• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Цифра, с которой можно работать»

23–25 марта в Культурном центре ГУ-ВШЭ прошла студенческая научно-практическая конференция «Электронный бизнес и управление интернет-проектами», организованная факультетом бизнес-информатики ГУ-ВШЭ.

Открывая пленарное заседание, заведующая кафедрой инноваций и бизнеса в сфере информационных технологий Светлана Мальцева обратила внимание на междисциплинарный характер конференции: подобный формат форума вполне логичен, потому что в сферу электронного бизнеса вовлечены не только специалисты по информационным технологиям, но и экономисты, социологи, психологи, юристы... «Очень важно, чтобы в этой сфере происходила интеграция существующих практик с серьезным научным поиском, — подчеркнула Светлана Мальцева. — Не может бизнес быть неинновационным, не ищущим новых технологий».

Тому, насколько перспективным в российских условиях может быть этот поиск, были посвящены два основных доклада конференции, представленные заместителем директора Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ) Сергеем Гребенниковым и директором по маркетингу и PR компании Softkey Татьяной Цветковой.

Сергей Гребенников в своей презентации попытался «с помощью цифр показать, что такое сейчас интернет в России и на какие части его можно структурно разделить». Для начала замдиректора РОЦИТ отметил, что аудитория Интернета в России насчитывает 43 миллиона человек (впрочем, в эту цифру включены все, кто хотя бы раз пользовался услугами Сети). Прирост интернет-аудитории происходит в последнее время за счет регионов, прежде всего, Приволжского и Центрального федеральных округов. А вот развитие интернета за Уралом происходило гораздо более медленными темпами, что объясняется отсутствием широкополосного доступа в сеть: еще полтора-два года назад во многих регионах провести выделенную линию было непомерно дорогим удовольствием для большинства населения.

Остановился Сергей Гребенников и на социально-демографических характеристиках российской интернет-аудитории. Если соотношение мужчин и женщин среди пользователей примерно одинаковое, то их возраст и уровень образования являются серьезными «барьерами на вход»: большинство платежеспособных пользователей — это люди с высшим или средним специальным образованием в возрасте до 35 лет. Однако мало кто из экспертов сомневается, что эти границы в дальнейшем будут размываться и Интернет постигнет участь мобильной связи, за какие-то 10–15 лет завоевавшей практически всю страну. Уже сейчас, согласно данным ВЦИОМ, доли тех, кто не представляет себе жизни без мобильного телефона, и тех, кто полагает, что их жизнь существенно изменится, если они лишатся доступа в Интернет, являются сопоставимыми и приближаются к 80%.

Зачем же пользователи выходят в Интернет и чего хотят от него в близкой перспективе? Наибольшей популярностью пользуются поисковые системы, почтовые и игровые сервисы и информационные ресурсы, а с развитием технологий пользователи ожидают возможности доступа к информации, онлайн трансляциям и медиа-файлам во время поездок и путешествий.

Говоря о возможных источниках доходов в интернете, Сергей Гребенников выделил несколько ключевых рынков. Обороты игровых сервисов достигают 300 миллионов долларов, при этом львиная их доля (230 миллионов) приходится на браузерные игры. Продолжает уверенно расти количество блогов (сейчас их насчитывается около 12 миллионов), но вот активность блоггеров, реально пишущих в них, стремительно снижается — их доля за три года упала с 50% до 10%. Не все гладко и в социальных сетях: нынешнее количество пользователей (от 40 до 45 миллионов у «В контакте» и «Одноклассников») уже не позволяет компаниям зарабатывать и одновременно развивать их ресурсы. В то же время число пользователей Twitter увеличилось за год с 9 тысяч до 180 тысяч человек, но даже эта цифра пока сильно отстает от среднемирового уровня.

А вот где «крутятся» действительно большие деньги, так это на рынке электронной торговли, который оценивается в 150 миллиардов рублей и в разы превышает размеры остальных интернет-рынков вместе взятых. Продают в сети, как правило, бытовую технику, компьютеры, гаджеты и одежду. Впрочем, есть повод для оптимизма и у производителей и распространителей интернет-рекламы. Этот рынок оказался едва ли не единственным, избежавшим снижения оборотов в кризисный год: в августе 2009 года объем рынка впервые превысил 10 миллиардов рублей. Как полагает Сергей Гребенников, это связано с приходом в интернет-рекламу большого количества самых разных игроков — от гигантов типа «Рено» и МТС до представителей среднего и малого бизнеса.

Тему развития рынка электронной коммерции в России подхватила в своем выступлении директор по маркетингу и PR компании Softkey Татьяна Цветкова. Согласно приведенным ею данным, на онлайновую торговлю в 2008 году пришлось 1,4% всего оборота розничной торговли в России. В кризисный 2009-й год покупатели продолжили «перетекать» из офлайна в онлайн, хотя происходит это, как правило, с клиентами тех фирм, которые сделали себе имя за просторами интернета. «Так что не забывайте, что, пусть работаете вы онлайн, живете и по факту торгуете вы все-таки в реальном мире», — напомнила собравшимся Татьяна Цветкова. Влияние материального мира на электронную торговлю особенно ощутимо, когда дело касается оплаты покупок: наличная форма по-прежнему превалирует, хотя доверие к кредитным картам и электронным деньгам постепенно увеличивается.

