• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Нужно добиваться повышения качества и достижения уровня очного образования в онлайн-формате»

«Нужно добиваться повышения качества и достижения уровня очного образования в онлайн-формате»

© Медиа служба форума «Территория смыслов»

Повысить цифровую грамотность и быть готовыми к исчезновению многих профессий из-за цифровизации – об этом, а также о необходимости непрерывности и адаптивности образования говорили ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов и ректор РАНХиГС Владимир Мау в ходе «Диалога на равных» на форуме «Территория смыслов».

Диалог на тему «Трансформация образования в цифровую эпоху: вызовы и тренды» состоялся 29 августа в рамках шестой смены «Цифровая экономика» Всероссийского молодежного образовательного форума «Территория смыслов».

Ректор Вышки Ярослав Кузьминов, обозначая темы диалога, отметил, что более 80% населения России ежедневно пользуются интернетом и проводят в нем в среднем 4-6 часов в день. Согласно исследованию НИУ ВШЭ, каждую минуту в Zoom находятся более 200 тысяч участников встреч, а в WhatsApp отправляется более 40 миллионов сообщений. Но при этом «больше половины тех, кто включает свой планшет, кто ищет что-то на смартфоне, вообще ничего не умеют, им целиком навязываются сервисы».

Спикер назвал возможность выбора в условиях огромного информационного поля ключевой проблемой. «Мы должны думать, как отстоять свою свободу в интернете, как отстоять свою свободу в цифровом обществе, как не дать людям, заинтересованным в том, чтобы нас обмануть, нас обманывать», – объяснил Ярослав Кузьминов. Среди вызовов он также выделил низкий уровень цифровой грамотности россиян: 44% не владеют навыками работы с различными цифровыми устройствами и программами. Россия, по словам Ярослава Кузьминова, отстает от глобального тренда использования цифровых технологий, при этом тотальная цифровизация меняет рынок труда. Исчезает ряд популярных профессий, составляющих около 22% рынка труда, таких как водитель, охранник или продавец. Через 10-15 лет, по его оценке, каждый пятый лишится работы. «На наших глазах умирает целый ряд профессий, которые представляют собой ядро общества», – говорит ректор Вышки.

Владимир Мау, делясь своими оценками того, насколько цифровизация меняет образ жизни поколений, отметил, что знания устаревают на 50% за 5 лет. Если после изобретения книгопечатания понадобилось 150-200 лет для изменений, появления новых институтов, то сегодня на радикальные перемены уходят считаные годы.  «Абсолютно глупо писать стратегию на 10 лет и оценивать эффективность по ее выполнению. Адаптивность в процессе образования — это и есть вызов», — подчеркнул спикер. Он выделил самые важные элементы современного образования: непрерывность, фундаментальность, конкуренция в образовании, адаптивность, гуманитаризация. Скорость перемен, по его словам, создает проблему фундаментальной неопределенности. «Если бы вы спросили меня, какое сегодня главное слово и какая главная компетенция, то я сказал бы, что главное слово – неопределенность, главная компетенция -- умение адаптации к этой неопределенности», – говорит Владимир Мау. Все это обусловливает необходимость постоянно наращивать личные компетенции. «Непрерывность образования – это не лозунг, это действительно необходимость учиться на протяжении всей жизни и при этом умение вовремя менять траекторию».

Руководители вузов высказались также о перспективах дистанционного образования. Ректор РАНХиГС обратил внимание на то, что онлайн-образование обходится учебным заведениям дороже традиционного, студентам –  дешевле. По его словам, РАНХиГС выделила более 100 млн руб. для перехода на онлайн формат.

Ректор Вышки рассказал о результатах анализа, проведенного совместно с Минобрнауки. Примерно треть вузов перешла фактически к заочному образованию, не снизив стоимость обучения, но задачу он видит в другом. «Нужно добиваться от вуза не снижения цены, а повышения качества и достижения уровня очного образования в онлайн-формате», — считает Ярослав Кузьминов. Отвечая на вопросы участников, он отметил важность олимпиад для школьников, которые в отличие от ЕГЭ показывают креативность и нестандартное мышление выпускника. На текущий момент около 2% выпускников поступают по результатам олимпиад, а в дальнейшем планируется брать за основу оценки уровня знаний абитуриента его портфолио. Полностью с содержанием диалога можно познакомиться здесь.

Форум «Территория смыслов» проводится с 2015 года, до 2018 года он проходил во Владимирской области. С 2019 года площадкой форума стала Мастерская управления «Сенеж» в Подмосковье.

Организаторы форума – Федеральное агентство по делам молодежи и АНО «Россия страна возможностей», образовательный партнер – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».