• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Вышке разработан цифровой продукт «Лента времени этики и права»

Лента времени: интерактивная хронологическая карта

Лента времени: интерактивная хронологическая карта
© Высшая школа экономики

Факультет права НИУ ВШЭ представил цифровой проект «Лента времени этики и права». Это визуализированная хронологическая карта корреляции моральных оснований и правовых норм в истории России XV–XX веков. Она позволит старшеклассникам и студентам взаимосвязанно и наглядно изучать историю права и готовить собственные творческие проекты.

Цифровой продукт разработан факультетом права ВШЭ при поддержке Центра развития и интеграции проектной деятельности ВШЭ в сотрудничестве с другими подразделениями Вышки в рамках большого проекта «Этика и право: соотношение и механизмы взаимовлияния».

Владимир Чураков

Презентация «Ленты времени этики и права» состоялась 17 октября в Высшей школе экономики в рамках специального круглого стола. Один из создателей «Ленты времени этики и права», научный сотрудник Института исследований национального и сравнительного права НИУ ВШЭ Владимир Чураков, рассказал, что за основу методологии проекта была взята теория моральных оснований, предполагающая возможность соотнесения этических представлений людей с базовыми моральными основаниями: заботой, справедливостью, лояльностью, авторитетом и чистотой. Например, установление ответственности за измену Родине направлено на поддержку лояльности, а введение льгот для детей связано с заботой. В проект были отобраны около 300 морально нагруженных актов и отдельных норм, принятых за 500 лет, с завершения формирования централизованного Российского государства в конце XV века до распада СССР в 1991 году.

Дарья Алова

Преподаватель департамента теории права и сравнительного правоведения факультета права НИУ ВШЭ Дарья Алова пояснила, что пользователи ленты могут ознакомиться с эволюцией этики и затем перейти к ленте времени, где каждый период кратко охарактеризован для понимания принятых в это время норм права. В конце каждого периода есть тесты с вариантами ответов для понимания уровня освоения материала.

Сергей Виноградов

Нажав на плашку с отдельной нормой, пользователь знакомится с периодом ее принятия и полным текстом, причем все специфические термины объяснены специалистами, рассказал преподаватель департамента права цифровых технологий и биоправа факультета права ВШЭ Сергей Виноградов. Также прокомментировано, как та или иная норма соотносилась с моралью того времени. Например, один из указов запрещал немедленно, без обращения к местному обществу, брать под стражу людей, не имевших персональных поручителей, что ограничивало произвол местных властей, но другая норма начала XVI века освобождала судей от наказания за неправосудные приговоры, отражая преимущества привилегированных слоев, и далее в судебнике сына Ивана Грозного Федора Иоанновича уже предусматривалось наказание за ложную жалобу на судей. Таким образом, пояснил Сергей Виноградов, власть стремилась оградить авторитет государства и суда.

Андрей Быстров

О возможностях использования цифрового продукта в школах при изучении обществознания, права и истории рассказал заместитель руководителя департамента теории права и сравнительного правоведения ВШЭ Андрей Быстров. Например, на уроках истории можно поэтапно, от Судебника Ивана III до Соборного уложения Алексея Михайловича, проследить этапы закрепощения крестьян, изучить различие между отработкой долга и лишением личной свободы крестьян и городских жителей.

Карточка нормы: текст закона и комментарий о его связи с моралью
© Высшая школа экономики

Для обществознания можно использовать ленту «Личность и государство». Учитель может попросить школьников перечислить ключевые признаки прав личности, и, изучив акты советского времени, они могут обнаружить, например, нормы о правах женщин, принятые в первые годы существования РСФСР, обсудить, способствовали ли они эмансипации женщин и их участию в управлении государством. Задачей для школьников может быть разделение законов по отраслям права или творческое задание по систематизации права конца XIX века.

