• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мы выросли на одних книгах?

С 4 по 25 апреля на портале состоялся опрос на тему  «Классное внеклассное чтение». Мы просили ответить на вопросы о любимом чтении в детстве. В опросе приняли участие более 200 человек.

С 4 по 25 апреля на портале состоялся опрос на тему  «Классное внеклассное чтение» (http://www.hse.ru/expresspolls/results/50687709.html). Мы просили ответить на вопросы о любимом чтении в детстве. В опросе приняли участие более 200 человек.

И что же?

72% пожелавших предаться милым сердцу воспоминаниям ответили, что очень любили читать в детстве! Лишь 11% признались, что в детстве читать они не любили…

Почти половина наших участников прочитали свою первую книгу в возрасте до пяти лет. Примечательно, что позже всех начали читать самостоятельно не те, кто читать не любил вовсе, а те, кто книги любил, но предпочитал слушать, как их читает ему кто-то из взрослых.

Если всего 3,3% от общего числа опрошенных прочитали первую книгу уже в школе и «по необходимости», то среди «слушателей, а не читателей» таковых оказалось 25%.

Но что читали охотнее всего? Повести, рассказы и романы. Чуть отставали от них сказки. Чтением (и, видимо, разучиванием) стихов увлекалось всего 13% опрошенных.

Вот та же картина в цифрах:

Что вы любили читать в детстве?

%

Чел.

Повести, рассказы, романы

71,10%

170

Сказки

64,40%

154

Стихи

13,00%

31

Басни

8,40%

20

Комиксы

6,30%

15

Неважно что, главное – с красивыми картинками

5,90%

14

Неважно что, главное – не слишком длинное

5,90%

14

Те, кто предпочитал в детстве стихотворные произведения, не избегали и описаний природы в произведениях прозаических. Среди любителей стихотворений только 6,5% пропускали в детстве «дали и хмари», тогда как всего таких читателей у нас оказалось 22,6%.

Пропускали ли вы описания природы?

%

Чел.

Не пропускал(а)

31,00%

74

Пропускал(а)

22,60%

54

Не помню

18,00%

43

Пропускал(а) в детстве, да и сейчас пропускаю

12,10%

29

Что вы! Я больше всего любил(а) описания природы!

12,10%

29

Пропускал(а) практически все описания, читал(а) только диалоги, (смотрел(а) картинки)

4,20%

10

 Вот так!

Но больше всего нас интересовал вопрос: «Какие книги, прочитанные в детстве, оставили след в вашей душе или просто остались в памяти как любимые?»

И первая тройка самых любимых детских книг получилась такой:

  • А. Волков. Волшебник Изумрудного города (15 упоминаний).
  • А. Линдгрен. Карлсон, который живет на крыше (13 упоминаний).
  • К. Булычев. Приключения Алисы (12 упоминаний).

 

По десять раз в качестве любимых упоминаются книги про Незнайку и о Гарри Поттере. Но если книги про Незнайку одинаково любимы представителями всех возрастов, то книги о Гарри Поттере, по понятным причинам, любит публика моложе 25 лет.

Следующие по популярности – «Приключения Тома Сойера» Марка Твена и «Дети капитана Гранта» Жюля Верна (по 7 упоминаний).

«Робинзон Крузо» Даниэля Дефо, «Динка» Валентины Осеевой, «Дядя Федор, пес и кот» Эдуарда Успенского и книги о Мэри Поппинс Памелы Трэверс получили по 5 голосов.

Самые читаемые в детстве авторы, по словам наших участников, – Жюль Верн, Джек Лондон, Астрид Линдгрен и Александр Пушкин.

При этом – любопытно: лишь 6,7% опрошенных ответили, что хотели бы прочитать своим детям не все книги, полюбившиеся им самим в детстве! Лидируют в этом «анти-рейтинге» стихи Корнея Чуковского и «страшные сказки немецких писателей» (по 3 упоминания).

Конечно, данный опрос носит характер весьма условный и приблизительный, однако сходство того, что входило в круг детского чтения людей разного возраста и разных (будущих) профессий бросается в глаза. Рискнем предположить, что и среди читающих эти строки вряд ли найдется кто-нибудь, не прочитавший хотя бы одну из упомянутых здесь книг (исключением может быть разве что относительно недавно опубликованная серия о Гарри Поттере).


 

Любимые книги участников опроса (полный список):

