• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Анализ данных и персонализированная медицина: как прошла школа по кардиогенетике

Недавно в Центре непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ состоялась летняя школа «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Программа была организована совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии Российской академии наук и компанией «Синтол».

Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы. Принять участие можно было бесплатно по результатам конкурсного отбора. Организаторы получили 150 заявок, из них программный комитет школы определил 25 лучших. Слушателям, успешно освоившим программу, вручили удостоверения о повышении квалификации.

Мария Попцова

Мария Попцова, заведующая Международной лабораторией биоинформатики, академический руководитель магистерской программы «Анализ данных в биологии и медицине», говорит, что главной задачей школы было вдохновить студентов и молодых специалистов заниматься важным и социально значимым направлением — кардиогенетикой. «Программу школы составили таким образом, чтобы молодой специалист увидел и осознал всю цепочку взаимосвязанных задач — от получения последовательности генома до разработки реального генетического теста для заданной нозологии, — объясняет она. — Конечно, невозможно за 10 дней сделать специалистов в области кардиогенетики, но за 10 дней возможно увидеть и понять, какие навыки и знания необходимы, чтобы таким специалистом стать в будущем». В группу вошли студенты ВШЭ, Физтеха, МГУ, медицинских университетов им. Сеченова и им. Пирогова, а также кандидаты как медицинских, так и компьютерных наук. «Таким образом, слушатели с разными уровнями компетенций могли обмениваться знаниями друг с другом, — отметила Мария Попцова. — Кардиогенетика — довольно узкое направление, которое находится только в самом начале своего развития, если сравнивать ее с онкогенетикой. Именно поэтому просветительские и образовательные мероприятия в данной сфере очень актуальны».

Ключевой частью программы стала разработка кардиопанели. Каждый участник получил данные генома своего пациента, с которыми работал в течение школы, применяя приобретенные здесь знания. Занятия включали в себя несколько тем, необходимых для разработки кардиопанели. 

На первом треке участники получили информацию, необходимую для понимания технологии биоинформатического анализа данных NGS и персонализированной медицины, научились генерации и визуализации отчетов по показателям качества. Также они прошли основы методов определения однонуклеотидных вариантов, небольших вставок, делеций. В рамках трека студенты побывали на экскурсии в Биотехнологическом кампусе, где познакомились с проектом «100 000+Я».

Несколько занятий было посвящено технологиям одномолекулярного секвенирования. Вместе с преподавателями участники школы обсудили методы оптической диагностики в биологии и медицине на уровне единичных молекул, узнали о спектроскопии и микроскопии единичных молекул: истории, физических ограничениях, наиболее эффективных методах, а также в режиме реального времени понаблюдали за оптическим секвенированием единичных молекул ДНК.

Павел Мелентьев

Павлу Мелентьеву, доценту базовой кафедры квантовой оптики и нанофотоники Института спектроскопии РАН, школа запомнилась многогранностью. «Программа включала лекции по разным научным дисциплинам: биоинформатике, медицине, биологии, физике, оптике, — отмечает исследователь. — Были и практические занятия, а также возможность посмотреть на действующие научные лаборатории по геномике и лаборатории, участвующие в разработке одномолекулярных секвенаторов. При этом не получилось противоречий: все лекции связывала генетика и секвенирование. Очень понравились слушатели — своим вниманием, желанием постигать новое, нетривиальными вопросами».

Отдельный день был выделен для поездки в Троицк на экскурсию «Как увидеть летящий нуклеотид?» в лабораторию оптических методов секвенирования молекул ДНК ИСАН.

Еще один трек был посвящен изучению наследственных генетических заболеваний сердечно-сосудистой системы и кардиогенетического тестирования. На нем студенты освоили фильтрацию вариантов по заданному набору генов, ассоциированных с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Дмитрий Затейщиков

«Заинтересованная аудитория, 20 минут непрерывных вопросов после лекции, идеи для совместной работы — все это заставляет рассматривать избранный формат и тему как необычайно успешные и требующие повторения», — поделился впечатлением от школы Дмитрий Затейщиков, заведующий кафедрой терапии, кардиологии и функциональной диагностики с курсом нефрологии, доктор медицинских наук, профессор ФГБУ ДПО «Центральная государственная медицинская академия» Управления делами Президента Российской Федерации.

Александру Петрову, участнику школы, трудно определить, какая лекция была самой интересной. «С одной стороны, я пришел сюда с целью углубленно изучить обработку данных секвенирования, и организаторы сделали все возможное, чтобы приблизить меня к этой цели за 10 дней, — говорит он. — С другой стороны, как химику, мне было интересно послушать лекции об одномолекулярном секвенировании и о влиянии неканонических структур ДНК на экспрессию генов, представленные Марией Сергеевной Попцовой. Кроме того, я оценил лекцию Дмитрия Александровича Затейщикова — это была моя первая медицинская лекция. Университетские занятия у меня в основном посвящены точным наукам, поэтому было интересно впервые погрузиться в медицинскую тематику».

Важным аспектом летней школы является обучение участников тому, как применять генетические исследования на практике. Поэтому параллельно с изучением теории студентам было выделено время для обработки данных секвенирования генома цифрового двойника пациента. А финальный день отвели для защиты проектов, где каждый участник представил результаты тестирования своего пациента.

