• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Зрительные образы в искусстве и дизайне: как научиться визуальной грамотности

Зрительные образы в искусстве и дизайне: как научиться визуальной грамотности

Фото: Freepik

В эпоху интенсивной цифровизации, когда социальные сети ежесекундно поставляют нам массу изображений, визуальная коммуникация стала главным способом межличностного общения. Как не раствориться в потоке образов и отличать видимость от настоящей ценности, объясняет Анна Суворова, автор нового курса Дирекции по онлайн-обучению ВШЭ «Визуальные исследования».

Анна, почему отправной точкой вашего курса выбран парк «Музеон»?

Это место в центре Москвы поблизости от Новой Третьяковки — микромодель современного пространства города и той визуальной культуры, в которую мы погружены. Именно сюда с начала 90-х годов начинают свозить скульптуры советского периода: монументы тоталитарного прошлого соединились с визуальностью последних десятилетий.

И именно здесь можно увидеть, как разные визуальные образы, языки и темы соединяются, конкурируют друг с другом. В начале курса мы со слушателями попробуем увидеть, как в окружающем нас пространстве соединяются визуальные стили, языки и смыслы разных эпох. Мы научимся задавать вопросы и сомневаться, видеть в, казалось бы, уже привычном несколько больше, нежели это было раньше. Самое важное, чему мы должны научиться, — это умению задавать вопрос, умению настраивать свою внутреннюю оптику таким образом, чтобы видеть визуальный образ, чтобы понять, какие именно аспекты нам необходимо выявить, когда мы рассматриваем тот или иной объект.

Давайте пройдем по аллее «Музеона» со скульптурами советских вождей. С одной стороны, они очень похожи. С другой — скульптура Ленина, созданная в 1939 году пропагандистом от монументализма Сергеем Меркуровым, которого часто называют последователем ассирийского стиля, схожа с монументами правителей и божеств тысячелетней давности. Эти самые необычные, странные эффекты и сопоставления мы будем обсуждать в рамках нашего курса.

Фото: Freepik

Деятели искусств прошлых эпох прекрасно это понимали. Например, памятник Феликсу Дзержинскому изначально был установлен на Лубянской площади, в пространстве особого символизма, в 1958 году. Он находился напротив здания НКВД, а позже — КГБ, и именно оттуда эту скульптуру сняли 30 лет назад, в ночь с 22 на 23 августа 1991 года. В то время люди, протестовавшие против ГКЧП, приняли решение, что монумент не может больше быть знаком этого пространства, знаком эпохи, которая уже навсегда ушла. Это прекрасный пример того, насколько визуальные образы влиятельны, как они связаны со специфическим символизмом и как важен пространственный контекст для монументальной скульптуры и контекст в целом для любого визуального образа. Сейчас этот монумент, созданный по проекту скульптора Евгения Вучетича, находится в пространстве «Музеона» и фактически лишен своей драматической зловещей силы.

Какова сфера применения визуальных исследований?

В последнее десятилетие мы часто оперируем понятием «визуальная грамотность». Конечно, нас окружают миллионы разных визуальных образов. Как мы с ними работаем, как их воспринимаем, переадресуем? Говоря о визуальных исследованиях и работе с визуальным, мы понимаем, что это широкий спектр самых разных компетенций. Он может быть связан и с некоторым определением потребности в визуальном контенте, и с пониманием специфики поиска визуальных изображений, и с оценкой визуальных образов, их эффективным использованием. И далее — с более сложными компетенциями, такими как их интерпретация и создание.

Анна Суворова

Анна Суворова

Историк искусства, доцент НИУ ВШЭ, автор и соавтор более 100 научных статей и книг о современном и советском искусстве, истории наивного и аутсайдерского искусства, методологии искусства, куратор более 50 художественных выставок. В 2002–2018 годах — специалист и руководитель научных и выставочных отделов Музея современного искусства PERMM, Пермской государственной художественной галереи, Музея советского наива. Член Международного совета музеев (International Council of Museums, ICOM).

Если конкретизировать, то, конечно, речь идет об образах, которые, например, окружают нас в виртуальной реальности: реклама, социальные сети, сайты, по которым мы блуждаем десятки часов. Также при помощи визуальных методов исследования можно погрузиться и в более классический, привычный визуальный контент. Например, видео или произведения мировой кинематографии, изобразительное искусство, будь то шедевры Высокого Ренессанса или современные арт-практики. Но, по сути, восприятие визуального контента подстерегает нас, когда мы находимся в пространстве дома или выходим на улицу. И при помощи разных методов визуальных исследований или их комбинации можно понять специфику урбанистических решений, выявить, каким образом современная архитектура взаимодействует с исторической застройкой или как внедряется современная арт-инсталляция в привычную городскую среду.

