• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Умение решать задачи, поставленные «фабрикой культуры»

В следующем академическом году на отделении культурологии ВШЭ откроется новая магистерская программа «Прикладная культурология». Об основных задачах и содержании программы рассказывают ее руководители ординарный профессор ВШЭ Александр Доброхотов и доцент кафедры наук о культуре ВШЭ Валериан Анашвили.

— Давайте начнем с того, что уточним, чем прикладная культурология отличается от неприкладной.

А. Доброхотов: «Прикладная» — значит, вырабатывающая технологии целенаправленного управления некоторыми культурными процессами. Культурология — это наука о взаимодействии искусственных объектов, как вещественных, так и виртуальных. Она возникла в XVIII веке, когда из разрозненных фрагментов сложилась в целостную и по сути — планетарную систему. Процесс превращения культуры в хорошо интегрированную индустриальную систему начался в ХХ веке, и эта система не довольствуется существованием автора и его аудитории, но предполагает сообщество профессионалов, обеспечивающих социальный «трафик» культурной продукции. Сейчас очевидна необходимость специальной дисциплины, которая соединяла бы теоретическое знание о культуре с умением решать конкретные задачи, поставленные «фабрикой культуры».

— Какие задачи вы имеете в виду?

Александр Доброхотов
Александр Доброхотов
А. Доброхотов: Задач ровно столько, сколько областей для применения знаний о механизмах культуры. Прагматическая составляющая есть, пожалуй, во всех сферах культурологии. Но есть и прямой запрос со стороны практиков. Скажем, организация медийного пространства, издательское дело, всевозможные экспозиции и перфомансы, культурная топография, экспертный анализ социальной, политической, экономической культуры, охрана культурного наследия, авторских прав, культурная конфликтология — все это требует конструктивной ориентации в массовой культуре. Культура масс стала огромной, формообразующей силой, и как бы мы к ней ни относились, ее устройство надо знать хорошо. Для качественного решения в этой области нужны не просто опытные практики, а настоящие эксперты с хорошей теоретической базой. Кто-то из великих физиков сказал, что нет ничего практичнее хорошей теории, это и про наш проект тоже. В конце концов, знание — это сила, а где сила — там и власть. Этот урок современное общество хорошо усвоило, поэтому стратегические разработки в области политики, экономики, медиа-технологий редко обходятся без культурологической составляющей. До конца XIX века никто не сомневался, что правящая элита должна иметь высшее гуманитарное образование, которое, кстати, культивировалось именно для этого. В этом и заключается «приложение» культурологии.

— Расскажите, пожалуйста, о программе обучения в новой магистратуре.

В. Анашвили: Основной задачей студентов магистратуры станет овладение современными социально-культурными знаниями и информационными технологиями индустрии. Программа ориентирована на тех, кто планируют связать свою карьеру с предпринимательской деятельностью, государственной или муниципальной службой, и должна восполнить дефицит менеджеров в индустрии культуры. Приобретенные компетенции позволят выпускникам в проектном режиме решать задачи регионального, социального и культурного развития. Наша целевая аудитория — студенты, имеющие культурологическое, искусствоведческое или музеологическое образование. Программа нацелена как на овладение бизнес-компетенциями, так и на выработку культурологической ориентации у ребят с гуманитарным, но не специальным культурологическим образованием. Мы будем вести подготовку магистров-практиков и магистров-исследователей. Обе группы выпускников будут хорошо подготовлены и для выполнения профессиональных задач повышенной сложности, и для перспективных исследований в избранной сфере. Мы предлагаем будущим магистрантам фундаментальную подготовку в таких областях, как менеджмент в сфере культуры, культурология и эстетика, история и современное состояние предметных областей культуры, теория медиа, философия искусства, теория архитектуры, музыки.

Что касается научной работы магистрантов, то она будет организована в рамках индивидуальных и групповых исследовательских проектов, нацеленных на научную разработку конкретных проблем. В целом, в зависимости от выбранной специализации, программа отводит более 900 часов на научно-исследовательскую работу в семестре. Приобретенная в рамках обучения по данной магистерской программе «проектная компетентность» позволит ее выпускнику выбирать сферу профессиональных занятий в самом широком диапазоне от менеджмента классических организаций до креативных индустрий, от локальных проектов до системных программ регионального и городского развития.

— Какие практические занятия и стажировки включены в программу магистратуры?

