• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О кошках, миллионерах и "железных" предпринимателях

13 февраля в Высшей школе экономики прошла деловая игра-конкурс "Железный предприниматель". Ее организаторами стали Бизнес-инкубатор ГУ-ВШЭ и оргкомитет конкурса "БИТ 2008".

В конкурсе приняли участие 32 команды: студенты из МГТУ, МГУ, РУДН, МИФИ, Дипломатической академии МИД РФ, МГУУ Правительства Москвы и многих других. В зале — аншлаг.

Игра началась с мастер-класса "Как придумать бизнес-идею?", и на сцену пригласили Дмитрия Молчанова, основателя и руководителя компании "Домострой".

— Что такое бизнес-идея и бизнес-возможность? — начал выступление Молчанов. — Бизнес-идея — это способ заработать деньги в обмен на товары и услуги. А бизнес-возможность — это такое состояние внешней среды, которое позволяет реализовать бизнес-идею. Другими словами, бизнес-возможность — это бизнес-идея, прошедшая проверку на практике. Сильная бизнес-идея отвечает трем требованиям: краткость, специфичность, уникальность.

Есть прекрасное упражнение: представить, что вы встретились в лифте с миллионером, который может стать потенциальным инвестором. За то время, пока лифт поднимается — это примерно 30 секунд, — вам нужно успеть изложить ему свою идею. От ее уникальности зависит конкурентоспособность бизнеса.

Деловая игра "Железный предприниматель"
Деловая игра "Железный предприниматель"
Как придумать бизнес-идею?

Во-первых, нужно четко сформулировать задачу. Для этого — научиться отключать своего внутреннего скептика. А он сидит в каждом из нас и то и дело говорит: да ну, это не получится, это никому не интересно, а это вообще бред.

Во-вторых, идеи нужно придумывать самые необычные, отличные от уже существующих. Расскажу вам историю о кошке и горячей плите. Если кошка прыгнет на горячую плиту, то обожжется. Больше она никогда туда не прыгнет. С одной стороны, это хорошо, потому что она больше не обожжется. Но ведь кошка не прыгнет на плиту, даже когда та будет холодной. Тем самым часть своих поступков она из жизни вычеркивает.

Третье — креативность. Творить можно всегда и везде. Вдохновения ждать не обязательно. За завтраком, на работе, в транспорте. Есть очень простые техники креативного мышления. Самая простая — техника фокусировки. Фокусировка заключается в том, что мы должны четко себе представить очень узкую область, в рамках которой нужно придумать бизнес-идею.

Деловая игра "Железный предприниматель"
Деловая игра "Железный предприниматель"
Даю вам три минуты: придумайте восемь идей необычных рекламных носителей.

Участники игры, публика творческая, принялись вдохновенно ерзать и генерировать идеи. Чего только ни придумывали. Даже разместить рекламу на сетчатке глаза.

— Три минуты прошло, — объявил Молчанов. — Давайте теперь я буду называть идею, а те, кто о ней думал, барабаньте по парте.

— Проецирование на поверхности, стены домов?

Барабанили так, что чуть парты не сломали.

— Нанесение на туалетную бумагу.

Барабанили гораздо тише; видимо, не всем пришел в голову этот вид рекламного носителя.

— Использование мобильных телефонов.

Барабанная дробь.

— Есть еще такой метод: "ПРО", — продолжил мастер-класс Дмитрий Молчанов. — Фокусированно придумывают бизнес-идеи, затем выдвигают провокационные идеи. Одна из них совершенно нереализуемая, безумная. Например — ходить по потолку. Но эти безумные идеи, как камни в речке — по ним можно перепрыгнуть с одного берега на другой. Или прийти к реально работающему бизнесу.

Первый способ формулирования провокационных идей — отрицание. Берем какое-то утверждение, связанное с этой областью фокусировки. Например: "люди не смотрят на рекламный носитель". Используем технику перехода. Если не смотрят на рекламный носитель, то каким образом люди могут получить информацию? Они могут слышать, нюхать и т.д.

