• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Конкурентоспособна ли наша школа? Международные исследования как индикатор качества школьного образования

Система российского образования в последние годы претерпевает значительные изменения. Меняются приоритеты в образовании, структура и содержание образования.

Для оценки эффективности реформ в сфере образования необходимы ориентиры, позволяющие судить о тенденциях в изменении системы образования и дающие основания для корректировки направлений реформ. В связи с этим участие России в международных сравнительных исследованиях качества образования (PISA и TIMMS) имеет большое значение. Они позволяют оценить состояние образования в международном контексте, выявить сильные и слабые стороны российского образования, наметить пути более эффективного достижения поставленных целей.

Исследование TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) - мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования. TIMSS позволяет получить информацию, необходимую для совершенствования преподавания математики и естественнонаучных предметов в школе. Исследование PISA в большей степени оценивает подготовленность выпускников основной школы к жизни в современном обществе и сфокусировано на аспектах, связанных с непрерывным образованием.

В исследовании TIMSS участвуют 49 стран. Организаторами исследования является Международная Ассоциация по оценке образовательных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievements) и исследования PISA - Международная организация экономического сотрудничества и развития OECD (Organization for Economic Co-operation and Development).

Оба исследования отличаются подходами к формированию выборки. В исследовании TIMSS выборка учащихся формируется в соответствии с годами обучения в школе (4 и 8 класс), а в исследовании PISA по возрастному признаку (в выборку входят учащиеся 15-летнего возраста, независимо от класса и программы обучения). Поэтому результаты исследования TIMSS легче интерпретировать как накопительное освоение содержания образования к концу определенного его этапа.

По всем исследуемым областям результаты российских учащихся (выпускников начальной школы и учащихся 8 классов) в исследовании TIMSS превышают средний международный балл, демонстрируя достаточно высокий уровень овладения содержанием математического и естественнонаучного образования.

Не отличаются от российских результаты 7-8 стран. По математике; Малайзия, Латвия, Словакия, Австрия, США, Литва и Англия. По естествознанию: Словения, Новая Зеландия, Литва, Латвия, Словакия, Бельгия, Шотландия и Малайзия.

В исследовании TIMSS было выделено 4 уровня достижений по математики и естествознанию: продвинутый, высокий, средний и низкий. В лидирующих странах (Сингапур, Тайвань, Корея, Гонконг, Япония) процент учащихся 8 класса, выполнивших международный тест на самом высоком продвинутом уровне составляет 24-44%. В России таких учащихся 6%. В 13 странах ни один учащийся не выполнил тест на продвинутом уровне. 11% выпускников начальной школы России выполнили тест на продвинутом уровне.

Сравнение результатов показывает, что российские школьники значительно уступают своим сверстникам из лидирующих стран по числу учащихся, показавших самые высокие результаты. В результатах российских учащихся 8 класса наметилась негативная тенденция уменьшения группы учащихся с высоким уровнем подготовки по математике и естествознанию.

Одной из основных задач исследований TIMSS и PISA было выявление тенденций в состоянии образования за определенные периоды времени. В исследовании TIMSS удалось проследить тенденции изменений результатов за 9 лет, с 1995 по 2003 годы, а в исследовании PISA только за период в три года. Эти обстоятельства необходимо учитывать при интерпретации результатов.

Исследование PISA

В декабре 2004 г. опубликованы результаты массового обследования уровня знаний подростков в возрасте 15 лет (PISA-2003), осуществленного по международной программе PISA, которая финансируется Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР - OECD). В тестировании приняли участие более 250 тыс. учащихся из 41 страны, включая Россию.

Тесты PISA, проводимые раз в 3 года, нацелены не только на определение уровня освоения школьных программ, но и на оценку способности использовать приобретенные знания и умения в жизненных ситуациях. Иначе говоря - в какой степени 15-летние учащиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми для полноценной деятельности?

В последнем международном тесте четыре раздела: математика, чтение, естествознание, решение проблем. Ключевой дисциплиной выбрана математика - 51% от общего числа вопросов, тесты разработаны в 13 вариантах. За 2 часа нужно было письменно ответить на 50-60 вопросов, после теста заполнить анкету: школа, семья, интересы, отношения с учителями и сверстниками.

Исследование по своему характеру - мониторинговое, т.е. позволяет выявлять и сравнивать динамику результатов, изменения, происходящие в системах образования разных стран и - что особенно важно - оценивать эффективность стратегических решений в области образования. Таким образом, предполагается обратная связь между результатами PISA и образовательной политикой стран-участниц.

