• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

На каком языке «говорит» прошлое

В начале февраля в рамках ежегодного симпозиума «Пути России», проводимого Московской высшей школой социальных и экономических наук, сотрудники Центра фундаментальной социологии (ЦФС) при ИГИТИ НИУ ВШЭ организовали секцию под названием «Репрезентация прошлого как ставшего событийного порядка».

Секция была посвящена перспективам описания социального порядка на языке теории событий и возможности существования такого языка. Разработка теории событий — это один из самых давних проектов ЦФС, он был инициирован докладом ординарного профессора ВШЭ Александра Филиппова на регулярно действующем семинаре ИГИТИ, который затем опубликован в качестве препринта в 2004 году. Текст заложил базовые различения и положения того, что можно было бы понимать под событием в социальных науках. С тех пор в рамках ЦФС регулярно проводилась работа с «теорией событий», обсуждалась ее продуктивность как исследовательского ресурса, развивался ее теоретический и методологический потенциал, в том числе и на симпозиуме «Пути России» в предшествующие годы.

В этот раз внимание участников секции было направлено на описание прошлого как событийного порядка. Такой фокус рассмотрения позволил объединить в рамках одной секции доклады, относящиеся как к социологии, так и к истории, истории науки, философии и искусствоведению.

Секция была открыта докладом философа, преподавателя МГУ им. М.В. Ломоносова Петра Сафронова «(Не) стать событием: советская биология как теория общества». Его выступление находилось на стыке истории науки, эпистемологии и философии социальных наук. Историкам социологии хорошо знаком механизм метафорического мышления об обществе в органицистских терминах. «Общество = организм» — такова одна из базовых метафор социальных наук конца XIX — начала ХХ века. Однако исследование Петра Сафронова убедительно показывает, что в ранней советской биологии действовал и обратный механизм — механизм мышления об организме в терминах «сообществ». Этот способ метафорического переноса социологических категорий в биологию повлиял, в частности на решение спора о генетике и на ряд других исторически значимых прецедентов.

За ним последовало выступление старшего научного сотрудника ЦФС Виктора Вахштайна*: «Modo futuri exacti: репрезентация будущего как ставшего событийного порядка». Докладчик, основываясь на социологических и философских построениях А. Шюца, перенес акцент с порядка прошлого на порядок будущий, как ставший и свершенный, порядок, о котором можно говорить в будущем свершенном времени. Он отметил, что именно тогда, когда мы представляем, как ставший событийный порядок не столько порядок прошлый, сколько порядок будущий, перед нами встает проблема возможности его репрезентации.

Стажер-исследователь ЦФС Павел Степанцов предложил обсудить возможности пост-витгенштейнианской социологии социальных событий. Вопросы, которые он поднял в своем докладе, относились к условиям возможности различных описаний одного и того же события и к принципам выбора между онтологическим и праксиологическим способом идентификации события. Его доклад «Событийный порядок прошлого как становящийся в актуальном порядке описания» был направлен на то, чтобы показать парадоксальность соотнесения порядков прошлого и настоящего и объяснения первого через второй.

Доклад доцента кафедра публичной политики ВШЭ Алексея Титкова был посвящен проблематике понимания события в исторической науке. Основной для выступавшего вопрос сводился к следующему: как мы можем обозначить границы исторического события? Что является историческим событием, а что уже нет? Обычный ответ, даваемый на этот вопрос — историческим событием является все, что интересует историка, по мнению докладчика, является крайне неудовлетворительным — он приводит к почти что бесконтрольной экспансии предмета исторической науки. Далее Алексей Титков в своем выступлении критически проанализировал возможности ухода от такого способа определения исторического события.

Игорь Янков из Уральского государственного университета представил на секции доклад под названием «Историческое и социологическое событие и трансформация нарратива». Проблема, которую он затронул, касалась соотношения различных форм прошлого. Докладчик выделил две формы прошлого, между которыми проходит основная ось напряжения: «становящееся прошлое» и «свершившееся прошлое». Игорь Янков проследил, как обозначенное напряжение создается, воспроизводится и снимается в различных формах дискурса и нарративах — на пространстве бывшего Советского Союза.

Последнее выступление было посвящено проблеме определения границ эпохи серебряного века. Доклад под названием «Проблема определения границ эпохи серебряного века в русском изобразительном искусстве рубежа XIX-XX вв. в свете феноменологии Гуссерля и концепта «конечности исторического события» Ж. Деррида» сделал Федор Смоляков из Кубанского государственного университета. Он проблематизировал границы эпохи серебряного века как исторического и культурного события и попытался переопределить их на основании изменения смысловых кодов, нашедших свое выражение в языке.

В конце секции завершающее слово было сказано Александром Филипповым. Он отметил разнонаправленность представленных на секции тем доклада, а также то, что они относятся к различным исследовательским областям. С одной стороны, отметил он, это демонстрирует, что говорить о событии сейчас стало можно. Но с другой стороны встает вопрос, насколько можно сказать о существовании какой-то теории событий или единого языка говорения о событиях. Каждый из выступавших разрабатывал проблематику социального или исторического события в своем направлении с применением различных теоретических ресурсов. Но не получается ли так, что именно на этой секции доклады разного плана продемонстрировали, что вскоре докладчики, которые исходили в большинстве своем из «общего словаря» теории событий, придут к столь разным теоретическим результатам и выводам, что займут противоположные позиции в поле теоретических дискуссий? Ответ на этот вопрос не может быть дан на данный момент, но со временем перспективы теории событий как единого интегративного языка говорения о социальном порядке станут более ясными.