Затем Татьяна Цветкова провела небольшой социологический опрос с целью выяснить, кто из собравшихся в малом зале Культурного центра никогда не совершал заказов в интернете: таких среди участников и гостей конференции не оказалось. Ситуация с интернет-аудиторией в целом по стране выглядит иначе: как минимум половина пользователей Сети никогда не становились виртуальными покупателями. «С другой стороны, половина пользователей покупки все же совершала, и это хорошая цифра, с которой можно работать», — уверена Татьяна Цветкова.

Она также выделила несколько факторов, которые оказывают наиболее сильное влияние на состояние отрасли. К проблемам технического и логистического характера можно отнести нехватку широкополосного доступа в интернет (в сельских районах эффективным решением может стать мобильный интернет), а также слабую инфраструктуру и крайне плохую работу почтовой службы России, что провоцирует серьезные проблемы с доставкой заказанных товаров по стране. Последнее обстоятельство сказывается и на низком общем уровне доверия к интернет-торговцам. По мнению Татьяны Цветковой, здесь не обойтись без принятия общеотраслевых стандартов качества и грамотного пиара отрасли. Вопрос, правда, заключается в том, кто будет эти стандарты разрабатывать и внедрять: в электронной коммерции, где большинство проектов создается «технарями», отмечается нехватка современных менеджеров. Дефицитом являются и свежие идеи: российские разработчики предпочитают, в основном, копировать существующие за рубежом проекты и технологии.

Законодательное регулирование электронной коммерции в России практически отсутствует, привычки пользоваться электронными деньгами и переводами тоже не существует. Да и сама отрасль плохо исследована и не слишком прозрачна, а потому малопривлекательна для инвесторов, ведь деньги здесь «долгие», а инвестиции стратегические.

Но все указанные проблемы не отменяют перспектив роста интернет-торговли, а одним из наиболее ценных источников такого роста является интеграция электронной коммерции в социальные сети, разработка приложений к ним, а также стимулирование «социального шоппинга» (так называют объединение потребителей в группу с целью совершения покупки на более выгодных условиях).

— Онлайн плюс офлайн — это сумасшедшая синергия, — подвела итог пленарному заседанию Татьяна Цветкова. — Так что придумывайте способы, с помощью которых можно объединить обычную офлайновую жизнь с интернет-технологиями.

Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Никиты Бензорука

Вам также может быть интересно:

Все научные интернет-проекты Вышки собраны на одном сайте

Архив Мандельштама, Определитель языков России, «Facebook прошлого» — всего около полусотни профессиональных порталов, электронных словарей и баз данных, созданных учеными Вышки. Инициатива по формированию банка таких ресурсов получила название «Проект HSE».

Американский студент выбрал ВШЭ для начала научной карьеры

Студент магистерской программы «Население и развитие» Томас Эспи родился в Алабаме, но всегда интересовался русским языком и культурой. Со временем он выучил русский язык и приехал в Москву учиться. Томас рассказал новостной службе ВШЭ о своих научных исследованиях, впечатлениях от учебы и от Москвы.

НИРС-2015: Шерлок Холмс против пиратов

Накануне Нового года были подведены итоги очередного конкурса научно-исследовательских работ студентов ВШЭ. Из почти тысячи работ по 17 направлениям жюри отобрало 94 призера. А мы выбрали несколько работ, показывающих, насколько широки и нетривиальны исследовательские интересы студентов Вышки.

Студенты факультета компьютерных наук прошли практику в Facebook

Cтуденты бакалавриата факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ Илона Папава, Роман Александров и Павел Белов в течение трех месяцев проходили стажировку в штаб-квартире компании Facebook (Менло-Парк, США). Как они получили эту возможность, в чем заключались их обязанности в компании и какое впечатление на них произвел Марк Цукерберг, они рассказали новостной службе ВШЭ.

«За время учебы я завершила более десятка интернет-проектов»

Идет прием на программу профессиональной переподготовки «Менеджмент в сфере электронного бизнеса и интернет-проектов» Высшей школы бизнес-информатики НИУ ВШЭ. Выпускница программы Ирина Поддубная рассказывает о своей учебе на программе, карьере и специфике интернет-маркетинга в Сибири.

НИРС-2013: студентов-победителей наградили поездкой в Нидерланды

25 декабря в Высшей школе экономики состоялась церемония награждения победителей и лауреатов Конкурса научно-исследовательских работ студентов 2013 года.

Конкурс НИРС – 2013: итоги подведены

Подведены итоги ежегодного Конкурса научно-исследовательских работ студентов (НИРС) ВШЭ. Публикуем список победителей и лауреатов конкурса.

«О любом интернет-проекте я думаю как о бизнесе»

Жанна Долбнева, выпускница программы профессиональной переподготовки «Менеджмент в сфере электронного бизнеса и интернет-проектов» Высшей школы бизнес-информатики ВШЭ рассказывает о возможностях профессионального роста после окончания программы.

ВШЭ запускает интернет-проект «Институт прецедента»

Сайт посвящен роли судов в развитии права и будет способствовать интеграции российской судебной практики и науки в международную информационную среду.

«И я обратился за помощью к своим студентам»

В широком прокате завершается показ анимационного фильма «Три богатыря на дальних берегах», над продвижением которого в интернете активно работали студенты ВШЭ. Об этом рассказали преподаватель факультета бизнес-информатики ВШЭ, гендиректор компании «ИнтелГрупп» Евгений Зараменских, и студенты-участники проекта.