• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ВШЭ: расторжение соглашения о двойном налогообложении с Кипром восстановит экономическую и социальную справедливость

ВШЭ: расторжение соглашения о двойном налогообложении с Кипром восстановит экономическую и социальную справедливость

© iStock

3 августа Россия расторгла соглашение о двойном налогообложении с Кипром, сообщается на сайте Минфина России. ВШЭ считает, что это шаг логичен в условиях нынешнего кризиса, и он поможет вернуть крупных налогоплательщиков и пополнить бюджеты субъектов Российской Федерации.

Высшая школа экономики считает логичным шагом расторжение соглашения с Кипром об  избежании двойного налогообложения. Это соглашение было заключено в 1998 г. в период крайней экономической слабости России, фактической неспособности государства адекватно собирать налоги и отсутствия систематического правового регулирования предпринимательской деятельности. В тех обстоятельствах соглашение с Кипром, как и другие договора, позволявшие российским бизнесам развиваться вопреки существовавшим в стране условиям, играло по-своему позитивную роль.

С тех пор ситуация радикально изменилась. Однако для многих бенефициаров российских предприятий статус резидентов Кипра остался крайне привлекательным. Ведь при его наличии можно вести бизнес в России, получать дивиденды на Кипре и платить при этом не 15% в своей стране, а 5 или 10% в офшоре.

Еще значительнее выгоды от использования соглашения при выплате процентов по займам: нулевой налог на Кипре вместо 20% в России.

Очевидно, что преимуществами кипрского резидентства пользовалась узкая прослойка богатых – для среднего класса, для малых и средних предприятий преимущества офшоров недоступны. Ситуация, при которой доходы от ведения бизнеса в России выводятся на Кипр, не может считаться справедливой.

Не только требования справедливости не позволяют мириться со сложившейся ситуацией. Экономическая сторона весьма чувствительна. Соглашение касается тех доходов, налогообложение которых, согласно российскому законодательству, пошло бы в первую очередь в региональные бюджеты.

Под влиянием кризиса региональные бюджеты в 2020 году могут потерять 12-15% собственных доходов или 1,4-1,7 трлн рублей, по оценкам экспертов НИУ ВШЭ. При этом на региональные бюджеты приходится основная часть расходов на образование, здравоохранение, социальную сферу.  Учитывая, что НДФЛ является основным источником собственных доходов региональных бюджетов, составляя около трети их общего объема, или около 4 трлн рублей, отказ налогоплательщиков от использования офшоров может заметно увеличить поступления НДФЛ и поправить ситуацию, сократив дефицит региональных бюджетов и потребность в трансфертах.

Российские власти, стремясь избежать односторонней денонсации Соглашения, предлагали властям Кипра повысить собственные налоговые ставки. К сожалению, договориться не удалось. В этих условиях Правительству пришлось пойти на непростое, но вполне обоснованное решение.

За время действия Российско-Кипрского соглашения этой юрисдикцией воспользовались многие российские компаний. По разным оценкам, на Кипр было выведено в 2018 году более 1,4 трлн рублей, а в 2019 – более 1,9 трлн, сообщает Минфин.