Деловая игра "Железный предприниматель"
Деловая игра "Железный предприниматель"
Следующий способ — переворачивание. Люди едят кашу — каша ест людей. Так можно получить идею косметики — как каша используется в каком-нибудь креме.

Есть техника покадрового перехода. К нам в бизнес-лабораторию обратились с идеей использовать студентов в качестве гидов-переводчиков. И мы стали сочинять из банального что-то интересное: представили себе — по кадрам — поход туриста по городу. Вот он идет в сопровождении гида. Потом вдруг оказался без сопровождающего. Значит, если возникнет необходимость, он может связаться с гидом по телефону: позвонить в call-центр, и сидящий там гид по карте объяснит ему, где он находится.

И таких идей за неделю можно напридумывать сотни. Дерзайте!

Следующее задание: за час придумать продукт, основанный на флоре — веществе, изобретенном организаторами конкурса, и разработать стратегию его продвижения на рынок. Участники конкурса разделились на две группы: "Железный предприниматель" и "Алюминиевый предприниматель". Результаты часового мозгового штурма надо было представить на слайдах. Судили игру представители конкурса "БИТ 2008" и Высшей школы экономики.

Пока команды творили, мы поговорили с Игорем Пичугиным, представителем оргкомитета конкурса "БИТ 2008".

— Откуда такое название — "Железный предприниматель"?

— Идея "Железного предпринимателя" пришла из Массачусетского технологического института. Можно провести аналогию с триатлоном, где спортсмены плывут, бегут, на велосипеде едут — такие выносливые, железные люди. Здесь формат примерно такой же: за час нужно пошевелить мозгами, "креативом" своим, потом все еще и представить. Кстати, это уже не первая игра, таких игр уже состоялись десятки, причем не только в московских вузах, но и в дальневосточных, сибирских, нижегородских, питерских. Игры проводятся с 2005 года.

— Каковы критерии оценки работ?

— Оценивать работы будем просто, по критериям, приближенным к жизни — оригинальность бизнес-идеи, ее представление, совокупный образ, "верю или не верю" в то, как ребята представят свою идею, и сможет ли этот бизнес существовать. Не знаю, что получится, потому что задание просто фантастическое, что-то из параллельных миров. В предыдущий раз задание было вполне реалистичное: давалась технология, и к ней придумывали реальные бизнес-идеи.

— Что получит победитель конкурса?

— Возможность участвовать во Всероссийском финале конкурса "Железный предприниматель", который пройдет в мае в технопарке "Строгино". Кроме того, у ребят есть возможность лишний раз поучаствовать в мозговом тренинге, тренинге презентационном, проявить навыки умения работать в команде.

Через час все работы были собраны. Лучшей командой стала "Highflyer" (сборная Вышки и других вузов), предложившая проект рытья котлованов с помощью флора. Приз за лучшую презентацию получила команда "Решение+" (все студенты Вышки). Приз зрительских симпатий достался команде "Априори" (в составе только вышкинцы).

См. видеозапись конкурса "Железный предприниматель"

Анфиса Кудрявцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Фотографии Ивана Морякова

Вам также может быть интересно:

«Движение Первых» открыло уникальную площадку для реализации детских проектов и инициатив

26 мая в НИУ ВШЭ в рамках Всероссийской недели предпринимательства состоялось открытие акселератора «Движения Первых» — «Высота». 50 участников движения презентовали представителям компаний разработки в области цифровых технологий и инженерии, социальные и бизнес-идеи.

Железный предприниматель: финал-2013

18 мая прошел финал ежегодного чемпионата «Железный предприниматель», организованного Бизнес-инкубатором ВШЭ. Состязание проходило с октября прошлого года по май нынешнего в Москве, Перми, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Киеве и других городах. В нем приняли участие более 4500 человек из 45 городов 4 стран.

«Железный предприниматель»: объявлены победители

21 мая в Высшей школе экономики прошел финал чемпионата по деловой игре «Железный предприниматель», организованный Бизнес-инкубатором НИУ ВШЭ.

«Деловая репутация играет большую роль»

Интервью члена программного комитета и участника XII Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, профессора Колумбийского университета Тимоти Фрая.