• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как разоблачить нечестного студента и другие премудрости преподавания

28 марта в Высшей школе экономики прошла очередная встреча кадрового резерва ВШЭ. На этот раз обсуждались заявки, поданные на конкурс инициативных образовательных проектов.

Конкурс инициативных образовательных проектов (ИОП) проводится в Вышке для развития новых форм профессионального роста, реализации академических инициатив и совершенствования академической среды. В качестве ИОП могут предлагаться любые мероприятия по методической, организационной, информационной и образовательной поддержке молодых преподавателей университета.

Отличие конкурса этого года в том, что в нем могли принять участие не только работники университета и его филиалов, аспиранты и студенты, входящие в группу высокого профессионального потенциала, но и успешно завершившие пребывание в ней. Кроме того, к реализации отдельных мероприятий проектов могли привлекаться и другие преподаватели и специалисты НИУ ВШЭ, что, правда, никак не может повлиять на объем финансирования.

Всего в этом году в управление академического развития ВШЭ поступило 7 заявок на конкурс ИОП. Группы, представившие заявки, провели короткие пятиминутные презентации и ответили на вопросы коллег-«резервистов». По словам проректора ВШЭ Марии Юдкевич, это попытка взглянуть на работу групп со стороны, чтобы улучшить то, что уже есть, или найти какие-то новые практики и технологии.

Первый из представленных проектов — «Студенческий cheating: практики нечестного поведения в процессе обучения и возможности их минимизации». Его авторы полагают, что большинство молодых педагогов не знает о практиках студенческого мошенничества, или же не пользуется приемами противодействия этим практикам. Для решения проблемы необходимо понять, почему это происходит, как это происходит и как этому противодействовать. Среди ожидаемых результатов — соответствующие методические рекомендации для преподавателей, семинар по этой теме, а также аналитическая записка для руководства ВШЭ.

Проект «Древо РУПов» связан с использованием новых возможностей визуализации рабочих учебных планов (РУП). Его основная цель — сделать рутинный учебный процесс более эффективным. По мнению разработчиков, наглядное изображение структуры учебного плана позволит лучше представить междисциплинарные связи, синхронизация с существующей базой данных минимизирует затраты на внедрение и поддержку работы новой системы. Часто преподаватели по тем или иным причинам (например, когда обнаруживают пробелы в знаниях студентов) отходят от программы. Реализация же этого проекта, помимо всего прочего, позволит увидеть, в какой последовательности изучаются предметы. Кроме того, такое «визуализированное» представление учебных планов должно помочь абитуриентам при выборе направления обучения: они будут видеть траекторию своего обучения сразу от начала и до завершения.

Нередко в деятельности начинающих преподавателей возникают конфликтные ситуации со студентами. Помочь решить подобные проблемы призван проект по управлению конфликтами в отношениях «преподаватель — студент». Прогнозируемые эффекты — повышение педагогического мастерства и качества преподавания. Впрочем, вопрос о конфликтах со студентами — лишь малая часть комплекса проблем по адаптации начинающих преподавателей, ведь возможны трудности в общении со старшими коллегами, скажем, по-прежнему нелегко выбрать форму обращения — на «ты» или на «вы», так как у молодых преподавателей разница в возрасте со студентами невелика.

В рамках проекта «Bringing The Qualitative Methods Back In» планируется разработать учебно-методические материалы для преподавания курсов по использованию качественных методов. Обращение к этой теме связано с массовой ориентацией на количественные методы в современных исследованиях. (Кстати, количественным методам был посвящен один из образовательных проектов прошлого года, получивший поддержку университета.) Тем не менее, для социальных и гуманитарных наук качественные методы (в первую очередь, это контент-анализ, дискурс-анализ и интервью) не менее важны.

Как сделать работу преподавателей с использованием различных электронных форм обучения эффективной — основной вопрос, на который попытаются ответить заявители проекта по разработке электронного методического пособия по использованию LMS eFront в учебном процессе НИУ ВШЭ («Азбука LMS для “чайников”, написанная ими самими»).

