• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Мы вернулись к той ценностной парадигме, когда ученый — это достойная, престижная, оплачиваемая профессия»

«Мы вернулись к той ценностной парадигме, когда ученый — это достойная, престижная, оплачиваемая профессия»

© 1tv.ru

Ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов принял участие в выпуске подкаста «Собрались с мыслями» на Первом канале. Вместе с ведущим — профессором МГИМО Владимиром Легойдой — и деканом медико-биологического факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова Егором Прохорчуком он обсудил темы популяризации науки, привлечения молодежи и повышения престижа профессии ученого.

Никита Анисимов
© 1tv.ru

Отвечая на вопрос ведущего, что необходимо сделать для привлечения молодежи в науку, Никита Анисимов сказал, что умным людям не надо мешать: «Задача управленцев в университетах, в академических институтах — не отвратить молодого ученого от науки в период его становления». Необходимо учитывать, что ему нужны дополнительные средства: возможно, в этот период он обзавелся семьей, у него появился ребенок и он получил приглашение в бизнес.

«Сейчас мы вернулись к той ценностной парадигме, когда ученый — это достойная, престижная, оплачиваемая профессия. Ученый не просто удовлетворяет свое любопытство за счет государства, а работает на хороших приборах, с хорошими реактивами, в коммуникации с ведущими мировыми коллективами. Количество стимулов даже больше, чем в советское время. Мне кажется, что мы преодолели период, когда профессия ученого и профессия учителя были подзабыты», — констатировал ректор НИУ ВШЭ.

По мнению Никиты Анисимова, для ученого важны условия, в которых он работает, и возможность действовать свободно. И если, например, менеджер начинает диктовать ему лишние правила закупки приборов и реактивов, усложняет процедуры, которые в других сферах проще и привлекательнее, то в условиях гонки за талантами молодежь может переориентироваться.

Ректор НИУ ВШЭ считает, что склонность к науке в молодом человеке раскрывается постепенно, поэтому чем раньше он пробует ту или иную специальность, в том числе в рамках профильного обучения в школе, тем лучше. Важна популяризация науки — этим могут заниматься и сами ученые, и профессионалы в этой области, а еще лучше, если это делает междисциплинарная команда. Никита Анисимов напомнил, что возглавляет Московское отделение Российского общества «Знание», и поблагодарил ученых, которые находят время, чтобы рассказывать о своей профессии так, что у молодых людей возникает желание заниматься наукой.

По его мнению, при обсуждении темы науки чаще всего говорят о физике, химии, биологии, где нужны дорогостоящие приборы, реактивы, но есть еще социальные науки, важность которых нельзя недооценивать. «Мне кажется, наш разговор — пример того, что надо слушать и слышать тех ученых, которые занимаются социальными науками. Исследования в сфере истории, качественная историческая наука гораздо важнее, чем наши представления об истории, сформированные на основе какого-то личного опыта», — пояснил он.

Смотреть подкаст