PISA-2003: Итоги

Первое место, как и в 2000 году, заняла Финляндия. Значительно выше среднего уровня по математическим и естественно-научным дисциплинам оказались Гонконг, Япония, Южная Корея, Нидерланды, Лихтенштейн, Канада, Бельгия.

Российские учащиеся показали результаты ниже среднего - 25-30 место из 40 стран. В то же время эти результаты несколько выше тех, которые были показаны в ходе исследования PISA-2000. Ряд стран, образовательные системы которых традиционно считаются достаточно развитыми, (например, Германия), показали результаты чуть выше среднего Уровень математической грамотности российских школьников - на уровне 29-31 мест среди 40 стран ОЭСР - сохранился приблизительно на уровне 2000 года.

По мнению некоторых отечественных исследователей, это может свидетельствовать не о низком уровне математической подготовки, а о недостатке внимания школы к практическому применению знаний.

На суммарный показатель отрицательно повлияли также отсутствие некоторых разделов математики не входят в обязательную программу российской школы (статистика, дискретная математика, теория вероятности) и непривычные условия тестирования. Похожие результаты учащиеся России показали и в трех других блоках. Так, по грамотности чтения российские школьники показали результаты на уровне 32-34 места, уровень чтения и понимания текста снизился по сравнению с 2000 г. Показатели по естественным наукам - на уровне средних, хотя и лучше, чем в 2000 г. Компетентность в решении проблем за прошедшие 3 года несколько повысилась.

Как отмечают эксперты, старшеклассники в странах Запада гораздо более привычны к формату заданий, где содержится большой объем текстовой информации, графики, схемы, таблицы. Им хорошо знакомы контрольные работы с большим числом заданий разной тематики, где от задания к заданию варьирует форма записи ответа (выбрать правильный ответ, написать слово или число, дать обоснование).

Неожиданностью для российских учащихся стала необходимость самим определять, к какой области знаний относится вопрос, интегрировать при необходимости знания из нескольких областей. Российского школьника дезориентируют избыточная информация, комплексные или структурированные задания, состоящие из нескольких взаимосвязанных вопросов. Широта восприятия задач, творческий подход к их решению, обращение к здравому смыслу, "прикладной" характер мышления - это то, чего обычная контрольная работа, как правило, от российского ученика не требует.

В то же время, специалисты полагают, что потери в баллах, происходящие от незнакомства наших учащихся с инструментарием исследования, не стоит переоценивать. Более существенными представляется недостаточное умение ориентироваться на стыке дисциплин и в нестандартной ситуации, апеллировать к собственным опыту и компетентности, связывать искомое решение с жизненной ситуацией.

Как отмечают эксперты, сравнение результатов России с результатами других стран обнаруживает отличие приоритетов отечественного образования от тех, которые, в основном, приняты в странах ОЭСР и, соответственно, легли в основу тестирования.

Учитывая результаты тестов, можно внести изменения в образовательную политику, чтобы полнее соответствовать международным критериям качества образования, повысить конкурентоспособность выпускников наших школ. Тогда можно будет расширять международный обмен учащимися, глубже интегрироваться в мировой рынок, успешно конкурировать на рынке труда. Образование будет полнее отвечать требованиям постиндустриального информационного общества.

Специалисты, принимавшие участие в проверке, а затем в интерпретации исследования, отмечают, что для большинства стран-лидеров характерна высокая степень участия местных властей и самих учебных заведений в определении содержания, поиске источников финансирования, внедрении новых методов обучения; важным фактором называют также устойчивую систему взаимоотношений учитель - ученик (высокие ожидания учителя, вовлеченность ученика в предмет). Нельзя не учитывать и уровень материальной обеспеченности общего образования: страны с высоким уровнем жизни показывали в целом более высокие результаты (исключение - Южная Корея, с относительно невысокими доходами населения вошедшая в группу лидеров).

Негативные аспекты российского школьного образования

По материалам исследований эксперты делают вывод о том, что в России наметилась тенденция к снижению уровня образовательных достижений учащихся основной школы.

При том, что уровень овладения специальными предметными знаниями и умениями остается довольно высоким, в некоторых значимых областях можно зафиксировать падение качества образования. Высоких уровней грамотности достигает небольшое по сравнению с лидирующими странами число учащихся, причем численность их падает.