В Высшей школе экономики, как и в других вузах, остра проблема списывания. Один из способов борьбы — создание индивидуализированных заданий. Однако если студентов, скажем, 100, то преподаватель не в состоянии эту задачу выполнить без посторонней помощи. Проект «Разработка программного комплекса для автоматического создания индивидуализированных заданий» как раз и нацелен именно на такую помощь. Его авторы с ориентацией преимущественно на математические и экономические дисциплины попытаются разработать программный продукт и создать банки задач. Сделать это нелегко, поскольку задания должны быть корректными как с точки зрения математики, так и с точки зрения языковой грамотности, а также равноценными по сложности. К тому же остаются открытыми некоторые вопросы. Например, что делать преподавателям-гуманитариям, которые попадают в подобные ситуации? До какой степени задания могут быть индивидуализированы?

Схожие задачи поставили перед собой авторы проекта «Тест-драйв». Курс дистанционного обучения для молодых преподавателей на базе LMS. Тестовые задания могут использоваться на всех этапах контроля знаний: «на входе», как форма промежуточного и итогового контроля. Но создать тест не так просто, для этого необходима специальная подготовка, а преподаватели не тестологи. Для начинающих педагогов задача усложняется тем, что материалов для тестов мало. Чтобы эти трудности преодолеть, и был задуман проект.

Участникам встречи кадрового резерва было предложено оценить представленные проекты с точки зрения их новизны и актуальности, квалификации исполнителей, степени проработанности. Результаты такой публичной экспертизы заявок будут учтены при определении проектов, которые в итоге получат поддержку университета.

Андрей Щербаков, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Сотрудники НИУ ВШЭ стали выпускниками программы развития кадрового резерва в области науки и высшего образования

В Координационном центре Правительства России прошла заключительная защита проектов участников программы развития кадрового резерва в области науки, технологий и высшего образования. Выпускниками программы стали более 80 управленцев, в том числе директор кампуса НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Анна Тышецкая и заместитель проректора НИУ ВШЭ Данил Федоровых.

Практики развития человеческого капитала: как создать среду для развития людей и университета

10 лет назад в Высшей школе экономики было положено начало реализации программы кадрового резерва университета. Юбилейный 2016 год позволил не только подвести итоги первого десятилетия, но и организовать площадку, где российские коллеги обсудили самые разные подходы к созданию в университетах условий для развития и реализации талантливых сотрудников.

Академический рынок: конкурентам не выжить без сотрудничества

В Высшей школе экономики прошла первая конференция «Кадровые резервы университетов». Представители нескольких десятков российских вузов — от Петрозаводска до Владивостока — обменивались опытом создания кадровых резервов в своих университетах, обсуждали общие проблемы академического рынка труда, разбирали кейсы отдельных университетов.

Подведены итоги Конкурса инициативных образовательных проектов 2013 года

10 февраля прошла презентация трех работ, признанных лучшими на Конкурсе инициативных образовательных проектов, которые были реализованы командами кадрового резерва ВШЭ в 2013 году. Заявки на участие в конкурсе 2014 года принимаются до 3 марта включительно.

Определен состав кадрового резерва ВШЭ на 2014 год

НИРС-2013: студентов-победителей наградили поездкой в Нидерланды

25 декабря в Высшей школе экономики состоялась церемония награждения победителей и лауреатов Конкурса научно-исследовательских работ студентов 2013 года.

Конкурс НИРС – 2013: итоги подведены

Подведены итоги ежегодного Конкурса научно-исследовательских работ студентов (НИРС) ВШЭ. Публикуем список победителей и лауреатов конкурса.

Идет набор в кадровый резерв ВШЭ 2014 года

Ученым советом ВШЭ утверждены новые положения и регламенты университета

В тройке лидеров

12 марта команда студентов ВШЭ завоевала бронзу на российском финале международного студенческого конкурса «CFA Institute Research Challenge». Ежегодно в этом престижном соревновании участвуют студенты, обучающиеся финансам и бизнесу, из университетов более чем 60 стран.