления подготовиться для эффективного обслуживания государственных и бизнес-структур во всем, что касается взаимодействия между этими структурами и общественностью. Одни — скорее аналитики, другие — медиаторы. Но мы прекрасно понимаем, что человек, пришедший в магистратуру, не сразу сориентируется, не сразу поймет, к чему душа лежит. Поэтому студентам предоставляется возможность отучиться полгода и затем зимой окончательно решить, на какое направление идти. Замечу, однако, что такие курсы, как «Политические элиты», «Моделирование политических рисков», «Современная экономическая политика государств», «Принятие решений» будут читаться студентам обоих направлений.

— Последние годы говорят о кризисе современной политологии в России. Действительно ли это так? И если — да, то как это отражается на образовательных программах по специальности «Политология»?

— Говорить о кризисе политологии как науки нельзя. Это не соответствует действительности. Современный мир ставит множество новых, острых проблем, требующих политологического анализа. В политологии возникают новые направления, расширяются и интенсифицируются ее контакты с другими науками — психологией, экономикой, социологией и прочими. В кризисе находится не политология, а очень узкая область применения политологических знаний и умений — проведение избирательных кампаний. Спрос на политологов в этой сфере в России действительно сужается. По крайней мере, пока. Но это не означает ни кризиса политологии как науки, ни кризиса политологического образования вообще, ни кризиса подготовки политологов на нашем факультете в особенности. Политолог, которого мы готовим, — это человек, знания и умения которого выходят далеко за пределы технологий избирательных кампаний. Он должен быть способен заниматься разработкой самых различных политик (программ развития) для самых разных структур: для институтов федеральной и региональной власти, для частных корпораций. Он должен уметь работать в средствах массовой информации, аналитических центрах и научно-исследовательских институтах. Словом, нашим политологам работы хватит. В прошлом году из более сотни выпущенных нами бакалавров и магистров без работы остались только двое: два бакалавра, решивших, что в магистратуру идти не надо, что они и так устроятся. Не получилось. Бывает.

— А как же «ремесло», прикладные навыки?

— Несмотря на сокращение спроса, прикладные навыки и знания, конечно же, очень важны. Политология — это такая область, где даже сугубый теоретик должен обладать знаниями прикладного характера, должен представлять себе, что такое политическая практика, политическая повседневность, как собирается политическая информация, что собой представляют реальные, «живые» политики. Без этих знаний и навыков политолог превращается в начетчика и зануду, склонного по преимуществу к компиляции. Так что у нас к прикладным знаниям относятся очень серьезно. В учебном плане есть курсы, посвященные техникам проведения избирательных компаний, социологических опросов, фокус групп, интервью. Регулярно проводятся мастер-классы, семинары с практиками из сферы рекламы, СМИ, политического консалтинга. Но знание технологий и практики, не подкрепленное глубокими теоретическими знаниями, столь же ущербно, как и знание теории, «свободное» от практических знаний. Как я уже говорил, теоретик без знания практики — это чаще всего начетчик и зануда, а практик без знания теории — это специалист со средним техническим образованием, выпускник техникума, но никак не университета. Так что главное конкурентное преимущество нашего факультета — широкое образование, которое сочетает теорию и практику и позволяет выпускнику магистратуры найти высококвалифицированную, интересную и перспективную работу.

— В чем заключается специфика профессии политического аналитика?

— Специфика работы политолога-аналитика в том, что он должен быть психологически и морально готов к ежедневным столкновениям с совершенно разнородной информации. Он должен быть готов исследовать проблемы и решать задачи, о существовании которых он не подозревал, пока они не были перед ним поставлены. Если ты политический аналитик — у тебя нет покоя. Ты обеспечиваешь работу человека, принимающего решения, а он имеет дело с широким спектром вопросов. И чем выше его статус — тем шире спектр. Быть политологом-практиком — это тяжелый труд. Его можно выдержать, только если у тебя хорошие и систематизированные знания, которые позволяют тебе «нырнуть» в любую незнакомую «воду» и быстро в ней сориентироваться.

— Как вы оцениваете сложность вступительных испытаний? И каков будет конкурс на магистерскую программу «Прикладная политология» в этом году?