© Высшая школа экономики

По мнению Инны, одной из участниц, финальный проект — одна из самых интересных частей программы. «Мы много взаимодействовали в рамках нашей группы во время его подготовки, но финальную интерпретацию результатов каждый проводил сам, — рассказала она. — Поэтому интересно было послушать всех на защите проектов, узнать чужой ход мысли и вопросы, которые возникают к выводам».

Очный формат школы предоставляет уникальную возможность познакомиться с экспертами в области кардиологии и генетики, а также найти друзей по интересам для обмена опытом и знаниями.

Александра Петрова, студента 5-го курса химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, впечатлили участники школы — как преподаватели, так и студенты. «Высокомотивированные, глубоко разбирающиеся в своей области знаний и при этом обладающие умением интересно общаться на разнообразные темы, — оценил он. — Меня поразило, что организаторы специально привлекли студентов из самых разных областей — медицины, биологии, химии, биоинформатики и программирования. Это позволило нам обучаться друг у друга: программисты помогали с написанием скриптов, а биологи объясняли программистам концепции кроссинговера».

Инна Чижикова, сотрудник бюро судмедэкспертизы, назвала летнюю школу по кардиогенетике уникальным форматом занятий в самых разных областях — от секвенирования до постановки диагноза кардиологическим пациентам. «Больше всего понравилась детальная проработка всех этапов исследования своими руками и помощь наставников. Очень понравились экскурсии и взаимодействие со специалистами из смежных областей, которые тоже были на школе, — отметила она. — Для меня школа стала полноценным погружением в мир практической биоинформатики. Я очень благодарна организаторам, наставникам и лекторам за их доброжелательное отношение и терпение в объяснении базовых вещей и исправлении наших ошибок».

Вам также может быть интересно:

В Вышке прошла 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”

В этом году в школе приняли участие более 100 человек со всей России и из-за рубежа. Это уже 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”, ежегодно проводимая Центром языка и мозга ВШЭ. Ведущие специалисты рассказали о передовых разработках и исследованиях в области видеоокулографии.

Старшеклассники в академической культуре: как прошла VIII Летняя историко-филологическая школа ФГН ВШЭ

В конце августа в учебном центре «Вороново» состоялась VIII Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ), организованная факультетом гуманитарных наук НИУ ВШЭ при поддержке Дирекции по работе с одаренными учащимися в рамках проекта «Расти с Вышкой» и экспертов Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами».

«Летняя школа по аналитике и Data Science — возможность получить информацию из первых уст»

В конце августа в Центре культур Вышки прошла летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. В ней приняли участие более 300 слушателей. Доклады представили спикеры из «Яндекса», Сбера, «Тинькофф», МТС, X5 Group, Альфа-Банка, «Мегафона», «Дзена», VK, а также сотрудники ФКН.

«Интерес к приложениям машинного обучения в биоинформатике с каждым годом растет»

28–30 августа, накануне нового учебного года, факультет компьютерных наук ВШЭ провел четвертую летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике. В этом году на событие зарегистрировались 670 человек, более 300 посетили ее очно.

Итоги Международной летней школы — 2023 подвели в НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге

В августе в питерской Вышке завершилась Международная летняя школа. Участники прослушали курсы по политологии, русскому языку и финансам от преподавателей ВШЭ, а также познакомились с Северной столицей и исследовали ее достопримечательности в ходе культурной программы. Обучение прошли студенты из девяти стран, таких как Венесуэла, Китай, Вьетнам, Южная Корея, Япония, Италия, Германия, Узбекистан и Россия.

ФКН в четвертый раз проведет летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике

На факультете компьютерных наук Вышки с 28 по 30 августа пройдет летняя школа по машинному обучению в биоинформатике. В течение трех дней участников ждут лекции и семинары от ведущих специалистов в данной области из ВШЭ, Сколтеха, AIRI, МГУ, МФТИ, Genotek, Sber Artificial Intelligence Laboratory.

На ФКН ВШЭ прошла летняя школа по программной инженерии

В начале июля на факультете компьютерных наук Вышки проходила летняя школа по программной инженерии. Она стала правопреемницей школы по разработке мобильных приложений, которая проводилась на ФКН с 2015 по 2022 год. Партнерами мероприятия выступили «1С», Сбер, сообщество авторов игр «Индикатор» и IT-школа Samsung Innovation Campus.

«Летняя школа заставила меня осознать, насколько на самом деле важна аналитика данных в наши дни»

В начале июля Международная лаборатория прикладного сетевого анализа (ANR-Lab) ВШЭ провела летнюю школу «Методы и инструменты анализа социальных сетей». Мероприятие, собравшее экспертов из разных стран, состоялось в онлайн-формате. Это уже 14-я летняя школа, организованная лабораторией за 10 лет работы.

На ФКН ВШЭ прошла летняя школа по предпринимательству

В начале июля факультет компьютерных наук Вышки провел II Летнюю школу по предпринимательству. Она была организована Центром практик, проектной работы и предпринимательства ФКН совместно с банком «Тинькофф», а также «Яндексом», Sber Student и банком «Открытие». В школе приняли участие более 40 студентов ФКН и других факультетов Вышки.

«Для ФДП ВШЭ летние школы — часть системы профориентации»

С 19 по 23 июня факультет довузовской подготовки ВШЭ совместно с факультетом креативных индустрий ВШЭ организовал летнюю школу «Медиаканикулы». Лекции и мастер-классы представили профессиональные журналисты и преподаватели Вышки.В программе приняли участие ученики 8–11-х классов, которые погрузились в мир медиа, обучаясь созданию текстов, аудио- и видеоконтента, проведению исследований.