Владимир Чураков также отметил, что задания апробировались со студентами магистратуры, с которыми обсуждалась корректность классификации норм и их отнесения к различным моральным основаниям. Также они прошли обсуждение в распределенном лицее «Покровский квартал».

«Иногда детям достаточно примеров, регулирующих поведение, и на визуальном ряде они осознают, что право не действует в отрыве от этических оснований», — сказал Владимир Чураков.

Александр Ларичев

В ближайшее время «Ленту времени» адаптируют для компьютеров с разным ПО, возможна и разработка мобильного приложения. Кроме того, руководитель проекта, заместитель декана факультета права по научной работе Александр Ларичев, сообщил, что по его результатам будет издана монография, а также разработан новый продукт — Индекс этичности права, который позволит оценить действующие законы и законопроекты.

В работе круглого стола приняли участие представители Высшей школы экономики, Государственной Думы РФ, Министерства просвещения РФ, Минобрнауки России, педагогического сообщества Москвы.

И.о. проректора НИУ ВШЭ, старший директор по фундаментальным исследованиям Александр Балышев рассказал о программе «больших проектов» НИУ ВШЭ. Декан факультета права Вышки Вадим Виноградов говорил о ключевых целях проекта «Этика и право», актуальности проводимых в его рамках работ и важности сотрудничества с профильными органами власти по внедрению его результатов.

Заместитель председателя Государственной Думы выпускник НИУ ВШЭ Борис Чернышов отметил, что соотношение этики и права активно обсуждается со Средних веков. Сейчас такие дискуссии должны быть поставлены в основу его изучения, «какая мораль и этика должна быть и что есть сейчас общее благо», сказал он. О государственной значимости фундаментальных исследований на стыке этики и права высказался и заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике Артем Кирьянов. Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Николай Николаев, в свою очередь, оценил масштабы проделанной работы и указал на особую значимость развития проекта для повышения исторической эрудиции и правовой грамотности подрастающих поколений.

Андрей Корнеев

Статс-секретарь — заместитель министра просвещения РФ Андрей Корнеев отметил, что ему понравился необычный подход к исследованию нормативно-правовых актов с точки зрения их морального обоснования. «Мы рекомендуем школам включить “Ленту времени” в библиотеки и электронные базы изданий, чтобы преподаватели могли ее применять», — сказал он.

На круглом столе также выступили: директор по научным проектам НИУ ВШЭ Сергей Гарбук, заместитель проректора НИУ ВШЭ Анастасия Степанова, заместители декана факультета права НИУ ВШЭ Альбина Гаджиева и Мария Матвеева.

Вам также может быть интересно:

Россиян интересуют новости их региона

Больше всего россиян интересуют новости про регион или населенный пункт, где они проживают. 54% респондентов признались, что смотрят такие новости ежедневно. Об этом свидетельствуют данные «Барометра экономического поведения домохозяйств в России» НИУ ВШЭ (выпуск 2 от декабря 2023 года, посвященный подведению итогов года).

Владельцы собственного бизнеса и работающие студенты: кто смотрит в будущее с оптимизмом

Большинство россиян считают свое материальное положение стабильным. Об этом свидетельствуют данные исследования ВШЭ «Барометр экономического поведения домохозяйств в России» (выпуск №1, посвященный анализу уровня жизни и финансового поведения населения). В нем используются данные опроса населения в возрасте 18 лет и старше, собранные летом 2023 года в рамках проекта НИУ ВШЭ «Экономическое поведение домашних хозяйств».

Проверить право этикой: эксперты Вышки приняли участие в круглом столе в Госдуме

Суть теории гармоничного общественного благосостояния, смысл понятия справедливости, опасность институциональной ловушки — эти и другие темы обсуждали в ходе круглого стола «Справедливость и законотворчество» в Госдуме. В дискуссии приняли участие депутаты и ученые Высшей школы экономики и других вузов. Эксперты Вышки также рассказали о научном проекте по разработке автоматизированных способов оценки этичности.