• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Готовить лоцманов в мире информации и больших данных»

«Вклад университета в цифровую трансформацию: как оставаться на гребне волны» — так называлась одна из пленарных сессий Образовательного форума Большого Евразийского партнерства, прошедшего в рамках Международной партнерской недели НИУ ВШЭ. Ее участники обсудили, как технологические изменения меняют поведение университетов и происходящие в них процессы, как трансформируется содержание высшего образования и как должно быть организовано сотрудничество между университетами и ИТ-компаниями. В роли модератора выступил проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин.

Открывая сессию, Сергей Рощин напомнил, что не так давно, когда речь шла о приобщении студентов к глобальным коммуникациям, возникал вопрос, должен ли университет учить их иностранному языку или на иностранном языке. Сейчас аналогичный вопрос актуален в связи с информационными технологиями: мы учим специалистов в этой сфере или же образовательный процесс подразумевает постоянное использование ИТ-компетенций?

Сергей Рощин
© Кристина Шилова / Высшая школа экономики

Еще одна проблема, которую заострил проректор Вышки, — как университеты должны влиять на происходящие технологические изменения и задавать тренды. Они могут быть разработчиками знаний, новых технологий, но при этом не занимаются непосредственно бизнесом. Отсюда вопрос: каким должен быть диалог с технологическими компаниями и какова роль университета в нем?

В дискуссии приняли участие председатель правления — ректор Международного университета информационных технологий (Казахстан) Аскар Хикметов, первый проректор — заместитель директора Университета Иннополис Искандер Бариев, заместитель директора Департамента развития цифровых компетенций и образования Минцифры России Анастасия Казанцева, руководитель департамента больших данных и информационного поиска НИУ ВШЭ Евгений Соколов.

Как рассказал Аскар Хикметов, в Казахстане понимают необходимость подготовки специалистов в сфере ИТ и в целом для работы в цифровой экономике. Исходя из этого меняется содержание образования, стоит задача включения ИИ в учебные планы практически всех вузов. Появляются междисциплинарные программы в области сельского хозяйства, финансов, биомедицины, где также предусмотрено освоение ИТ. Казахские коллеги рассматривают возможность открытия таких программ совместно с НИУ ВШЭ.

Аскар Хикметов
© Кристина Шилова / Высшая школа экономики

Спикер подчеркнул, что и у Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан, и у его университета есть партнеры, связанные с ИТ-сектором. «Вся система образования замкнута на IT», — заключил он, после чего Сергей Рощин на правах модератора задал вопрос, должны ли «умереть» те направления подготовки, которые с ИТ не связаны. Аскар Хикметов ответил, что остальные образовательные программы «тоже уходят в цифру» и темпы этого перехода зависят от экономического развития страны. Возникают точки соприкосновения между ИТ-университетами и, например, гуманитарными вузами.

По мнению казахского ректора, такое понимание характерно для стран Центральной Азии, сделавших в этом направлении серьезный скачок. «Я не утверждаю, что необходимо только цифровое образование, но “цифра” должна присутствовать практически во всех специальностях. Выпускники университетов должны понимать цифровую составляющую своих дисциплин и своей науки», — заключил он.

Искандер Бариев, представлявший на форуме Университет Иннополис, заявил, что он как физик по образованию и специалист по квантовым технологиям категорически не согласен с тем, что нужны только айтишники. Он считает, уже через пять-шесть лет большая часть программистов останется без работы, поскольку код будет генерироваться без их участия. А наиболее востребованы будут смежные специалисты — геолог-айтишник, врач со знанием ИТ и т.д.

Искандер Бариев
© Кристина Шилова / Высшая школа экономики

Спикер рассказал, что представители 70 российских вузов прошли обучение в Иннополисе по вопросам цифровой трансформации, которая заставляет университет повернуться лицом к своему заказчику, то есть прежде всего к студенту. В то же время он считает, что многие вузы «чуть отстают от трендов развития ИТ» по сравнению с теми, для кого они готовят кадры. Например, компании успешно используют в качестве инструмента ChatGPT, а студенты лишь генерируют там рефераты, и многие преподаватели не могут распознать подлог.

