• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Интерес к приложениям машинного обучения в биоинформатике с каждым годом растет»

28–30 августа, накануне нового учебного года, факультет компьютерных наук ВШЭ провел четвертую летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике. В этом году на событие зарегистрировались 670 человек, более 300 посетили ее очно.

Программа включала в себя лекции и семинары по различным областям биоинформатики: прикладной биоинформатике и биоинформатике ДНК, РНК и белков, элементарной геномике, современным методам анализа данных и молекулярной биологии. Лекции были дополнены практическими задачами, рассчитанными на разный уровень подготовки слушателей.

В этом году лекции и семинары школы вели преподаватели и исследователи разных подразделений Высшей школы экономики (ФКН, факультета биологии и биотехнологии, Международной лаборатории статистической и вычислительной геномики, МИЭМ), а также факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ, МФТИ, Сколтеха, AIRI, Genotek, Sber AI Laboratory.

Участники и организаторы поделились своими впечатлениями о школе.

Мария Попцова, главный организатор школы, заведующая Международной лабораторией биоинформатики ФКН, академический руководитель магистратуры «Анализ данных в биологии и медицине»

Все прошло очень успешно. С удовольствием отмечаю, что интерес к приложениям машинного обучения в биоинформатике с каждым годом только растет. Об этом говорит большое количество участников, которые посещали все лекции. Мы смогли привлечь прекрасных специалистов из компаний — партнеров ФКН и ведущих университетов, и это, конечно, заметно обогатило программу.

А еще школа дала возможность людям из разных сфер и даже разных городов встретиться, познакомиться и обменяться контактами, чтобы вместе решать задачи и создавать новые проекты. Это ли не главное в нашей летней школе — интенсивный обмен знаниями, опытом и нетворкинг.

Алиса Кабалина, СПбГУ, биологический факультет

— С 11-го класса я увлеклась биоинформатикой. Эта сфера сочетает все то, что я люблю: математику, биологию и программирование. А еще мне невероятно нравится машинное обучение и искусственный интеллект. Школа мне понравилась, я узнала много нового как в области машинного обучения, так и в области биологии. Особенно полезными для меня были лекции о языковых моделях: я делаю проект по предсказанию локации белков в клетке на основе их аминокислотной последовательности.

Сложно выделить одного понравившегося лектора, у каждого свой уникальный способ подачи информации. Школа длилась всего три дня, и с каждым днем становилось все интереснее.

Я узнала новые инструменты и подходы к решению биоинформатических задач. Конечно, не каждый день оставались силы на выполнение заданий, особенно после вечерних прогулок по Москве.

Я делаю проект по применению языковых моделей к белковым последовательностям, поэтому у меня сейчас есть возможность сравнить различные модели и их эффективность для решения этой задачи. Это первое, чем я буду заниматься после летней школы. А в будущем я бы хотела принимать участие именно в разработке различных моделей и инструментов для анализа биологических данных.

Дарья Варвина, МГМУ им. И.М. Сеченова, Сколтех

— Мне интересна биоинформатика как инструмент исследований в нейронауках, в частности в молекулярной биологии и биохимии. Школу я выбрала не случайно: так как биоинформатика охватывает множество направлений (в том числе такие сложные, как наука о данных и машинное обучение), всегда есть перспективы для развития и получения новых знаний и навыков. На летней школе я узнала много новых инструментов, моделей и методов обработки данных. За возможность получить столько полезной информации очень благодарна спикерам и организаторам, это бесценный опыт!

Сама школа прошла великолепно. Крутые специалисты с рабочими инструментами, возможность отработать теоретический материал, отличная организованность сессий, новые знакомства и общение. Лучше и не придумаешь!

Больше всего запомнился и понравился лектор Вениамин Фишман. Методы обработки естественного языка как инструменты для работы с биоинформатическими данными — сложная тема для понимания, особенно для биологов. Однако Вениамин преподнес информацию доступным языком, все части доклада были понятны, а информация легко выстраивалась в связную цепочку.

Практические занятия подходили для разных уровней. Заметила для себя классную деталь — почти все спикеры разбили задачи по уровням сложности, что было большим преимуществом для всей аудитории: выбирай задачу для себя и решай, никому не было слишком сложно или слишком скучно. У меня осталось немного нерешенных задач, но это отличный повод, чтобы осмысленно пройтись по материалу еще раз дома.

Сабина Мирзаева, МГУ им. М.В. Ломоносова, химический факультет, лаборатория рибонуклеопротеидов НИИ физико-химической биологии имени. А.Н. Белозерского

— Меня интересуют сферы генетики и молекулярной биологии. Знания, полученные на летней школе, помогут мне в обработке данных и планировании экспериментов, на олимпиадах и в создании стартапа, а также позволят разговаривать с биоинформатиками на одном языке. Я узнала о самых актуальных разработках в биоинформатике, познакомилась с ведущими специалистами. Могу выделить лекцию Александра Ракитько про генетический паспорт и практикум по генотипам народов России, также понравилась возможность сохранить скрипт с практического задания и увидеть, как работают реальные пайплайны.

Дмитрий Соловей, МГУ им. М.В. Ломоносова, «Биотек Кампус», магистратура «Геномика и здоровье человека»

— Я занимаюсь геномикой человека и интересуюсь машинным и глубинным обучением, так что тематика конференции как нельзя лучше соответствует моим интересам. Школа оказалась замечательно организована, каждого лектора слушал с интересом.

Больше всего понравились и запомнились выступления Вениамина Фишмана и Дмитрия Пензара про применение к геномным данным языковых моделей и методов машинного обучения.

