• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Чем живут и о чем думают россияне

2 февраля в Высшей школе экономики в рамках научно-практической конференции, посвященной памяти первого декана факультета социологии ВШЭ Александра Крыштановского, состоялся круглый стол «Российское общество в зеркале прикладных исследований».

Видеозапись

Первый день работы конференции «Современная социология — современной России» был академичным, с докладами на пленарном заседании и в тематических секциях. Во второй день состоялся круглый стол «Российское общество в зеркале прикладных исследований», задача которого, по словам декана факультета социологии ВШЭ Александра Чепуренко, «не в том, чтобы дать ответы на вопросы, а чтобы показать товар лицом», представить результаты прикладных социологических исследований.

Генеральный директор исследовательской компании «ГфК-Русь» Александр Демидов в своем выступлении рассказал о том, как менялись стили жизни и стили потребления россиян в 2000-е годы. Необходимость разработки двух типологий (стилей жизни и стилей потребления) связана с тем, что различные классовые теории не могут объяснить мотивы поведения людей. Люди одного общественного слоя ведут себя по-разному в быту, в политике, в экономике. А вот на основании стилей жизни, по убеждению А. Демидова, что-то объяснить и понять как раз можно. Действительно, такая социальная роль как роль потребителя стала для современного человека ведущей. Социальный статус часто определяется тем, что человек потребляет: какая у него машина, где он предпочитает отдыхать, как относится к брендам и так далее.

При исследовании социостилей учитывались такие факторы, как жизненные принципы людей, их ценности, настроения, тревоги. Можно говорить о пяти стилях жизни, в соответствии с которыми в обществе есть «победители», «традиционалисты», «ретрограды», «новаторы», «истэблишмент». У каждого типа свои характеристики (названия говорят сами за себя), в том числе по шкале активное или пассивное социальное поведение.

Проведенное исследование показало, что за пятнадцать лет структура российского общества претерпела значительные изменения. В 1996 году население было разочаровано политическими и экономическими реформами, большинство составляли «ретрограды» и «победители», представляющие пассивную часть общества. Однако затем ситуация стала меняться, люди приобрели ориентиры, доля «ретроградов» сокращалась. Правда после 2008 года снова начался рост их числа, но уже в условиях, когда «новаторов» и «традиционалистов» (это наиболее устойчивые в поведенческом плане слои населения) стало гораздо больше.

В сравнении с жителями восточно-европейских стран, россияне более склонны к комфорту, материальные блага для них важнее. Это, по словам Александра Демидова, ставит под сомнение миф о доминировании духовного у русских. Сильнее и индивидуализм, что в каком-то смысле противоречит убеждениям о коллективизме, соборности и прочему, якобы свойственному россиянам. При этом свобода для подавляющего большинства жителей нашей страны — не приоритетная ценность, а недоверие к власти соседствует с убеждением, что государство должно контролировать многие сферы жизни и деятельности. В частности, в последнее время особый вес приобрели природоохранные ценности, но к конкретным поступкам в сфере экологии люди в большинстве не готовы и ждут каких-то действий от власти.

С типологией стилей жизни коррелирует и типология стилей потребления. Совокупность жизненных установок и ценностей позволяет говорить о семи таких стилях: «новаторы», «реализовавшиеся», «стабильные», «спонтанные», «стремящиеся вверх», «традиционалисты», «экономящие».

С 2001 по 2011 год больше стало «новаторов» (более чем в два раза), выросла в полтора раза и доля «стремящихся вверх». Меньше стало «спонтанных» потребителей, а потребление в целом стало более инновативным. Серьезно сократилась группа «стабильных», а вот доля «традиционалистов» и «экономящих» существенно не изменилась. Это, по словам Александра Демидова, говорит о том, что социальное расслоение в российском обществе растет.

Ольга Каменчук, директор по коммуникациям Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), представила некоторые данные о ситуации в российском обществе перед президентскими выборами. За последние 7 лет доля бедных в нашей стране сократилась с одной трети до одной четверти (по самооценкам опрошенных). Нищих стало в два раза меньше, теперь таковыми себя считают 6 процентов людей. Средний слой стал доминирующим. Финансово-экономический кризис 2008 года не сказался существенно на материальном благополучии россиян, наблюдался даже небольшой рост социального оптимизма.

Все эти факторы способствовали тому, что до середины 2011 года, по оценкам социологов, протестная активность граждан снижалась. Почему же тогда в декабре люди вышли на акции протестов? По предположению Ольги Каменчук, это объясняется не столько экономическими, сколько социально-психологическими причинами. Действительно, митингующие — это не бедствующие люди (85 процентов из них — со средним или хорошим материальным положением). Однако в последние годы в России постоянно снижался уровень удовлетворенностью жизнью. Люди отмечали, что страна движется в неправильном направлении.