Преодолеть это отставание и быть на шаг впереди бизнеса, по мнению Искандера Бариева, поможет обмен опытом между вузами, создание консорциумов внутри России.

Анастасия Казанцева из Минцифры России согласилась с тезисом о востребованности ИТ-компетенций в конкретной отрасли, когда специалист с помощью программирования умеет решать прикладные задачи. Два федеральных проекта — «Кадры для цифровой экономики» и «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли» — реализуются в поддержку этого тезиса.

Например, ежегодно по инициативе Минцифры России увеличивается бюджетный набор на ряд специальностей, среди которых есть не только связанные напрямую с ИТ, но и языкознание, ядерные технологии, машиностроение и т.д. Эти отрасли нуждаются в цифровой трансформации.

Анастасия Казанцева
© Кристина Шилова / Высшая школа экономики

Другой проект — «Цифровые кафедры» — также нацелен на то, чтобы в отраслях появилась «цифра». На этих кафедрах, созданных в 119 вузах, студент может получить ИТ-компетенции для применения в том числе в своей профессиональной деятельности. Как рассказала Анастасия Казанцева, в этом году программы обучения цифровым компетенциям разработала даже Академия русского балета. За два года число студентов, принятых на цифровые кафедры, составит нарастающим итогом около 230 тыс. человек.

На вопрос Сергея Рощина, как университеты учат тому, в чем они отстают от компаний, представитель регулятора ответила так: «Надо взаимодействовать с индустрией — выходить на отрасль, работать с отраслью, учиться на своих ошибках и дальше их не совершать, подвергать свои программы критике и более трепетно относиться к ним с учетом точки зрения бизнеса». Пример сотрудничества — экспертиза программ цифровых кафедр, которую проводят лидеры ИТ-рынка, а в дальнейшем к каждому вузу, где есть такая кафедра, планируется прикрепить «якорную компанию».

Еще до появления цифровых кафедр Вышка начала реализацию проекта Data Culture, в рамках которого студенты всех образовательных программ бакалавриата осваивают цифровые компетенции. Об этом проекте участникам форума рассказал руководитель департамента больших данных и информационного поиска НИУ ВШЭ Евгений Соколов.

С одной стороны, с каждым годом у студентов рос интерес к программированию и связанным с ним курсам, с другой — в университете формировалось понимание, что компьютерные науки претендуют на роль инструмента, необходимого всем. Реализация проекта началась в 2017 году с пилотных курсов программирования и компьютерной грамотности на некоторых программах, а в 2021 году он стал отстроенной системой.

Евгений Соколов
© Кристина Шилова / Высшая школа экономики

«Когда появились цифровые кафедры, стало понятно: все, что мы делаем, хорошо укладывается в этот проект. Но Data Culture — это не повышение квалификации и не профпереподготовка. Мы встраиваем этот модуль в образовательные программы: любой студент через него гарантированно пройдет и получит множество дополнительных цифровых компетенций», — отметил Евгений Соколов.

Для преподавания Data Culture университет привлекает практиков, зачастую выпускников Вышки. Используются онлайн-курсы собственного производства, причем они постоянно совершенствуются, позволяя оставаться на переднем крае науки. Содержание обучения зависит от образовательной программы (у востоковедов и айтишников оно разное), выделено пять уровней владения цифровыми компетенциями — от начального до экспертного. Уже на первом курсе все студенты бакалавриата проходят независимую оценку компетенций по цифровой грамотности.

Комментируя доклад коллеги, Сергей Рощин допустил, что в перспективе эти компетенции будут формироваться на доуниверситетском уровне — точно так же каждый абитуриент умеет читать и писать. Еще одна гипотеза — что лет через десять вузы станут готовить не столько ИТ-специалистов, которых к тому времени будет предостаточно, сколько лоцманов в мире информации и больших данных, которые путешествуют по нему и находят новые маршруты. «Хотел бы пожелать университетам, чтобы это с ними случилось, и тогда мы увидим новое качество и высшего образования, и информационного мира», — заключил проректор НИУ ВШЭ.