— На вступительных экзаменах мы проверяем базовые знания. Если сравнивать вступительные экзамены в магистратуру с выпускными экзаменами наших бакалавров, то последние кажутся мне значительно более сложными. Впрочем, возможно, это мое субъективное мнение. В этом году у нас много бюджетных мест — пятьдесят. Такого большого числа не было никогда. Из них четырнадцать уже занято теми, кто победил на Всероссийской студенческой олимпиаде. Остается тридцать шесть мест. Я ожидаю роста числа заявлений из Санкт-Петербурга и из регионов. Заинтересованность в нашей программе со стороны внешних студентов увеличивается. На мой взгляд, это связано с тем, что люди почувствовали — спрос работодателей на «ремеслуху» заканчивается, для работы необходимы серьезные, фундаментальные знания.

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

В бакалавриате по политологии питерской Вышки открывается новый региональный трек

Со следующего учебного года на программе «Политология и мировая политика» открывается четвертый региональный трек, посвященный странам Латинской Америки. Студенты, которые выберут это направление, смогут погрузиться в политические процессы региона и изучить один из языков на выбор — испанский или португальский.

Новая магистерская программа ВШЭ посвящена немецкоязычным странам

В 2020\21 учебном году на факультете гуманитарных наук НИУ ВШЭ откроется магистерская программа «Germanica: история и современность». Она направлена на подготовку специалистов широкого профиля по странам немецкоязычного ареала - Германии, Австрии и Швейцарии. Обучение будет проходить на русском и немецком языках, уровень владения немецким нужно подтвердить при поступлении. Об особенностях программы рассказывает ее академический руководитель Петр Резвых.

Томас Грэм рассказал студентам, могут ли Россия и США быть партнерами

22 января Томас Грэм, бывший Специальный советник президента США по России и Евразии (2004-2007), выступил перед студентами и сотрудниками Факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ и рассказал о соперничестве, лежащем в основе российско-американских отношений, а также перспективах сотрудничества двух стран.

Демократия не для всех. Россияне принимают западные ценности, но видят их по-своему

Европа хочет жить при демократии. Больше всего желающих в северных странах, меньше — в бывших социалистических, особенно в России. Положительно к «народовластию» относятся практически все, но понимают его по-разному. Взаимосвязь отношения и понимания Алла Салмина изучила на данных 28 государств — участников European Social Survey (ESS). Результаты работы представил журнал «ПОЛИС. Политические исследования».

Отличники и двоечники на мировой арене. Государства сравнили по умению вести политику

Политологи ВШЭ оценили государственную состоятельность (способность государства воплощать решения во внутренней и внешней политике) 142 стран. На основе собранных данных исследователи создали и протестировали индекс госсостоятельности, определили восемь ее моделей и построили общий международный рейтинг.

Степной социализм. Как советские специалисты изменили жизнь в Монголии

«Мы создавали там светлое будущее», — говорят о годах в Монголии инженеры, строители, геологи, врачи из бывших союзных республик. Создание степного социализма началось с энтузиазма, продолжилось желанием заработать, а кончилось деконструкцией проекта. Больше сотни представителей сообщества дали интервью политологу Алексею Михалеву, рассказавшему IQ.HSE об их коллективной памяти.

Образовательные программы ВШЭ по политологии прошли международную аккредитацию

Бакалаврская программа «Политология» и магистерские программы «Прикладная политология» и «Политика. Экономика. Философия» получили пятилетнюю аккредитацию Центрального агентства по оценке и аккредитации (ZEvA), базирующегося в Ганновере.

ВШЭ и Сбербанк подготовят новое поколение специалистов по анализу финансовых данных

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ и Сбербанк открывают новую магистерскую программу «Финансовые технологии и анализ данных». 30 лучших абитуриентов, поступивших на программу, смогут обучаться на ней за счет Сбербанка.

«Если ты не владеешь "скрытой" частью программного стека, ты не владеешь ничем»

В 2017 году в Вышке пройдет набор на новую магистерскую программу «Системное программирование». Там будут готовить специалистов, которые занимаются самым сложным и самым важным уровнем программирования. Кого и как будут учить на этой программе,  рассказывает ее руководитель Александр Петренко.

Студенты Вышки стали победителями кейс-чемпионата Oliver Wyman Impact 2017

Команда из четырех студентов магистерской программы «Стратегическое управление финансами фирмы» была признана победителем из более чем сотни команд.