Павел Степанцов, стажер-исследователь ЦФС, специально для Новостной службы портала ВШЭ

* Виктор Вахштайн включен Минюстом в список СМИ, выполняющих функции иностранного агента.

Вам также может быть интересно:

Работать во благо своей страны: как россияне понимают патриотизм

Что, по мнению россиян, значит быть патриотом, выяснили социологи в ходе всероссийского опроса населения. Он был проведен Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в декабре 2023 года. Большинство респондентов (74%) считают, что для того, чтобы быть патриотом, нужно просто любить свою страну.

В феврале 2024 года стартует новый поток программы «Философия для предпринимателей»

Уникальным отличием образовательной программы факультета гуманитарных наук ВШЭ является нацеленность не на отдельные методики и практики, а на глубокое и профессиональное погружение в философию. Слушателям предлагается построить свою философскую систему, опираясь на собственный рефлексивный опыт и знания, полученные от ведущих лекторов России. Начало работы нового потока запланировано на февраль 2024 года, первый модуль программы для первого потока был завершен в декабре этого года.

Гордость и спокойная уверенность: какие эмоции у россиян вызывает их гражданство

Гордость и спокойная уверенность— чувства, которые испытывает большинство россиян в связи со своим гражданством, выяснили социологи в ходе всероссийского опроса населения. Он был проведен Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в декабре 2023 года.

«Социология живет, если она востребована обществом»

В День социолога на факультете социальных наук ВШЭ состоялся паблик-ток «Социологическая профессия в автобиографической перспективе». В ходе встречи профессора — кто-то очно, кто-то дистанционно — поздравляли коллег с профессиональным праздником, делились подробностями своего пути в науке и отвечали на вопросы студентов.

Хорошие поступки приносят россиянам моральное удовлетворение

Исследователи из НИУ ВШЭ проанализировали, почему человек чувствует себя счастливее, когда помогает другим. Оказалось, что радость обусловлена разными причинами в зависимости от того, кому мы помогаем — близким или посторонним. И в том и в другом случае счастье приносит моральное удовлетворение хорошим поступком, но помощь близким также связана с удовлетворением потребности в принадлежности и принятии другими людьми, а незнакомцам — с чувством независимости. Результаты опубликованы в Journal of Social and Personal Relationships.

Большинство россиян не заметило кризис: исследование Вышки

Материальное положение, повседневная жизнь и психологическое здоровье большинства россиян в прошлом году не претерпели серьезных изменений. При этом кризис повысил мотивацию к созданию собственного дела и самозанятости. Об этом свидетельствуют результаты исследования «Как россияне справляются с новым кризисом: социально-экономические практики населения», представленного на днях факультетом социальных наук (ФСН) НИУ ВШЭ.

Пьющей молодежи в России стало вдвое меньше

Социологи из НИУ ВШЭ на основе данных показали, что доля россиян в возрасте от 14 до 22 лет, употребляющих алкоголь, упала за последние полтора десятилетия более чем вдвое. Но в пьющих семьях подростки чаще следуют этим привычкам, особенно если родители злоупотребляют спиртным и если в семье нет отца.

Оказание помощи другим людям улучшает жизнь и психологическое самочувствие россиян

Исследовательница из НИУ ВШЭ Екатерина Настина установила, что чем чаще россияне оказывают помощь другим людям — как близким, так и незнакомым — тем больше они удовлетворены своей жизнью. Однако если человек старше 50 лет или для него важны ценности социальной справедливости, то помощь близким не оказывает существенного влияния на его психологическое благополучие. А вот просоциальное, альтруистическое поведение по отношению к незнакомцам в равной степени благоприятно для людей всех возрастов и убеждений. В исследовании приняло участие 757 респондентов. Статья с его результатами опубликована в «Социологическом журнале».

Умение подстраиваться под обстоятельства способствует стройности фигуры

Ученые из Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) НИУ ВШЭ совместно с коллегами из научных центров Германии, Австралии и Китая прояснили связь веса людей в разных странах с национальными культурными особенностями. Анализ выполнен на большом объеме данных из 51 страны мира. Выяснилось, что ожирение положительно связано с индивидуализмом. Однако характерно это только для мужчин. Результаты исследования опубликованы в журнале Social Science & Medicine.

Современные люди тратят ⅙ часть жизни на собственную красоту

Ученые из НИУ ВШЭ вместе с коллегами из разных стран провели крупнейшее межкультурное исследование, посвященное внешности. Оказалось, что люди во всем мире в среднем тратят на красоту 4 часа в день. При этом забота о внешности не зависит от пола, а пожилые беспокоятся о красоте почти так же, как молодые. Самое серьезное влияние на стремление к совершенству оказывают социальные сети. Результаты работы опубликованы в журнале Evolution and Human Behavior.