Вам также может быть интересно:

Институт образования НИУ ВШЭ провел 4К-тестирование универсальных навыков в школе «Снегири»

Институт образования НИУ ВШЭ совместно со школой «Снегири» изучил сформированность метапредметных компетенций у учеников младшей школы при помощи 4К-теста. Работа была проведена в рамках стратегического проекта «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».

На острие прогресса: университеты как ключевой элемент достижения Целей устойчивого развития

Реализация Целей устойчивого развития может обеспечить прорыв в построении лучшего будущего для молодых поколений, а университеты находятся в авангарде этого процесса. Как обучать будущих лидеров, принимающих решения, концепциям устойчивого развития и делать само образование все более практико-ориентированным, говорили представители университетов из разных стран мира на сессии «На острие прогресса: университеты как ключевой элемент достижения ЦУР» в рамках Международной партнерской недели в НИУ ВШЭ.

Образовательная выставка Международной партнерской недели прошла в Вышке

27 сентября в атриуме корпуса НИУ ВШЭ на Покровском бульваре в рамках ежегодной Международной партнерской недели состоялась Международная образовательная выставка. Представители ведущих университетов мира рассказали студентам о возможностях, которые открывают перед ними программы академической мобильности.

Упрощать интерфейсы, показывать путь: как вузы привлекают талантливую молодежь

Привлечение талантливой молодежи из-за рубежа — важная задача любого университета мирового уровня. И с развитием информационных технологий конкуренция между вузами за наиболее способных и перспективных студентов только усилилась. О том, как сохранять лидерские позиции и побеждать в борьбе за умы, говорили представители российских и зарубежных университетов на сессии «Пути выявления и развития талантов» в рамках Международной партнерской недели.

На полях МПН подписаны соглашения о сотрудничестве и обмене между ВШЭ и зарубежными вузами

В Высшей школе экономики проходит Международная партнерская неделя, в которой принимают участие представители 23 стран. Одним из событий недели стала серия подписаний договоров о сотрудничестве и обмене между НИУ ВШЭ и зарубежными вузами.

В НИУ ВШЭ прошел Образовательный форум Большого Евразийского партнерства

Форум был организован в рамках Международной партнерской недели НИУ ВШЭ, приурочен к председательству Российской Федерации в органах ЕАЭС и направлен на сопряжение стратегий и инициатив его участников в области образования, науки и технологий. В форуме приняли участие представители 23 стран и более 40 научных и образовательных организаций. Рассказываем о церемонии его открытия и первых двух пленарных сессиях.

Диагностика памяти: ИТ-решения для здоровья ума

Высокие технологии становятся неотъемлемой частью здравоохранения, и без компьютера не обходится уже ни одна область медицины. Ученые Вышки разработали мультиязычное планшетное приложение «Тест Рея» — первый полностью автоматизированный и валидный инструмент для диагностики нарушений слухоречевой памяти.

Развитие платформенной экономики обсудили в Вышке

Цифровые платформы и экосистемы стали мощным инструментом преобразования многих процессов в экономике и самого уклада жизни общества, но для исследователей все еще являются новым предметом. Первые попытки комплексного изучения данного института предприняли исследователи НИУ ВШЭ в рамках проекта с ПАО «Ростелеком». Результаты были представлены на пленарной сессии «Платформенная экономика в России: потенциал развития», организованной в рамках распределенной программы XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции НИУ ВШЭ.

Дмитрий Бондарь: «Переходим к следующему этапу цифровой трансформации»

С января 2021 года Дмитрий Бондарь занимает должность старшего директора по цифровой трансформации НИУ ВШЭ. За это время в университете были внедрены и получили развитие множество новых, современных информационных систем. Что уже было сделано и каковы планы по развитию, Дмитрий Бондарь рассказал в интервью.

НИУ ВШЭ и РАНХиГС подписали соглашение о сотрудничестве в сфере цифровой трансформации университетов

Высшая школа экономики и Президентская академия заключили соглашение о сотрудничестве. Документ подписали проректор НИУ ВШЭ Елена Одоевская и проректор РАНХиГС Алексей Анопченко.