• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Мы пригласили людей, которые на стартапах собаку съели»

Об итогах образовательного проекта «Talkoot Boot Camp», организованного студенческим Центром бизнес-исследований ГУ-ВШЭ совместно с Управлением по внеучебной работе со студентами ГУ-ВШЭ и Федеральным агентством по делам молодежи, рассказывает руководитель центра Оксана Моргунова.

— Оксана Михайловна, я знаю, что этот проект был не первым, который организовала ваша инициативная группа. С чего все начиналось?

— В 2008 году наша команда, которая помимо меня включает Дениса Бойкова, Марину Петрикину и Динару Измайлову, провела международную летнюю академию «The Art of Start-Up» (суть понятна из названия). Мы получили на нее хорошие отзывы и решили на этом не останавливаться. Поэтому в нынешнем году мы уже зарегистрировали себя в качестве студенческой организации «Центр бизнес-исследований», и под этим именем, при поддержке Татьяны Юрьевны Захаровой и Елены Давидовны Титовой (Управление по внеучебной работе со студентами), организовали новое мероприятие по анализу стартапов для студентов Вышки.

— Вы выбрали для него необычное название, ведь «talkoot» — это финское слово, обозначающее некую совместную работу. Как получилось, что ваш проект оказался связан с Финляндией?

— Дело в том, что в нашей летней академии кроме представителей Италии, Болгарии, других европейских стран участвовал президент Ассоциации молодых предпринимателей Финляндии. Он и предложил нам сотрудничать и организовать совместный проект. Изначально он был рассчитан на российских и финских студентов и должен был состоять из двух частей, но, к сожалению, наши финские коллеги испугались свиного гриппа и в Москву не приехали. Тем не менее, мы решили, что свою часть программы, которая была уже практически подготовлена, мы все равно проведем. И, если судить по отзывам участников, она прошла вполне успешно.

— Как можно было попасть на вашу программу стартапов?

— Мы проводили предварительный конкурс, информацию о котором распространяли среди студентов Вышки, в том числе в филиалах. Все желающие могли прислать нам мотивационное письмо с описанием своей бизнес-идеи и указанием трех-четырех людей, которые готовы были составить команду для ее реализации. Непосредственно на программу они приходили уже с достаточно хорошо структурированными проектами, и в течение четырехдневного курса лекций и мастер-классов они должны были доработать свои презентации и представить их на итоговом экспертном слушании. Всего на программу попали пять команд — две московские, две из Нижегородского филиала ГУ-ВШЭ и одна из Санкт-Петербургского.

— Насколько жестким был формат работы на «Talkoot Boot Camp»?

— В первый день, после церемонии открытия, ребята поехали в технопарк «Нагатино-лэнд», где для них провели экскурсию, рассказали о возможностях начала бизнеса, аренды помещений и других практических аспектах организации нового бизнеса. Второй день был полностью посвящен лекциям, которые читали профессор кафедры инноваций и бизнеса в сфере информационных технологий ГУ-ВШЭ Иосиф Дискин, преподаватель отделения программной инженерии Дмитрий Безуглый, профессор кафедры местного самоуправления ГУ-ВШЭ и член Совета Федерации Андрей Хазин, руководитель отдела системного анализа департамента R&D «Лаборатории Касперского» Денис Бесков. Помимо этого, выпускники Вышки провели для команд мастер-класс на тему тимбилдинга. В третий день мы отправились в Посольство Финляндии, встретились с послом, который рассказал студентам о возможностях ведения совместного российско-финского бизнеса и о возможностях выхода малых предпринимателей на финский рынок. После этого состоялся мастер-класс доцента кафедры управления проектами ГУ-ВШЭ Сергея Весманова. Ну а в последний день прошел мастер-класс Ильи Мутовина, выпускника факультета менеджмента, и экспертные слушания.

— Кто составил пул экспертов? Входили ли в него профессора Вышки, читавшие лекции участникам программы?