  • Вальтер Скотт. Айвенго
  • Льюис Кэррол. Алиса в стране чудес
  • Гавриил Троепольский. Белый Бим Черное ухо
  • Джек Лондон. Белый клык
  • Аркадий Фидлер. Белый ягуар - вождь араваков
  • Алан Милн. Винни Пух
  • Дж.Р.Р. Толкиен. Властелин колец
  • Александр Волков. Волшебник Изумрудного города
  • Майн Рид. Всадник без головы
  • Тим Собакин. Все наоборот
  • Михаил Лермонтов. Герой нашего времени
  • Александр Беляев. Голова профессора Доуэля
  • Вениамин Каверин. Два капитана
  • Виктор Драгунский. Денискины рассказы
  • Жюль Верн. Дети капитана Гранта
  • Шарлотта Бронте. Джейн Эйр
  • Валентина Осеева. Динка
  • Юрий Ермолаев. Дом отважных трусишек
  • Эдуард Успенский. Дядя Федор, пес и кот
  • Александр Семенов. Записная книжка волшебника
  • Артур Конан Дойль. Затерянный мир
  • Владимир Обручев. Земля Санникова
  • Джек Лондон. Зов предков
  • А. Н. Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино
  • Барбара Слэй. Карбонель
  • Астрид Линдгрен. Карлсон, который живет на крыше
  • Редьярд Киплинг. Книга джунглей
  • Петр Ершов. Конек-горбунок
  • Анатолий Рыбаков. Кортик
  • Шарль Перро. Красная шапочка
  • Лев Давыдычев. Лёлишна из третьего подъезда
  • Юрий Нагибин. Маленькие рассказы о большой судьбе
  • Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц
  • Джек Лондон. Мартин Иден
  • Эдуард Успенский. Меховой интернат
  • Ян Ларри. Необыкновенные приключения Карика и Вали
  • Этель Войнич. Овод
  • Роберт Стивенсон. Остров сокровищ
  • Астрид Линдгрен. Пеппи длинный чулок
  • Вера Чаплина. Питомцы зоопарка
  • Кир Булычев. Приключения Алисы
  • Р.Э. Распе. Приключения барона Мюнхаузена
  • Надежда Остроменцкая. Приключения мальчика с собакой
  • Марк Твен. Приключения Тома Сойера
  • Джанни Родари. Приключения Чиполлино
  • Джонатан Свифт. Путешествия Гулливера
  • Жюль Верн. Пятнадцатилетний капитан
  • Джек Лондон. Рассказы
  • Виталий Бианки. Рассказы о животных
  • Даниэль Дэфо. Робинзон Крузо
  • Джой Адамсон. Рожденная свободной
  • Астрид Линдгрен. Рони, дочь разбойника
  • Януш Пшимановский. Рыцари серебряного щита
  • Джоан Роулинг. Серия книг о Гарри Поттере
  • Памела Трэверс. Серия книг о Мэри Поппинс
  • Николай Носов. Серия книг о Незнайке
  • Евгений Шварц. Сказка о потерянном времени
  • Джек Лондон. Смирительная рубашка
  • Жюль Верн. Таинственный остров
  • Джеймс Крюс. Тим Талер, или Проданный смех
  • Аркадий Гайдар. Тимур и его команда
  • Георгий Балл.  Торопун-Карапун и тайны моего детства
  • Александр Дюма. Три мушкетера
  • Юрий Олеша. Три толстяка
  • Ирина Пивоварова. Тройка с минусом, или происшествие в 5 «А»
  • Ян Экхольм. Тутта Карлсон первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие
  • Маргарет Митчелл. Унесенные ветром
  • Ганс Фаллада. Фридолин нахальный барсучонок
  • Александр Беляев. Человек-амфибия
  • Анна Сьюэлл. Черный красавчик
  • Елена Ильина. Четвертая высота
  • Сельма Лагерлёф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусям
  • Артур Конан Дойль. Шерлок Холмс
  • сборник рассказов Ребятам о зверятах                           
  • сказки Ганса Христиана Андерсена                    
  • сказки Александра Пушкина                 
  • стихи Сергея Есенина

А какие книги Вы любили в детстве? (ответить на вопрос)

Вам также может быть интересно:

Ученые изучили, почему пожилые люди читают медленнее

Одно из самых очевидных изменений, происходящих с возрастом, — это то, что человек начинает многое делать медленнее. Как показано в многочисленных исследованиях, это распространяется и на языковые процессы. Даже неврологически здоровые люди с возрастом начинают медленнее говорить, вспоминать слова, читать. Но является ли это замедление неизбежным? На эти вопросы попытались ответить исследователи ВШЭ в статье «No Evidence for Strategic Nature of Age-related Slowing in Sentence Processing». 

В помощь школьным учителям-словесникам

В этом году на факультете филологии ВШЭ открывается новая магистерская программа «Филологическая герменевтика школьной словесности». О программе в интервью порталу рассказывают ее соруководители — Елена Пенская и Константин Поливанов.

Книги будут всегда

29 сентября в ВШЭ прошла дискуссионная встреча «Так умирает книга или нет?», организованная проектно-учебной группой «Интернет, новые медиа и проблема чтения в информационном обществе», созданной факультетом государственного и муниципального управления, факультетом медиакоммуникаций ВШЭ и издательством «ЭКСМО».

Человек и Интернет: кто кому угрожает

Зачем пользоваться ресурсами Интернета, чему в нем можно научиться и следует ли опасаться погружения в виртуальную реальность? На эти и другие вопросы отвечали посетители портала Высшей школы экономики в ходе очередного онлайн-опроса, завершившегося на сайте Вышки в феврале.

Носители премудрости: вынесет ли бумага натиск экранов?

Мысли, записанные при помощи компьютера, о будущем бумажных учебников в сфере высшего образования — по следам опроса, проведенного на портале Высшей школы экономики.

Увидимся в Сети

Зачем люди пользуются социальными сетями интернета? В чем плюсы и минусы этих сетей? В ходе недавнего опроса посетители портала Высшей школы экономики высказали свое отношение к модным сегодня способам общения.

«Интернационализация образования становится практикой вуза»

На портале ВШЭ завершился опрос, проводившийся в рамках второго этапа исследовательского проекта «Институциональное управление высшим образованием», который осуществляет Организация экономического сотрудничества и развития. О задачах проекта и его первых итогах рассказывает помощник ректора Татьяна Мешкова.

Зависит от преподавателя, но ответственность — на студенте

Кажется, любому понятно, для чего люди стремятся получить высшее образование. А может, действительно это лишь кажется, что все ясно, подумали мы и спросили у студентов — посетителей портала ГУ-ВШЭ и портала «Экономика. Социология. Менеджмент», зачем, собственно, они учатся.

И только звезды неподвластны...

Подведены итоги опроса посетителей портала Высшей школы экономики и портала «Экономика. Социология. Менеджмент» на тему «Что исследует социология?».

Как студенты узнают расписание занятий?

Еще лет десять назад на этот вопрос был однозначный и неинтересный ответ: студенты смотрят расписания на стендах деканата. Те, кто прогуливали слишком часто, узнавали расписание у сокурсников по телефону.