Учиться — это стильно
Вчера Лаборатория Школы дизайна НИУ ВШЭ представила в Мосгордуме промежуточные итоги проекта модернизации столичных школ «Новый облик старых школ». Дизайнеры провели масштабное исследование образовательных пространств и на его основании смогли выделить ряд системных проблем и предложить пути их решения. Депутаты и приглашенные чиновники поддержали выводы Лаборатории — следующим шагом станет организация работы межведомственной группы, которая станет добиваться реализации решений по модернизации школьной инфраструктуры в Москве.
«Несмотря на то, что школе все тяжелее конкурировать с Интернетом, телевидением, репетиторами, только школа является систематической образовательной средой, школа остается основным источником компетенций и социализации человека», — уверен ректор НИУ ВШЭ и депутат Мосгордумы Ярослав Кузьминов, — Поэтому надо повышать репутацию школы в сознании родителей и учеников». По его словам, вопрос внешнего и внутреннего оформления школьных зданий особенно актуален, так как со следующего года стартует госпрограмма по строительству новых школ (в ближайшие годы предстоит создать более 7 млн новых мест для учеников). «Мы сможем предложить новые здания 10% школ, но как же быть остальным 90% школ, которые строились еще в старой — «командной» эстетике? — рассуждает ректор, — Школа дизайна совместно с Институтом образования НИУ ВШЭ подхватила эту идею и доказала, что возможно изменить среду, не перестраивая здания, а с помощью цвета, набора мебели, с учетом концепции свободного, открытого для учащихся пространства, и при этом с минимальными финансовыми затратами».
«Если нет бюджета на то, чтобы построить каждому школу его мечты, то почему бы не начать с брендинга? — предложила замруководителя Лаборатории дизайна Наталья Логутова, — Ведь школа — это самый важный бренд, который случился с человеком в начале жизни». В этой логике Лаборатория предложила школам «Конструктор брендинга» — модель, с помощью которой любая школа сможет легко и без серьезного урона бюджету создать собственный уникальный фирменный стиль, который впоследствии может находить отражение не только в логотипе школы, официальных документах, полиграфии, но и в оформлении интерьеров здания или, например, сувенирной продукции. Собственная айдентика школы играет не только на улучшение имиджа и повышение узнаваемости школы, но и решает вопросы внутренней навигации и зонирования, а что самое главное — создает у учеников и учителей ощущение стильного и при этом комфортного окружения.
«Выбор «геральдической» модели за основу построения динамических брендов школ помимо поддержания традиций, замеченных и в российском и в мировом опыте работы с айдентикой образования, несет в себе и очень важный для детской аудитории элемент стратегической игры — это осмысление идентичности и построение собственной детской страны», — объясняет руководитель Школы дизайна и Лаборатории дизайна НИУ ВШЭ Арсений Мещеряков.
«Конструктор брендинга» — лишь одно из возможных решений в области дизайна школ, однако для реализации выдвинутых предложений еще предстоит решить ряд острых проблем, с которыми столкнулись сотрудники Лаборатории во время работы над проектом. Во-первых, недостаточно развит диалог между заказчиками нового пространства (сотрудниками, учениками школы) и исполнителями (дизайнерами, архитекторами). Поэтому нередки случаи, когда учителям некомфортно работать в новых условиях, и они пытаются вернуться к предыдущему состоянию, или наоборот — учителя понимают необходимость перемен, но не знают, к кому обратиться, и занимаются «творческой самодеятельностью», что, конечно, не приносит удачного результата. Во-вторых, загвоздка часто состоит в официальных документах — нормативах и СанПиНах, которые давно устарели, и если не запрещают изменения напрямую, то и не раскрывают возможные варианты. Таким образом, образуется «серая» зона, и директор, решившийся на новый дизайн, сознательно идет на большой риск — и хотя таких «героев» в последнее время становится все больше, они до сих пор скорее исключения, чем правило. Еще одно существенное ограничение, которое отметили сотрудники Лаборатории дизайна, — отсутствии соответствующей статьи в бюджете школ. «При условии внесения изменений в законодательство и создания понятного механизма финансирования дизайн-проектов, в том числе, с возможностью использования бюджетных средств, можно ожидать большого спроса со стороны наиболее активных и продвинутых директоров, а за ними подтянутся и все остальные», — уверена Наталья Логутова.
Замдиректора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ Ирина Петрунина согласилась, что хотя новые школы открываются постоянно, «не всегда хватает профессионального дизайнерского опыта, чтобы оформить помещение». Она также отметила, что возможно создание «ряда решений, который можно учесть или предложить школам на федеральном уровне». По итогам заседания было решено создать межведомственную рабочую группу и продолжить обсуждение на более высоком уровне.