Валериан Анашвили
Валериан Анашвили
В. Анашвили: Программа разрабатывалась в сотрудничестве с ведущими специалистами московских художественных галерей — «Гараж», «Винзавод», «Крокин»; журналов и издательских домов — «Афиша», «Русский репортер», «Эксперт», «Художественный журнал». Стажировки и практика магистрантов будет проходить в тесном взаимодействии с ними. Кроме того студенты магистратуры будут участвовать в организации музыкальных фестивалей и конкурсов, художественных и антикварных ярмарок, в музейных проектах и в работе крупных благотворительных Фондов (например, «Династия» или «Новая Евразия»).

— Насколько, по вашему мнению, магистры в области прикладной культурологии востребованы на современном российском рынке труда?

А. Доброхотов: Культуролог — весьма востребованный специалист в современном мире. Не только в области масс-медиа, арт‑менеджмента, в музейно-библиотечном или издательском деле, но и в бизнес‑консалтинге, в политике. Современный бизнес — это контакт разных культур: межнациональных и внутригосударственных. Хорошо подготовленный культуролог может наладить разговор с элитой, со средним классом или с любой другой группой, особенности и культурные установки которой могут быть понятны только специалисту. Политикам нужен анализ культурного социо‑контекста, в котором они собираются выдвигаться и воплощать свои идеи. Практически в любой области человеческой деятельности необходимо знание конфликтных полей современности, в которых происходит диалог разных групп интересов, идеологий и религий. Если в 1990-е годы «прикладная культурология» формировалась стихийно, то сейчас пришло время создавать для нее системную методологическую и практическую основу.

Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Диалекты хантов различаются больше, чем славянские языки

Исследовательница из НИУ ВШЭ и Института системного программирования РАН Идалия Федотова посчитала основные лексические различия в диалектах хантов. Оказалось, что сегодня этот малочисленный народ говорит не на двух, как считалось ранее, а на трех отдельных языках. Результаты опубликованы в журнале «Урало-алтайские исследования».

Изображая инопланетянина: как западная и восточная культура влияют на творчество и его оценку

Понятие «креативность» не имеет однозначного определения. Концепция креативности в разных культурах варьируется, что накладывает отпечаток и на оценку результата творческой деятельности. Этот факт подтвердило исследование сотрудников Лаборатории креативности и мультилингвизма НИУ ВШЭ на примере оценки творческих заданий студентами из России и Объединенных Арабских Эмиратов. Исследование было проведено в рамках гранта НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала». 

Новая магистерская программа ВШЭ посвящена немецкоязычным странам

В 2020\21 учебном году на факультете гуманитарных наук НИУ ВШЭ откроется магистерская программа «Germanica: история и современность». Она направлена на подготовку специалистов широкого профиля по странам немецкоязычного ареала - Германии, Австрии и Швейцарии. Обучение будет проходить на русском и немецком языках, уровень владения немецким нужно подтвердить при поступлении. Об особенностях программы рассказывает ее академический руководитель Петр Резвых.

Русский балет и танцовщики Гитлера. Список литературы: 13 книг по истории и пониманию танца

Ирина Сироткина, научный сотрудник Института истории естествознания и техники С. И. Вавилова РАН, автор курса «Танец и двигательная культура в истории и современности» в ВШЭ специально для IQ.HSE выбрала 13 книг о танце.

Список литературы: исследования русской формальной школы

В новом выпуске рубрики «Список литературы» профессор Школы культурологии НИУ ВШЭ Ян Левченко рассказывает о лучших исследованиях русской формальной школы.

Сотрясаемъ варьете

Как экспериментировали с искусством и жизнью люди Серебряного века.

Неудобная дата

Как трансформируется память об Октябрьской революции.

Музей стахановцев

Что думают о своей работе сотрудники креативных кластеров.

ВШЭ и Сбербанк подготовят новое поколение специалистов по анализу финансовых данных

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ и Сбербанк открывают новую магистерскую программу «Финансовые технологии и анализ данных». 30 лучших абитуриентов, поступивших на программу, смогут обучаться на ней за счет Сбербанка.

«Если ты не владеешь "скрытой" частью программного стека, ты не владеешь ничем»

В 2017 году в Вышке пройдет набор на новую магистерскую программу «Системное программирование». Там будут готовить специалистов, которые занимаются самым сложным и самым важным уровнем программирования. Кого и как будут учить на этой программе,  рассказывает ее руководитель Александр Петренко.