— Нет, это были другие эксперты. Мы пригласили молодых предпринимателей, выпускников Вышки, уже запустивших свой бизнес, людей, которые на стартапах, что называется, собаку съели. Другую часть экспертов составили представители Федерального агентства по делам молодежи. Причем их роли несколько различались. Предприниматели не столько давали оценку проектам, сколько обозначали вопросы организации бизнеса, которые не были проработаны участниками, предлагали взглянуть на проекты с другой точки зрения. А представители Федерального агентства рассматривали проекты с материальной, что ли, стороны. Например, у одной нижегородской команды был проект склада-трансформера, и им пришлось рассказывать, на каком сталелитейном заводе они собираются эти конструкции заказывать, каких размеров они будут, какую нагрузку смогут выдерживать. Мне кажется, что такое совмещение подходов было наиболее эффективно для оценки проектов.

— Прослеживался ли в присланных на конкурс заявках определенный тренд? Какие проекты больше всего интересовали студентов?

— Я бы сказала об образовательно-туристическом тренде. Например, питерская команда выступала с проектом «Уикенд двух столиц», предполагавшим обмен студентами между Москвой и Санкт-Петербургом и последующее вовлечение в этот процесс представителей других филиалов Вышки, а затем и других университетов. Похожей тематики был и проект наших победителей из Москвы.

— Чем они привлекли внимание экспертов?

— Эта команда выступила с идеей «Агентства молодежных коммуникаций»: речь шла о студенческих обменах, ярмарках студентов и различных образовательных программах. То есть они предлагали студентам из разных городов не просто собраться, поболтать, «потусить» и разбежаться, а заняться образованием, трудоустройством и даже наукой.

— Лучшим проектам была обещана поддержка со стороны Федерального агентства по делам молодежи. В чем она заключается?

— В экспертных слушаниях принимал участие Александр Пак, руководитель программы «Ты — предприниматель», осуществляемой Федеральным агентством. Так вот уровень работ оказался настолько высоким, что он отобрал для программы все проекты, которые теперь, при соответствующей организационной и финансовой поддержке, имеют все шансы быть реализованными. Насколько я знаю, ребята уже приступают к созданию полноценного бизнес-плана. Мы обязательно будем отслеживать их судьбу, тем более что наше сотрудничество с Федеральным агентством продолжится и в дальнейшем. Ну а самих молодых предпринимателей мы будем привлекать к организации других наших проектов.

— И каковы ближайшие планы Центра бизнес-исследований?

— Сейчас мы готовим конференцию по кадровой политике. Это очень интересная и сложная тема, так как согласия по тому, что такое кадровый резерв, зачем он нужен и как его формировать, в профессиональном сообществе нет, хотя говорят об этом очень много. Мы рассчитываем с помощью экспертов все-таки приблизиться к ответам на некоторые важные вопросы. А если говорить о более отдаленной перспективе, то в наших планах еще один совместный с Федеральным агентством проект по участию молодежи в малом предпринимательстве, в рамках которого будет прочитан курс лекций, организованы круглые столы и ярмарки вакансий.

Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Проекты студентов ВШЭ вошли в топ-10 стартапов молодежных акселераторов Сбера

Бизнес-проекты Александра Зыкова и Никиты Нехаенко, первокурсников образовательной программы «Бизнес-информатика» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, оказались в топ-10 лучших стартапов молодежных акселераторов Сбера. Кроме того, недавно ребята также приняли участие в ТВ-шоу «Гонка стартапов», которое выходит еженедельно на телеканалах «Пятница!» и «Суббота!».

Исследование HSE FEST: каждый третий стартап возглавляет женщина

Высшая школа экономики в Санкт-Петербурге в рамках Всероссийского фестиваля университетских технологических проектов HSE FEST 2023 провела опрос женщин-руководителей, вошедших в топ-100 конкурса стартапов. Исследование проводилось с целью знакомства с особенностями женского лидерства, а также ролью образования и используемых моделей управления среди женщин-топов. Основными критериями стали опыт управления стартапами на позиции основателя, сооснователя, CEO.