Выбирая метод и оптику для исследования, важно помнить о том, что визуальные образы, какими бы эстетичными или прекрасными они ни были, не просто история про эстетику или красоту. Они рассказывают нам об идеях и идеалах, конфликтах и драмах, индивидах и обществе. Подумайте о состоянии социума и тех эффектах, которые производят визуальные объекты. Через них часто транслируются культурные практики, которые существовали в тот или иной момент жизни общества.

Визуальные объекты рассказывают нам об идеях и идеалах, конфликтах и драмах, индивидах и обществе

Давайте рассмотрим известный случай социальной интерпретации произведений изобразительного искусства. Картина Эдуарда Мане, которая первоначально называлась «Купание», не была допущена жюри до экспонирования на парижском салоне. Несмотря на скандальный характер сюжета, за основу композиции художник взял классические произведения, например картину Джорджоне «Сельский концерт» или гравюру Раймонди «Суд Париса» по рисунку Рафаэля. Казалось бы, ничего скандального в этом произведении нет. Однако один из французских критиков таким образом отзывался об этой картине: «Какая-то голая уличная девка бесстыдно расположилась между двумя франтами в галстуках и городских костюмах. У них вид школьников на каникулах, подражающих кутежам взрослых, и я тщетно пытаюсь понять, в чем же смысл этой непристойной загадки». Произведение вызвало бурю негативных эмоций. В защиту Мане выступили его ближайшие друзья — писатели Бодлер и Золя. Последний, защищая художника от нападок критиков и столпов академической живописи, называл картину шедевром, на котором представлена крепко скомпонованная натура. Это произведение впоследствии будет многократно интерпретироваться другими художниками — и модернизма, и актуального искусства.

И напоследок, начиная исследование, выберите свой собственный путь в рассмотрении визуального объекта. Выясните, как именно не интерпретировали этот визуальный объект. Определитесь с необычной, специфической, а может быть, странной оптикой рассмотрения этого визуального объекта. Подробнее о различных методах исследований — формально-стилистическом, иконографии, семиотике, психоанализе и дискурс-анализе — мы поговорим в рамках курса.

В чем специфика нашего визуального восприятия?

Безусловно, зрение — это то, на что способен наш человеческий глаз физиологически, и оно априорно. Но важно отметить, что в зависимости от исторических трансформаций и некоторых культурных особенностей зрение тоже имеет обыкновение меняться и, скорее всего, будет меняться в дальнейшем. А вот уже категория визуальности, отличная от зрения, связана со способом, посредством которого конструируется наше восприятие. То есть визуальность — это процесс восприятия, интерпретации того, что мы видим физически. И часто в том, что мы видим физически, заложено то, что сконструировано нашей культурой.

Фото: Freepik

Глядя на картину американской художницы-модернистки Джорджии О'Кифф, мы видим соединение пространства пейзажа и изображения экзотического цветка. Но чаще всего в связи со спецификой нашего восприятия, нашего культурного кода мы дешифруем это изображение как связанное с контекстом эротического. И это тоже закономерность нашей визуальности и нашей визуальной культуры.

Многие исследователи говорят о том, насколько визуальность важна для постмодерна и метамодерна. Современность окуляроцентрична. Мы все более и более взаимодействуем с полностью сконструированными визуальными переживаниями. В рамках видеолекций мы рассмотрим, почему это так, и поговорим о симулякрах, или псевдовещах.

Курс «Визуальные исследования» на образовательной платформе Coursera учит воспринимать и интерпретировать визуальные образы — от объектов дизайна, архитектуры, рекламы до современного и классического искусства. Его автор Анна Суворова особое внимание уделяет освоению различных классических и современных методов исследования объектов визуальной культуры и искусства. Курс включает интервью и лекции практиков и исследователей, а также кейсы для формирования навыков самостоятельного анализа. 

Прохождение онлайн-курса «Визуальные исследования» занимает приблизительно 27 часов. Он подходит слушателям со средним уровнем подготовки — не только студентам гуманитарных дисциплин, но и всем, кто заинтересован в дополнительном образовании в сфере теории или практики искусства.

