• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Школа-семинар в Крыму: идеи и преемственность поколений

Ежегодно на Международную школу-семинар «Новые информационные технологии» в Судаке съезжаются студенты технических специальностей со всей России, чтобы поделиться своими идеями и представить научные работы. О форуме рассказывают члены его оргкомитета начальник студенческого конструкторского бюро МИЭМ ВШЭ Надежда Титкова и замдиректора МИЭМ ВШЭ Сергей Тумковский.

 

— Как давно проводится школа-семинар? Чем она привлекает студентов?

Н. Титкова: В этом году (в конце мая) школа прошла уже двадцать первый раз. Когда школа проводилась впервые, аналогичных форумов для студентов технических специальностей, где они могли встретиться с единомышленниками со всей страны, представить свои исследования и реализовать творческие возможности, не существовало. Мы увидели, как живо участники откликаются на наши инициативы, как они заинтересованы в такой площадке для общения, и поняли, что эту традицию нужно поддерживать.

С. Тумковский: География школы постоянно растет, в ней все больше участников. К нам приезжают студенты из Астрахани и Новосибирска, Владикавказа и Норильска, Санкт-Петербурга и Пензы и многих других городов. Форум проходит в Крыму, близость моря и солнечное побережье способствуют более непринужденному общению. Это — еще одна важная составляющая той дружественной атмосферы, в которой проходит школа.

— По каким направлениям проходят секции школы?

Н.Титкова: Направления разнообразны. Среди них: прикладные информационные технологии, робототехника, информационно-телекоммуникационные системы, интернет-технологии в науке и бизнесе, защита информации, информационные технологии в экономике, бизнесе, здравоохранении, научно-техническом предпринимательстве и инновационной деятельности, информационные технологии в помощь людям с ограниченными физическими возможностями… Кроме того, каждый день на пленарных заседаниях с докладами выступали ведущие специалисты науки и техники. В этом году большой интерес вызвал доклад, с которым выступил американский ученый Дэвид Данхэм, у него значительный опыт работы в астродинамике, проектировании орбит космических аппаратов, астрономии и компьютерном программировании. Данхэм в настоящее время является научным руководителем Научно-исследовательской лаборатории космических исследований, технологий, систем и процессов МИЭМ.

С. Тумковский: Кроме секций и пленарных докладов, в программе школы много мастер-классов, которые тоже привлекают внимание студентов. Интересный мастер-класс в этом году подготовили наши партнеры — компания «Superjob». Многим запомнилась Спартакиада роботов.

Н. Титкова: Идеи мастер-классов иногда приходят участникам школы прямо во время работы секций. Если выступающие студенты видят, что остальные заинтересовались их проектами, то они иногда подходят к нам с предложениями провести семинар или мастер-класс для всех желающих. И мы идем навстречу. Благодаря этому возникает преемственность между участниками: школьники учатся у студентов, студенты — у аспирантов, а студенты и аспиранты — у ведущих специалистов.

— Как происходил отбор участников школы?

Все желающие могут прислать нам свои доклады. Эксперты по направлениям школы-семинара выбирают самые интересные, и их авторы получают приглашение к участию. В этом году было 162 участника из 35 вузов 16 городов трех стран. Кроме того, в этом году мы впервые пригласили и наградили бесплатным участием одного из победителей программы «Шаг в будущее» (в 2013 году Высшая школа экономики стала соорганизатором этой программы).

Н. Титкова: Все желающие могут прислать нам свои доклады. Эксперты по направлениям школы-семинара выбирают самые интересные, и их авторы получают приглашение к участию. В этом году было 162 участника из 35 вузов 16 городов трех стран. Кроме того, в этом году мы впервые пригласили и наградили бесплатным участием одного из победителей программы «Шаг в будущее» (в 2013 году Высшая школа экономики стала соорганизатором этой программы). Победителя зовут Альберт Хачиров, он 10-классник из Национальной политехнической школы № 2 города Якутска.

— Определяются ли на школе лучшие выступления по секциям? Предусмотрены ли награды для самых интересных работ?

Н. Титкова: Да, конечно. Авторы лучших докладов в этом году награждались дипломами и ценными призами: им дарили планшеты, электронные книги и флэшки. По итогам школы-семинара выходит сборник докладов, и многие участники благодаря этому получают свою первую научную публикацию. Также в рамках школы традиционно проходит финальный отбор победителей программы «Участник молодежного научно-инновационного конкурса» «УМНИК». Победители данной программы получают гранты — по 200 тысяч рублей в течение двух лет. Организатором данной программы является Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. В этом году победили пять проектов студентов из пяти вузов России, среди которых и проект студента МИЭМ ВШЭ Андрея Ерослаева.