По мнению экспертов, основная школа - наиболее слабое звено российской системы общего образования. Конкурентоспособность нашего образования стремительно падает Школа России, обеспечивая учащихся значительным багажом знаний, не формирует у них умения выходить за пределы привычных учебных ситуаций. Выпускники российской школы в большинстве своем не готовы к свободному использованию полученных в школе знаний в повседневной жизни, во всяком случае - на уровне тех требований, которые предъявляются в международных тестах.

Ключевыми проблемами российского образования являются:

  • перегруженность программ и учебников фактологическим материалом
  • слабое внимание формированию общеучебных и интеллектуальных умений,
  • отсутствие целенаправленной работы по формированию умений работы с различными источниками информации
  • отсутствие работающие системы оценки качества обучения

В странах, учащиеся которых показали высокие результаты, введение обязательных образовательных стандартов сопровождается созданием объективной системы оценки результатов обучения (государственных экзаменов и мониторинга качества образования), а также реализуются комплексные программы компенсирующих мер, направленные разные слои населения и социальные группы. Учебный процесс характеризуется высокой степенью индивидуализации, развита внеурочная и внешкольная работа (индивидуальная и групповая). Дифференциация школ происходит преимущественно на старшей ступени.

Эксперты считают, что основная задача сейчас - разработка школьных образовательных стандартов следующего поколения, стимулирование скорейшей модернизации школьной системы страны.

Это большая работа требует специального сопоставления результатов различных международных исследований, результатов ЕГЭ, мониторинга широкомасштабного эксперимента, а далее - разработки рекомендаций в области требований к стандарту, программам, учебникам, технологиям и методикам преподавания. Подобные работы в России не проводились, практических выводов из исследований пока не делалось, и это не отражается в образовательном процессе школ и учреждений НПО.

Вам также может быть интересно:

Проект НИУ ВШЭ, группы ВЭБ.РФ и правительства Якутии позволил улучшить образовательные результаты школьников более чем на 10%

Результаты первого в России проекта социального воздействия признали успешными, опыт его реализации можно использовать в других удаленных регионах России. Целью проекта стало повышение образовательных результатов учащихся школ Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия).

Вышка подготовила учителей математики, с которыми детям будет интересно

Состоялся первый выпуск магистерской программы «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ». Эта программа готовит высококвалифицированных учителей математики, интегрируя высокий научный потенциал факультета математики НИУ ВШЭ и практический опыт работы Центра педагогического мастерства в области школьного образования.

Участники НеКонференции спроектировали школу, не похожую на самолет

27 июня в Хорошевской школе состоялась НеКонференция. Так назвали многоуровневую дискуссионную площадку: исследователи сферы образования, педагоги, управленцы и даже ученики генерировали идеи для школы будущего. Организатором и разработчиком программы НеКонференции стал Институт образования Вышки.

Новые частные школы России: «печки» разные, «кирпичики» схожие

На очередном семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования НИУ ВШЭ руководители самых известных в России негосударственных школ рассказали, какими умениями и навыками будут обладать их выпускники через десять лет.

НИУ ВШЭ поможет московским школам в создании IT-классов

Университет разработает для школьников учебные модули по ведению IT-бизнеса и обучит педагогов IT-классов. Кроме того, на базе НИУ ВШЭ совместно с ведущими IT-компаниями планируется создать центр сертификации выпускников таких классов.

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Борьба с неуспеваемостью. Как предупредить неудачи в школе

У детей из семей с низким уровнем образования и доходов выше риски плохой учебы. Но школа может их снизить. Как именно, рассказали с опорой на международный опыт эксперты Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ.

Кружок качества. Как внеклассные занятия влияют на успехи школьников

Подростки, которые ходят в студии и секции, чувствуют себя увереннее и лучше учатся в школе. Больше всего успеваемость связана с курсами иностранных языков, выяснила социолог Ксения Тенишева. Доклад об этом представлен в программе ХХ Апрельской Международной научной конференции в Высшей школе экономики.

Институт образования будет сотрудничать с глобальной школьной лабораторией

Институт образования НИУ ВШЭ заключил договор о сотрудничестве с онлайн-платформой ГлобалЛаб — сообществом учителей и учеников, выполняющих совместные исследовательские проекты в Интернете.

Дизайнерам и педагогам предстоит найти общий язык

В правильно организованном пространстве школы дети не только комфортно себя чувствуют, но и лучше учатся. О том, как этого добиться, шла речь на исследовательском семинаре «Дизайн образовательных пространств школы», который Центр развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ провел 12–13 июля.