Текст: Екатерина Зиньковская, Дирекция по онлайн-обучению НИУ ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Решение широкого диапазона задач: открыт набор в онлайн-магистратуру Master of Data Science

Программа «Магистр по наукам о данных» (Master of Data Science, MDS), запущенная НИУ ВШЭ в 2020 году, на тот момент стала первой и единственной в России онлайн-магистратурой на платформе Coursera. Сейчас стартовал новый набор на программу. Студенты 2-го курса Василина Денякина и Валерий Седин рассказали новостной службе портала о том, как актуальные теоретические и практические знания с упором на решение реальных задач индустрии помогают стать востребованными специалистами на рынке труда, а также о том, насколько разнообразными могут быть исследования в области наук о данных.

Уйти от европоцентризма: на Coursera появился курс ФГРР «Страноведение и география городов»

Факультет городского и регионального развития (ФГРР) запустил курс «Страноведение и география городов» на платформе Coursera. Его цель — познакомить слушателей с многообразием городских феноменов в различных регионах мира и дать базовые представления о регионалистике, типологии стран и страноведении.

До 15 ноября принимаются заявки спикеров на участие в конференции eSTARS 2021

1 и 2 декабря Высшая школа экономики и Coursera собирают ведущих мировых исследователей и практиков, руководителей образования, лидеров технологий и представителей бизнес-сообщества на IVМеждународной научной конференции eLearning Stakeholders and Researchers Summit 2021. Заглавная тема eSTARS 2021— «Цифровая трансформация: глобальные вызовы системе образования».

ФКН запустил на Coursera новый англоязычный курс Digital Literacy

На платформе Coursera вышел новый курс Digital Literacy, созданный в рамках общеуниверситетского проекта Data Culture. Программа состоит из 10 блоков, которые подготовлены специалистами в соответствующей области. Всего над курсом работали 11 авторов.

Европейские ценности: от открытия Америки до Первой мировой войны

На платформе Coursera стартовал англоязычный курс “Europe and the World, ca. 1500 to 1914”. Его автор, Андрей Исэров, заместитель декана по международной деятельности ФГН НИУ ВШЭ, рассматривает исторический отрезок в четыре столетия, за который европейские государства достигли пика экономической, военной и политической мощи. Как независимость Испанской Америки, достигнутая к середине 1820-х годов, повлияла на Китай, каковы причины религиозного раскола в западном христианстве в XVI веке и как развивалась европейская колониальная политика — об этом узнают слушатели курса.

«У России есть отличные шансы закрепить за собой место ведущего внерегионального партнера Ближнего Востока и Северной Африки»

Дирекция по онлайн-обучению НИУ ВШЭ объявила о старте нового курса «Россия и страны Ближнего и Среднего Востока: потенциал взаимодействия» на платформе Coursera. Его автор — Андрей Бакланов, профессор, руководитель секции исследований стран Ближнего Востока и Северной Африки факультета мировой экономики и мировой политики Вышки, экс-посол России в Саудовской Аравии. Он рассказал новостной службе о том, какими знаниями в области энергетического рынка, рынка вооружений и особенностей ведения бизнеса готов поделиться со слушателями курса.

Первая в России онлайн-магистратура на английском языке откроется в Вышке

В этом учебном году в НИУ ВШЭ стартует набор на магистерскую программу Master of Data Science по направлению «Прикладная математика и информатика», реализуемую полностью в онлайн-формате на глобальной образовательной платформе Coursera. Прием документов продлится до 6 декабря, занятия начнутся в феврале. После успешного окончания программы выдается диплом магистра НИУ ВШЭ.

2 000 000

подписчиков зарегистрированы на курсы НИУ ВШЭ на образовательной платформе Coursera.

Онлайн-специализация НИУ ВШЭ «Advanced Machine Learning» получила награду от Coursera

Англоязычная специализация «Advanced Machine Learning», созданная Вышкой в партнерстве с Яндексом, стала первым в России онлайн-курсом, который получил премию «Outstanding Educator Award» от глобальной платформы Coursera. Специализация была отмечена в категории «Инновации».

5 лет курсам НИУ ВШЭ на Coursera

24 февраля 2014 года на платформе онлайн-образования Coursera был запущен первый курс НИУ ВШЭ. Наряду с СПбГУ и МФТИ, Вышка была одним из первых российских вузов, разместивших свои курсы на этой платформе. Сейчас по количеству курсов ВШЭ входит в десятку университетов-лидеров, предлагая слушателям на Coursera 91 курс, число подписок на которые составляет 1,6 млн.