С.Тумковский: У Андрея была очень интересная работа, посвященная созданию новой элементной базы для вычислительных систем на основе наноструктуры ИЛИ-НЕ. Жюри приняло решение, что это исследование должно получить развитие. Андрей сейчас учится на третьем курсе, и школа в Крыму стала для него, как и для других участников, большим шагом к успеху в науке.

Виктория Носик, студентка второго курса факультета медиакоммуникаций, стажер новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Полученный материал позволит эффективнее строить работу с учениками»: завершилась летняя школа ВШЭ для учителей из регионов

Почти весь июнь длилась летняя школа Центра взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ. Эти курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа Вышка организует каждый год. Школа проходила дистанционно, что позволило участвовать в ней слушателям из самых разных регионов России, от Чечни и Дагестана до Ненецкого автономного округа, Коми и Тывы.

«Я — профессионал»: в летней экономической школе Сбера и Вышки приняли участие студенты 40 вузов

Участники школы в течение трех дней посещали карьерные тренинги, деловые игры, лекции и мастер-классы экспертов ВШЭ, Сбера, Минэкономразвития России и других организаций. Занятия в школе были максимально практико-ориентированными, студенты освоили актуальные профессиональные навыки. Летняя школа прошла в рамках Всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал».

На факультете компьютерных наук прошла первая летняя школа по финтеху

Применение машинного обучения к задачам финансовой сферы, задачи биометрии и проверки устойчивости моделей, виртуальные ассистенты и задачи синтеза речи, алгоритмическая торговля и модели временных рядов, а также рекомендательные системы на основе транзакций клиентов — по таким ключевым направлениям работала летняя школа по финтеху ФКН. О том, как она проходила, рассказывают ее организаторы и участники.

«Я — профессионал»: ВШЭ и ВТБ провели летнюю школу по бизнес-информатике

В этом году участниками школы, которая ежегодно проводится для участников олимпиады «Я — профессионал», стали 100 студентов из 22 регионов и 40 вузов. Олимпиада входит в число флагманских проектов президентской платформы «Россия — страна возможностей». Школа была посвящена традиционной теме «Финтех. Взгляд в будущее». Так, о том, заменят ли машины людей, слушателям летней школы рассказал профессор Вышки Михаил Комаров.

Акселерацию в летней школе Конкурса инноваций в образовании прошли 24 проекта

Всего на Конкурс инноваций в образовании (КИвО),организованный Институтом образования ВШЭ и Рыбаков Фондом при поддержке Агентства стратегических инициатив, в 2021 году поступило 518 заявок. 16 июля состоялся demo-day для выпускников летней школы-акселератора в рамках конкурса. Финалисты КИвО будут объявлены в сентябре, мероприятия финала состоятся офлайн в октябре в Москве. Главный приз — образовательный грант.

Управление общего образования ВШЭ подвело итоги Летней школы для учителей-2020

11 направлений подготовки, 450 слушателей, 68 преподавателей НИУ ВШЭ, 48 регионов РФ и 5 стран ближнего зарубежья – результаты Летней школы демонстрируют стремление школьных педагогов даже в условиях пандемии повышать уровень профессионального мастерства. И в этом преподаватели НИУ ВШЭ готовы оказать коллегам любую поддержку.

Акселерацию в летней школе Конкурса инноваций в образовании прошли 30 проектов

10 июля завершилась летняя школа Конкурса инноваций в образовании (КИвО-2020), организованного Институтом образования ВШЭ и Рыбаков Фондом при поддержке Агентства стратегических инициатив. 30 команд из 21 города поучаствовали в программе акселерации, которая в этом году впервые прошла онлайн и продолжалась три недели вместо одной.

Летние школы Вышки для учеников 6-11 классов меняют формат

Затянувшаяся эпидемия не станет помехой для большинства традиционных летних школ, которые ВШЭ проводит для одаренных детей. В этом году они пройдут онлайн, причем число их участников возрастет. Подать заявку можно уже сейчас.

Telegram-бот, который помогает бездомным: проект первокурсников Вышки

В Москве прошла Летняя школа «Цифровая трансформация благотворительного сектора». Студенты ВШЭ и других вузов представили на ней цифровые решения, которые повысят эффективность работы некоммерческих организаций и даже помогут спасать жизни.

«Зеленая экономика», инвестиции Китая и изоляционизм: завершилась российско-китайская Летняя школа

С 4 по 11 июля на факультете мировой экономики и мировой политики проходила девятая российско-китайская Летняя школа по международным отношениям. На ней собрались студенты и исследователи из Вышки и Восточно-китайского педагогического университета.