Кузьминов Ярослав Иванович
Ректор ВШЭ
Логутова Наталья Леонидовна
Замруководителя Лаборатории дизайна
Мещеряков Арсений Владимирович
Руководитель Школы дизайна
Вам также может быть интересно:
«Форма здания несет вспомогательную роль, главное — его содержание»
Дизайн среды формирует реальность вокруг человека. Это внешний вид пространств, зданий, объектов, которые нас окружают. Что происходит в этой области сегодня? Что нас ждёт в будущем? И как этому обучать? Об этом и многом другом — в интервью с руководителем направления «Дизайн среды» в Школе дизайна НИУ ВШЭ Борисом Бернаскони.
Выставка Школы дизайна НИУ ВШЭ — Нижний Новгород в «Рекорде» откроется 12 марта
Бакалавры 1-го курса профиля «Коммуникационный дизайн» нижегородской Школы дизайна ВШЭ представят свои работы 12 марта в Центре культуры «Рекорд». Креативные проекты студенты разрабатывали в течение второго модуля обучения, который предполагает создание двух и более серий шрифтовых и графических плакатов. Кроме того, каждому обучающемуся необходимо было придумать персонажа, который смог бы стать олицетворением их концепта.
«На языке дизайна»: открытые лекции Школы дизайна Вышки
Зимний сезон лекций посвящен главной и базовой теме, с которой началась Школа дизайна ВШЭ 11 лет назад — коммуникационный дизайн. Также слушатели смогут узнать больше об онлайн-бакалавриате школы. Лекции с кураторами профилей — топовыми представителями индустрии — будут выходить каждую среду февраля в 18:00 на Youtube-канале Школы дизайна.
FASHION FUTURES: конкурс для дизайнеров от Школы дизайна НИУ ВШЭ
Школа дизайна НИУ ВШЭ объявляет о старте новой инициативы, направленной на поддержку талантов и предпринимательства в области моды. FASHION FUTURES — это открытый конкурс, в котором могут принять участие начинающие дизайнеры и предприниматели; это платформа, где молодые бренды могут показывать свои работы и получать фидбек от экспертов модной индустрии; и это событие, где работы победителей будут представлены профессиональному сообществу. Прием заявок продлится по 4 марта.
Семинары по созданию авторских книг пройдут в MMOMA при участии Школы дизайна ВШЭ
С 31 января по 27 марта в Образовательном центре Московского музея современного искусства (ММОМА) пройдет цикл встреч, посвященных экспериментальным форматам печатных изданий. Каждая лекция будет дополнена мастер-классом, где все желающие смогут попробовать разные техники, задать вопросы, получить навыки создания книжного произведения. Среди ведущих практических занятий — преподаватели Школы дизайна НИУ ВШЭ Юлия Блюхер и Ксения Плотникова, а также студенты Вышки.
Студентка Вышки сняла клип для группы «Пикник»
Студентка 3-го курса направления «Анимация и иллюстрация» Школы дизайна Вышки Ольга Гальченко в рамках учебного задания создала мультипликационный клип на песню «Шарманка» группы «Пикник». Музыканты заметили и оценили работу Ольги. Они предложили студентке разместить видео на своем канале. Об истории появления мультфильма она рассказала в интервью.
Школа дизайна ВШЭ запускает региональный конкурс «Гений места»
Школа дизайна ВШЭ объявляет о старте регионального конкурса «Гений места» в рамках ежегодного проекта HSE CREATIVE OPEN. К участию приглашаются все, кто стремится получить качественное образование в сфере дизайна и создавать креативные проекты в родном городе, развивая локальную идентичность территорий. Победители конкурса получат скидку на обучение в онлайн-бакалавриате «Дизайн» НИУ ВШЭ — Пермь (10 скидок) и на программе «Дизайн» НИУ ВШЭ — Нижний Новгород (10 скидок).
Школа дизайна НИУ ВШЭ открыла первый вышкинский концепт-стор
В декабре у НИУ ВШЭ появился первый концепт-стор — состоялось открытие HSE ART AND DESIGN STORE Школы дизайна Вышки. В новом пространстве, предлагающем широкие возможности для успешной реализации проектов в области дизайна, представлены молодые и перспективные бренды студентов и выпускников, а также преподавателей ШД ВШЭ.
Visual Studies: в Школе дизайна ВШЭ открывается новый профиль магистратуры
В Школе дизайна НИУ ВШЭ появится новый профиль магистратуры — Visual Studies. Что скрывается за этим названием? Чем отличается studies и research? И зачем куратору современного искусства разбираться в точных науках? Куратор профиля Дарья Пыркина рассказывает в интервью о новейших междисциплинарных исследованиях визуальной культуры и об их роли в художественном процессе.
Стартовал финальный в этом году поток конкурса «Креативная лаборатория»
До 22 декабря продолжается прием заявок на конкурсную программу по поиску и внедрению креативных идей и маркетинговых концепций для повышения туристической привлекательности Москвы. Участникам предстоит решить один из пяти брифов на выбор, разработав уникальные концепции для потенциального заказчика. Организатор конкурса АНО «Проектный офис по развитию туризма и гостеприимства Москвы», партнер конкурса — Школа дизайна НИУ ВШЭ.