• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

МНМЦ ВШЭ представил первые результаты своей работы

МНМЦ ВШЭ представил первые результаты своей работы

© iStock

Международные научно-методические центры в области математики, информатики и цифровых технологий (МНМЦ), созданные на базе пяти ведущих российских вузов, помогают преподавателям со всей страны повышать квалификацию и внедрять новые методы работы со студентами. Итоги работы центров за прошедший год были подведены на онлайн-конференции, организованной Высшей школой экономики.

Международные научно-методические центры в области математики, информатики и цифровых технологий были созданы в 2019 году в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Они действуют в пяти ведущих вузах – СПбГУ, НЯУ МИФИ, УрФУ, Томском государственном университете и НИУ ВШЭ. Основная задача центров – осуществлять подготовку и переподготовку, устраивать стажировки для работников вузов в области математики, информатики и цифровых технологий в соответствии с лучшими российскими и международными образцами.

На конференции выступили представители каждого МНМЦ, а также их партнеров.

Доцент факультета математики и компьютерных наук СПбГУ Александр Авдюшенко рассказал, что идея создания МНМЦ в Санкт-Петербурге принадлежала лауреату Филдсовской премии, известному математику Станиславу Смирнову. В центре стали работать ученые мирового уровня – специалисты по математике и теоретической информатике, а также представители ведущих компаний ИТ-индустрии. По мнению докладчика, 2020 год открыл перед центром новые возможности, поскольку при переходе в онлайн удалось расширить географию слушателей, и к его мероприятиям стали подключаться преподаватели из разных городов России и мира. Масштабы деятельности центра таким образом значительно возросли.

Директор Института прикладной математики и компьютерных наук Томского государственного университета Александр Замятин отметил важность работы МНМЦ в контексте глобальных трендов развития ИТ-отрасли, которая является трансграничной, то есть человек может работать на любую компанию, находясь в любой точке мира. Отрасль характеризуется низкой капиталоемкостью, не требуется строить промышленные предприятия, так что спрос на ИТ-кадры может формироваться скачкообразно. Как подчеркнул докладчик, все МНМЦ получают существенное финансирование в проектном режиме, на определенный срок, но, несмотря на это, их коллективы должны работать системно и с учетом существующих трендов.

Заместитель декана факультета компьютерных наук Илья Самоненко рассказал, что в Вышке МНМЦ был сформирован на базе трех подразделений – ФКН, МИЭМ и факультета математики. Его партнерами стали Яндекс, Математический институт имени Стеклова и Центр педагогического мастерства. Сегодня МНМЦ ВШЭ хорошо известен за рамками профессионального сообщества – его сотрудники принимали участие в работе лектория на радио «Комсомольская правда», заодно рассказывали про свой центр и приглашали специалистов из вузов на повышение квалификации. За время работы центр получил 1384 заявки, в том числе коллективные, на курсы и стажировки от преподавателей из разных регионов.

Илья Самоненко
© Facebook

Курсы повышения квалификации в МНМЦ ВШЭ были организованы по трем блокам: компьютерные науки, математические науки и инженерные науки (по последнему блоку основной процесс обучения будет запущен в следующем году). «Когда мы проектировали курсы, то не очень точно понимали, какой объем учебного материала давать, – рассказал Илья Самоненко. – В результате он оказался очень высоким, и некоторые преподаватели не доходили до конца, мы переносили их обучение на более поздний срок».

Еще одним направлением работы центра стали стажировки – предметное общение слушателей со специалистами по разным вопросам. В летней программе исследовательских стажировок поучаствовали 13 человек из Испании, Великобритании, Болгарии и других стран. В конце октября была запущена программа профессиональной переподготовки, рассчитанная на 13 месяцев, для 20 слушателей. Им предстоит освоить пять основных тем – Python для автоматизации и анализа данных, математику для анализа данных, машинное обучение, работу с большими данными и глубинное обучение.

Как подчеркнул Илья Самоненко, для преподавателей важно не только обучение в целом, но и конкретные приемы, которые они смогут ежедневно использовать в учебном процессе. Поэтому особое внимание уделяется освоению цифровых сервисов, которые упрощают работу со студентами, – например, Яндекс.Контест и Конструктор учебных дисциплин. Еще один проект МНМЦ ВШЭ – платформа-агрегатор, позволяющая вести исследования в области анализа данных и машинного обучения: с ее помощью преподаватель может поддерживать научную работу своих студентов. Для разработки курсов и консультаций центр привлек девять англоязычных специалистов мирового уровня из Европы, США и Израиля, некоторые из них стали работать здесь на полную ставку. В октябре была проведена конференция «ИТ-образование в современном мире», на которую зарегистрировались более 900 участников.

В работе МНМЦ ВШЭ принимают участие специалисты Центра педагогического мастерства – подведомственной организации Департамента образования и науки города Москвы. Как сообщил на конференции научный руководитель Центра педагогического мастерства Иван Ященко, в рамках сотрудничества с МНМЦ ВШЭ и Образовательным центром «Сириус» была организована разработка уровневого курса на примере топологии. «Идея была в том, чтобы разобраться, как в современных условиях обучать первокурсников, – рассказал Иван Ященко. – Программам свойственны несистемность и перегруженность, процент освоения во многих вузах, в том числе ведущих, низок, часто преподаватели не учитывают разный уровень студентов, и студенты вынуждены сами что-то осваивать».

Курс реализуется онлайн, однако он не является массовым онлайн-курсом. Его особенность в том, что система «видит», как студенты выполняет задания, и исходя из этого корректирует дальнейшее освоение материала. Сейчас идет апробация курса с участием студентов факультета математики ВШЭ, в числе которых есть и победители олимпиад, и поступившие по результатам ЕГЭ. Итоги будут подведены в марте, но уже сейчас видно, что «мы смогли подтянуть ребят без кружкового и олимпиадного опыта до уровня остальных», отметил Иван Ященко.

В завершение презентации МНМЦ ВШЭ отзыв о его программах представил слушатель – преподаватель кафедры телекоммуникационных систем НИУ МИЭТ Султансаид Муратчаев. Он, в частности, поблагодарил коллег за удобную платформу, структурированный материал и возможность интегрировать готовые блоки в учебный процесс. Сейчас он продолжает осваивать программу профессиональной переподготовки.