ВШЭ берет шефство над образовательным комплексом «Покровский квартал»
28 мая ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов был избран председателем управляющего совета школы № 2095 «Покровский квартал», в развитии которой университет будет участвовать.
Школа № 2095 «Покровский квартал» была создана в мае этого года путем объединения семи школ, шести детских садов и одного учебно-производственного комбината. Все они расположены в центре Москвы в так называемом Покровском квартале — на территории, ограниченной Мясницкой улицей, Садовым кольцом, улицей Воронцово поле и Лубянским проездом. Здесь же расположены 16 корпусов ВШЭ, в том числе здание Института образования в Милютинском переулке.
Цель проекта — не просто создать очередную большую школу, но и использовать в ее развитии ресурсы городской образовательно-культурной среды, в том числе университетов
Проект образовательного комплекса «Покровский квартал» был разработан при участии ВШЭ, и его цель — не просто создать очередную большую школу (в Москве в последние годы это стало обычной практикой), но и использовать в ее развитии ресурсы городской образовательно-культурной среды, в том числе университетов. Научным руководителем комплекса стал ведущий аналитик Центра развития лидерства в образовании ВШЭ Вячеслав Лозинг, в прошлом директор школы в Кемеровской области, участник движения педагогов-новаторов конца 1980-х — начала 1990-х годов.
Вышка давно и много сотрудничает со школами — есть базовые школы, в прошлом году был открыт свой лицей. Суть этой работы, считает Ярослав Кузьминов, не в том, чтобы подготовить детей к сдаче ЕГЭ и поступлению в вуз, а чтобы дать им возможность примерить к себе разные профессии, в том числе не связанные с традиционными школьными предметами, — например, философию, востоковедение, прикладную математику, дизайн. Но поскольку готовиться к поступлению все равно необходимо, лучше это делать в одном месте — в противном случае слишком много времени уходит на поездки к репетиторам или на подготовительные курсы во второй половине дня.
Школа № 2095 как большой образовательный комплекс даст детям и родителям возможность выбирать и образовательные траектории, и учителей, которых будет много, и они смогут учить друг друга
Теперь же Вышка решила принять участие в формировании школьного комплекса и взять над ним шефство. Это не только организация проекта и участие в его реализации, но и работа со старшеклассниками, а по ряду направлений — и с детьми других возрастов, организация работы кружков, секций в зависимости от интересов детей и их родителей, причем не только на базе университета. Школа № 2095 как большой образовательный комплекс даст детям и родителям возможность выбирать и образовательные траектории, и учителей, которых будет много, и они смогут учить друг друга. В маленькой школе есть один-два учителя по каждому предмету, здесь же создается большой педагогический коллектив с реальными возможностями профессионального развития.
Если в прежние времена учитель был по определению авторитетом для всех в обществе (хотя бы уж потому, что зачастую был более начитанным и знающим, чем окружающие), то теперь многие родители образованы не хуже, а то и лучше, чем учителя, и это серьезный вызов системе образования, констатирует Ярослав Кузьминов. Реализовать возможности семей в управлении школой можно через управляющий совет, в которой входят работники школы, родители и старшеклассники.
Председатель управляющего совета выполняет в основном представительские функции — проводит заседания раз в квартал, представляет комплекс «во внешней среде», помогает в создании попечительского совета комплекса. Повседневную работу выполняют его заместители, руководители комитетов и комиссий.
Деятельность управляющего совета не должна дублировать работу администрации, при том что, по мнению Ярослава Кузьминова, на сегодня управляющий совет школы № 2095 имеет слишком много полномочий — как в армии в марте 1917 года, когда солдаты голосовали, идти ли в атаку. Поэтому нужно четко разделить полномочия директора, администрации школы и представительской власти. Понятно, что управляющий совет не должен определять размер стимулирующих надбавок учителям, но вполне может предотвратить скандал, если администрация несправедливо «зажимает» хорошего учителя. Нет смысла в «одобряющей демократии», а провозглашение абсолютных полномочий управляющего совета — прямой путь к тому, что он превратится в «автомат для голосования». Поэтому в ближайших планах работы управляющего совета — четкое определение полномочий его комитетов и комиссий.
Борис Старцев, специально для новостной службы портала ВШЭ
Фото Михаила Дмитриева
Кузьминов Ярослав Иванович
Ректор ВШЭ
Лозинг Вячеслав Рудольфович
Ведущий аналитик Центра развития лидерства в образовании
Вам также может быть интересно:
«Анализ данных используется во многих сферах далеко за пределами IT»
На заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экономике состоялась лекция экспертов Национальной олимпиады по анализу данных DANO. Представители методической комиссии и члены жюри ВсОШ обратили внимание учителей, сопровождающих школьников-олимпиадников, на востребованность навыка работы с информацией в различных сферах и рассказали, как помочь ученикам выстроить свой путь в этом направлении.
