• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экзамены в системе LMS: объективнее, быстрее, интереснее

В Санкт-Петербургском кампусе ВШЭ впервые в университете междисциплинарный итоговый госэкзамен был проведен в системе LMS, то есть при помощи компьютерного тестирования. О преимуществах, возможностях и перспективах такого формата экзамена рассказывают начальник управления организации учебного процесса ВШЭ Анна Коровко и начальник методического управления ВШЭ Александра Серова.

— Каковы основные преимущества автоматизированного способа сдачи экзаменов?

Анна Коровко
Анна Коровко
Анна Коровко: Возможно, первыми в университете сдавать госэкзамен в автоматической системе LMS для ребят было непривычно, но в целом, я уверена, что это удобный и менее стрессовый по сравнению с обычным экзаменом формат проведения экзамена — как для студентов, так и для преподавателей. На мой взгляд, за компьютерным тестированием будущее, так как оно позволяет автоматизировать подсчет результатов, сократить время подведения итогов и дает возможность моделировать интересные вопросы, а также комбинировать их случайным образом в билетах.

— Как давно внедряется система LMS в Вышке?

Анна Коровко: Разработка концепции LMS началась в 2010 году, внедряем мы ее в учебный процесс с 2011 года. Получается, что система действует уже полтора года, пока в пилотном режиме. Преподаватели подключаются к ней по желанию, студенты — по умолчанию, факультеты экономики и менеджмента в Санкт-Петербурге — первые, кто захотели провести экзамен в автоматическом режиме в этой системе. При этом студенты, которые сдавали экзамен, уже были знакомы с LMS, так как преподаватели разных дисциплин использовали систему для поддержки обучения (размещали материалы для студентов, собирали работы в электронном виде, проводили тестирование, общались через форум).

— Предлагает ли система варианты проверки знаний для гуманитарных дисциплин?

Анна Коровко: Разумеется. Во-первых, кроме автоматического оценивания, система предполагает и экспертную оценку. В частности, студенты могут загрузить свои письменные и творческие работы, а преподаватель — разместить там же рецензию и поставить оценку. И если вы загрузили какой-то текст в систему, будьте уверены, что он сохранится и не потеряется. Если говорить о тестах, то LMS позволяет создавать вопросы с разным механизмом проверки навыков и знаний: не только выбрать один или несколько ответов из многих, но и заполнить пропуски в предложенном тексте, выявить соответствия. Еще одна особенность этой системы — она жестко отслеживает дедлайн, вы просто не можете сдать работу после установленного срока. На мой взгляд, это хороший способ приучения студентов, особенно гуманитариев, к обязательности.

— Можно ли рассматривать автоматизированный экзамен как общую тенденцию, отражающую стремление университета исключить субъективную составляющую из оценки?

Александра Серова: Действительно, проведение экзаменов в системе LMS — это один из шагов большего процесса объективизации процесса оценивания, который идет в Вышке. Началось с того, что большинство экзаменов стали проводиться в письменной форме, затем на некоторых факультетах — и в автоматизированном режиме, но все же, госэкзамен таким образом проводится впервые.

Университет имеет несколько кампусов, находящихся на больших расстояниях друг от друга, и наша задача создавать и предлагать объективно равные стандарты качества для программ, которые реализуются на разных территориях. Например, сейчас разработана магистерская программа «Экономика впечатлений», которая будет читаться параллельно в Москве и Петербурге, и мы должны обеспечить ее студентам равные возможности для доступа к качественным образовательным материалам, равные требования, предъявляемые преподавателями в разных кампусах. И LMS это сделать позволяет, так как географическая удаленность студентов и преподавателей друг от друга компенсируется единым интернет-пространством и удобными инструментами для обучения. И вполне возможно, как показал удачный опыт проведения госэкзамена в Питере, мы сможем обеспечить возможность студентам в разных городах сдавать экзамены в одно время, по общим заданиям и вопросам.

— Каким образом решается проблема качества и валидности тестовых заданий?

Александра Серова
Александра Серова
Александра Серова: Оценивание должно выстраиваться в рамках общей концепции компетентностного подхода, который зафиксирован в образовательных стандартах НИУ ВШЭ. В этом смысле мы работаем над тем, чтобы оценка тоже работала на развитие компетенций студента. Чтобы она не просто давала ему понять, на каком уровне освоения материала он находится или где его место в рейтинге по сравнению с другими студентами — мы хотим сделать оценку формирующей, чтобы она стала элементом обратной связи, давала студенту представление о том, в каком направлении ему стоит двигаться в образовательном пространстве.

Возможно ли этого достичь автоматизирвоанными инструментами? Не секрет, что компьютерные тесты особенно хороши для проверки узко направленных, унифицированных результатов учебы (таких, например, как предметные знания и умения). А задача состоит в том, чтобы научить систему проверять и оценивать индивидуализированные достижения, в том числе в случаях, когда возможен не один, а множество вариантов правильного ответа. Но работа в этом направлении идет. В частности, в LMS дорабатывается модуль тестирования, расширяется его функциональность по сравнению с базовыми возможностями системы. В этот доработанный вариант модуля включена возможность для разработчика теста или контрольного задания отправлять его на экспертизу, получать оценку профессионалов. Тесты и задания, прошедшие такую проверку, будут поступать в общеуниверситетский банк контрольно-измерительных материалов, откуда их сможет взять и применить любой преподаватель.

— Какие еще новации планируется внедрять в учебный процесс?

Анна Коровко: Я бы рассматривала LMS, которая сама по себе, безусловно, является новацией, больше как инструмент, который позволит изменять учебный процесс: постоянный доступ к актуальным учебным материалам у студента станет возможен, когда большинство преподавателей будут использовать систему в повседневной практике. Также студенты смогут формировать свои индивидуальные учебные планы, анализируя качество сайтов дисциплин прошлых лет в LMS (эта доработка планируется в течение ближайшего года). Кроме того, курсовые работы и ВКР будут совершать свой «полный цикл жизни», начиная от заявления о выборе темы, заканчивая рецензированием, автоматической проверкой на плагиат и публикацией файла со студенческой научной работой в общем каталоге на корпоративном портале (эта функциональность планируется к реализации в следующем календарном году). В общем, сама LMS позволит многое изменять в учебном процессе.

Александра Серова: В целом нам бы хотелось большинство рутинных процессов перевести в систему, тем самым избавляя преподавателей от лишней работы. Например, уже в планах этого года — автоматизация процесса разработки и утверждения программы учебной дисциплины, которая бы сразу находила отражение в одновременно создаваемом «виртуальном» учебном курсе по этой дисциплине. Мы полагаем, что такие возможности, наряду с инструментами полноценного интерактивного общения, будут делать среду LMS все более привлекательной для преподавателей и студентов, а значит — развивать ее и содержательно, и функционально.

 

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Госэкзамен в формате LMS

Студенты факультетов экономики и менеджмента Санкт-Петербургского кампуса ВШЭ впервые сдали междисциплинарный итоговый госэкзамен в системе LMS, то есть при помощи компьютерного тестирования. Основные преимущества такого формата экзамена — автоматический подсчет результата, сокращение времени для подведения итогов и возможность моделировать интересные вопросы.

Весенние возможности Фонда образовательных инноваций

Действующая с 2008 года программа «Фонд образовательных инноваций ВШЭ» (ФОИ) нацелена на стимулирование преподавательской работы, улучшение качества образовательных программ, поддержку инновационных разработок и распространение лучших педагогических практик. В этом году в рамках весенних конкурсных программ ФОИ появилось три новых конкурса, о них рассказывает исполнительный директор этого фонда Оксана Черненко.