Вообще применение лингвистических методов к геномам — не новая идея. Сейчас горячая тема — методы обработки естественного языка с помощью глубокого обучения, какой-нибудь ChatGPT у всех на слуху. Так что я очень ждал доклад Вениамина Фишмана с его коллегами из AIRI про их трансформер GENA для решения задач геномики.

Хотелось бы больше практических заданий, контестов, домашних заданий. Я со всеми заданиями справился, даже книжку в награду дали.

Благодарю организаторов и за нетворкинг, который получился на этом ивенте, — много новых идей и полезных контактов! Хотел бы оказаться на подобной программе в формате интенсива на более длительный срок и с выполнением проектных работ.

Николай Попов, РНИМУ им. Н.И. Пирогова, лаборатория биоинформатики НИИ СБМ

— Меня интересуют биология, биоинформатика и метагеномика. Знания, полученные в летней школе, помогут мне начать применять DL в своей практике. Были очень интересные лекции Александра Ракитько, Вениамина Фишмана, Дмитрия Пензара, Дмитрия Иванкова. Но больше всего мне понравилась лекция Владимира Щура «Генетика и история популяций». Хотелось бы больше обзорных лекций, освещающих преимущества и недостатки популярных и перспективных методов. Классно, что есть творческие практические задания, понравилась возможность сохранять код с заданий, чтобы в дальнейшем рассмотреть его детально.

Вам также может быть интересно:

«Цель школы Spring into ML — объединить молодых ученых, занимающихся математикой ИИ»

Институт искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ и Университет Иннополис провели для студентов, аспирантов и молодых ученых недельную школу, посвященную применению математики в машинном обучении и искусственном интеллекте. 50 участников Spring into ML прослушали 24 доклада о машинном обучении, участвовали в тематических питч-сессиях и прошли два мини-курса по диффузионным моделям — развивающейся области ИИ для генерации данных.

В России разработана программа для диагностики дислексии

Ученые НИУ ВШЭ создали инструмент, который оценивает наличие и степень дислексии у школьников, учитывая их пол, возраст, класс школы и данные видеоокулографии. В 2024 году планируется внедрение программы в клиническую практику. Исследования проводились специалистами в области машинного обучения и нейролингвистами в Центре искусственного интеллекта НИУ ВШЭ.

Студенты со всей России пройдут интенсив по компьютерным наукам от ВШЭ и «Яндекса»

С 1 по 13 апреля в Москве на базе факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ пройдет бесплатный студкемп по машинному обучению, организованный в рамках программы «Яндекса» для студентов IT-специальностей. За две недели студенты изучат материал, на освоение которого в рамках традиционных программ уходит от пары месяцев до нескольких семестров. Они получат фундаментальные знания в области искусственного интеллекта, а также познакомятся с практиками применения нейросетей в сервисах «Яндекса».

Нейросети всевластья: ИИ распутывает клубок взаимоотношений людей, эльфов и хоббитов

3 января родился один из самых популярных писателей прошлого века Джон Рональд Руэл Толкин. Исследователи из НИУ ВШЭ, AIRI и МИСИC использовали машинное обучение для исследования социальных связей между персонажами его вселенной Средиземья. Ученые считают, что этот подход найдет применение во многих сферах за пределами литературы. Результаты работы опубликованы в IEEE Xplore.

«Каждая статья на NeurIPS — значительный результат»

Сотрудники факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ представят 12 своих работ на 37-й конференции NeurIPS. Conference and Workshop on Neural Information Processing Systems — одно из самых значительных событий в сфере искусственного интеллекта и машинного обучения. В этом году она пройдет с 10 по 16 декабря в Новом Орлеане (США).

«Мы уверенно идем к персонализированной медицине»

Международная лаборатория биоинформатики факультета компьютерных наук ВШЭ совместно с партнерами по консорциуму «Генетика сердечно-сосудистых заболеваний» ведет работу над новым проектом «От секвенирования к разработке кардиогенетического теста». О сути проекта, полученных результатах и планах на будущее рассказывает заведующая Международной лабораторией биоинформатики Мария Попцова.

Совместный проект ученых НИУ ВШЭ и СурГУ поможет предотвратить повторные инфаркты и инсульты

Один из проектов, победивших на конкурсе «Зеркальные лаборатории» НИУ ВШЭ в июне этого года, посвящен технологиям машинного обучения в прогнозировании исходов острого коронарного синдрома. Его реализуют Международная лаборатория биоинформатики НИУ ВШЭ и Научно-образовательный центр Медицинского института Сургутского государственного университета. Как зародился этот совместный проект, чем он поможет пациентам и как будет организована работа по его реализации, рассказывает заведующая Международной лабораторией биоинформатики, доцент ФКН НИУ ВШЭ Мария Попцова.

На факультете компьютерных наук открываются новые лаборатории

По итогам конкурса проектов на факультете компьютерных наук НИУ ВШЭ открываются две новые лаборатории. Лабораторию матричных и тензорных методов в машинном обучении возглавит Максим Рахуба, доцент департамента больших данных и информационного поиска. Лабораторией облачных и мобильных технологий будет руководить профессор департамента программной инженерии Дмитрий Александров.

В Вышке прошла 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”

В этом году в школе приняли участие более 100 человек со всей России и из-за рубежа. Это уже 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”, ежегодно проводимая Центром языка и мозга ВШЭ. Ведущие специалисты рассказали о передовых разработках и исследованиях в области видеоокулографии.

Анализ данных и персонализированная медицина: как прошла школа по кардиогенетике

Недавно в Центре непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ состоялась летняя школа «Кардиогенетика: отсеквенирования к разработке кардиопанели». Программа была организована совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН,Институтом спектроскопии Российской академии наук и компанией «Синтол».