«Программирование плюс реальная жизнь»: подведены итоги олимпиады PROD
В Центре культур НИУ ВШЭ состоялась церемония награждения дипломантов олимпиады PROD. Это новая и первая в России олимпиада по промышленной разработке для учеников 9–11-х классов, организованная НИУ ВШЭ, «Тинькофф» и Центральным университетом. В отборочном этапе приняли участие около 4 тыс. человек из 89 регионов России, а также из Казахстана, Беларуси, Армении, Китая, Туркменистана. Победителями и призерами олимпиады стали 43 человека.
При участии ВШЭ состоялась Открытая олимпиада школьников по программированию
В марте в учебном центре компании «1С» прошла Открытая олимпиада школьников по программированию. В этом году она проводилась на четырех площадках: в Москве, Перми, Липецке и Тегеране (Иран). Организаторами соревнования выступили Департамент образования и науки города Москвы, МФТИ и НИУ ВШЭ в партнерстве с «1С», «Яндексом» и Центром педагогического мастерства.
«Чтобы попасть в сборную России по информатике, старшеклассникам приходится пройти сложный путь»
Филипп Грибов, эксперт Центра студенческих олимпиад и ассистент департамента больших данных и информационного поиска факультета компьютерных наук Вышки, получил Премию Президента Российской Федерации заподготовку победителя 4-й Международной олимпиады по информатике. Филипп Грибов входит в состав тренерского штаба сборной России по информатике и более пяти лет тренирует одаренных школьников для участия в соревнованиях в области компьютерных наук.
«Взять от учебы всё»: в Вышке стартовала серия встреч со школьниками
В Большом зале Центра культур НИУ ВШЭ состоялась встреча учеников школ Москвы и других регионов с представителями Приемной комиссии и пяти факультетов университета. В ней приняли участие около 400 человек, и это начало серии очных встреч, которые пройдут в Вышке в период до 11 апреля. Об образовательных программах бакалавриата и специалитета, особенностях студенческой жизни, карьерных перспективах выпускников НИУ ВШЭ и многом другом смогут узнать потенциальные абитуриенты от Калининграда до Якутска и Владивостока.
В НИУ ВШЭ учеников предпрофессиональных классов посвятили в будущие профессионалы
8 февраля, в День российской науки, 20 тысяч учеников 10-х предпрофессиональных классов школ Москвы прошли посвящение в будущие профессионалы на площадках более 30 столичных вузов. Одним из них стала Высшая школа экономики — в мероприятиях приняли участие более тысячи учеников предпринимательских, инженерных, ИТ- и медиаклассов. Они ознакомились с исследовательскими и образовательными возможностями университета, побывали на лекциях и интерактивных занятиях, пообщались с преподавателями.
Участники DANO написали задачный тур заключительного этапа
Завершился задачный тур заключительного этапа Национальной олимпиады по анализу данных DANO. Участниками стали 296 человек. В этот раз школьникам предстояло не тестовые задания решать, а работать над практическими задачами, которые требовали знания основ теории вероятностей и математической статистики.
«Находить интересные и нестандартные ходы»: завершилась Математическая регата для 11-го класса
25 ноября в НИУ ВШЭ на Покровском бульваре состоялся заключительный тур Математической регаты для 11-классников — интеллектуального состязания, входящего в число олимпиад Вышки. В нем приняли участие 70 команд, победителем стала команда из московской школы № 2086, оставившая далеко позади всех своих соперников. Еще 15 команд заняли вторые и третьи места.
«Проектная школа»: в Вышке стартовал новый образовательный проект для учителей
Школа коммуникаций ВШЭ и Центр взаимодействия с регионами ВШЭ запустили образовательный курс для учителей «Проектная школа». Его цель — знакомство педагогов с особенностями творческих конкурсов и подготовка старшеклассников к участию в них. Первый трехдневный интенсив для педагогов партнерских школ прошел в учебном центре Вышки «Вороново».
Программы, скидки, условия приема: о чем еще рассказывали на дне открытых дверей ФДП ВШЭ
10 сентября в Центре культур НИУ ВШЭ прошел день открытых дверей факультета довузовской подготовки. Участники — старшеклассники и их родители — смогли лучше узнать о предлагаемых программах, условиях приема и преимуществах, которые получают учащиеся факультета при поступлении в Высшую школу экономики. Также состоялась интеллектуальная викторина, на которой участники соревновались за призы, демонстрируя свои знания и способности.