«Предприниматель должен стать действующим лицом и бенефициаром деятельности университета»

В Институте образования НИУ ВШЭ состоялась экспертная дискуссия о предпринимательской деятельности студентов и обучении предпринимательству в университетах. В ней приняли участие эксперты из системы высшего образования, в том числе руководители Вышки, а также представители Госдумы, Агентства стратегических инициатив и действующие предприниматели.

Тест на соответствие: как действует новая система отбора на Всероссийский кейс-чемпионат

Система отбора команд, которые получат приглашение к участию в региональном этапе Всероссийского кейс-чемпионата школьников по экономике и предпринимательству, в этом году изменилась. Если раньше потенциальным участникам — командам из 2–4 учеников 9–11-х классов и студентов СПО — нужно было записать и представить видеовизитку, то в этом году им предлагается пройти квалификацию, или квалификационное тестирование, в период с 6 по 9 октября.

Регистрация на кейс-чемпионат школьников по экономике и предпринимательству продлится до 5 октября

21 августа началась регистрация участников IV Всероссийского кейс-чемпионата школьников по экономике и предпринимательству. Инициатор его проведения и генеральный партнер — Минэкономразвития России. К участию приглашаются команды из 2–4 учеников 9–11-х классов и студентов любого курса профессиональных колледжей. Если в предыдущие годы допуском к кейс-чемпионату служила видеовизитка, то теперь каждому участнику команды нужно будет пройти индивидуальное квалификационное тестирование.

НИУ ВШЭ и «Движение первых» заключили соглашение о сотрудничестве

В конце июня Высшая школа экономики и Российское движение детей и молодежи « Движение первых» подписали соглашение о сотрудничестве. В ближайших совместных планах — работа с абитуриентами, запуск испытаний норматива технологической грамотности «ТехноГТО» и развитие молодежного предпринимательства.

Бизнес-пикник ВШЭ: «Это огромная предпринимательская тусовка»

Высшая школа экономики стала партнером федерального форума Росмолодежи «Большие гонки для молодых предпринимателей», который прошел на площадках «ВТБ Арены Парка». Объединенная команда ВШЭ, состоящая из слушателей и выпускников майнора «Стартап с нуля», приняла участие в спортивных и интеллектуальных состязаниях.

«Будущее уже здесь, но оно неравномерно распределено»

27 мая, в День российского предпринимательства, в Центре культур НИУ ВШЭ прошел ежегодный студенческий предпринимательский Форум HSE Business Club. Три года назад инициативная группа HSE Business Club открыла форум как площадку, на которой предприниматели могли бы обмениваться опытом. Сейчас это крупнейший в СНГ студенческий бизнес-форум. В этом году на мероприятие зарегистрировалось рекордное число гостей — 1900 человек.

В Вышке открывается программа ДПО, которая подготовит педагогов для создателей стартапов

20 мая в НИУ ВШЭ стартует новая заочная программа повышения квалификации «Стартап как диплом: методика и практика». Программа создана для преподавателей вузов, которые хотят внедрить у себя новый формат защиты диплома. О том, чем он отличается от традиционных, зачем университетам нужны инновации и предпринимательство и при чем тут Конфуций, рассказал руководитель программы, заместитель заведующего кафедрой менеджмента инноваций НИУ ВШЭ Евгений Савеленок.

«Местечкового технологического суверенитета быть не может»

В основе новой модели предпринимательства в вузе должна быть наука с привлечением к исследованиям студентов. Научные работы должны быть масштабированы, для трансфера их результатов в экономику необходимо активное взаимодействие высокотехнологичных компаний с университетами. В НИУ ВШЭ прошла международная научно-практическая конференция «Инноватика и предпринимательство: теория и практика», организованная кафедрой менеджмента инноваций.