Участники митингов — это люди с активной позицией. При этом лишь 1 процент из них поддерживает Путина, а 27 процентов — принципиально против. В целом же по стране по разным оценкам рейтинг премьер-министра составляет от 42 до 52 процентов. Однако это, по мнению Ольги Каменчук, вовсе не означает, что выборы пройдут в один тур. Сторонники премьер-министра, будучи уверенными в победе своего кандидата, неохотно идут на избирательные участки, в то время как противники Путина обязательно примут участие в голосовании. Если же состоится второй тур, то по данным опросов, премьер-министр побеждает любого другого кандидата с двукратным преимуществом.

Вообще же, как отметила Ольга Каменчук, социально-психологическая ситуация в стране напряженная, особенно в столицах, и позицию митингующих, представляющих значительную часть общества, игнорировать нельзя.

Игорь Задорин, руководитель исследовательской группы «Циркон», выступил с докладом «Интеграционные ориентации населения стран постсоветского мира: динамика и перспективы (по результатам межстрановых исследований проекта «Евразийский монитор»)».

По словам Игоря Задорина, «измерять внешнеполитические ориентации людей очень трудно, так как у большинства опрашиваемых нет опыта и практик в этой сфере», и такие настроения связаны в основном с чувствами, личными ценностями (например, семейными). Тем не менее, общее представление получить все-таки можно. Данные, приведенные в докладе, основаны на исследованиях, которые проводились в четырнадцати странах, ранее входивших в состав СССР.

С гуманитарной точки зрения постсоветское пространство не едино. По сути, интеграционные настроения людей связаны лишь с Россией, Украиной, Беларусью и Казахстаном. Другие страны в плане интеграции не вызывают интереса, а одна из самых распространенных точек зрения (33-35 процентов опрошенных) — не надо вообще ни с кем объединяться. Кстати, такая позиция становится все более популярной во всех странах, где проводилось исследование.

Есть и альтернативы интеграции на постсоветском пространстве. Так, с Евросоюзом хотят объединения многие жители Прибалтики, Грузии и Молдовы. Лишь в двух странах — в России и Казахстане — еще велика доля тех, кто хочет объединения на постсоветском пространстве: более 50 процентов. В других странах наблюдается динамика на снижение за 5-6 последних лет. Сложилась парадоксальная ситуация: политики во многих странах выступают за интеграцию, а люди уже этого не хотят, они стали другими. По сути, только старшее поколение «за» создание каких-либо государственных объединений.

Во всех странах, ранее входивших в СССР, за исключением России, снижается доля потребления информации на русском языке. Так, за шесть последних лет с 49 до 34 процентов снизилось число тех украинцев, которые дома общаются по-русски. А ведь именно язык — основной интеграционный фактор. Вообще же, как заметил Игорь Задорин, «нет дискурса о гуманитарной интеграции, а ведь именно в этой сфере гораздо больше проблем, нежели в экономических связях».

 

Андрей Щербаков, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Работать во благо своей страны: как россияне понимают патриотизм

Что, по мнению россиян, значит быть патриотом, выяснили социологи в ходе всероссийского опроса населения. Он был проведен Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в декабре 2023 года. Большинство респондентов (74%) считают, что для того, чтобы быть патриотом, нужно просто любить свою страну.

Гордость и спокойная уверенность: какие эмоции у россиян вызывает их гражданство

Гордость и спокойная уверенность— чувства, которые испытывает большинство россиян в связи со своим гражданством, выяснили социологи в ходе всероссийского опроса населения. Он был проведен Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в декабре 2023 года.

«Социология живет, если она востребована обществом»

В День социолога на факультете социальных наук ВШЭ состоялся паблик-ток «Социологическая профессия в автобиографической перспективе». В ходе встречи профессора — кто-то очно, кто-то дистанционно — поздравляли коллег с профессиональным праздником, делились подробностями своего пути в науке и отвечали на вопросы студентов.

Хорошие поступки приносят россиянам моральное удовлетворение

Исследователи из НИУ ВШЭ проанализировали, почему человек чувствует себя счастливее, когда помогает другим. Оказалось, что радость обусловлена разными причинами в зависимости от того, кому мы помогаем — близким или посторонним. И в том и в другом случае счастье приносит моральное удовлетворение хорошим поступком, но помощь близким также связана с удовлетворением потребности в принадлежности и принятии другими людьми, а незнакомцам — с чувством независимости. Результаты опубликованы в Journal of Social and Personal Relationships.

Большинство россиян не заметило кризис: исследование Вышки

Материальное положение, повседневная жизнь и психологическое здоровье большинства россиян в прошлом году не претерпели серьезных изменений. При этом кризис повысил мотивацию к созданию собственного дела и самозанятости. Об этом свидетельствуют результаты исследования «Как россияне справляются с новым кризисом: социально-экономические практики населения», представленного на днях факультетом социальных наук (ФСН) НИУ ВШЭ.

Пьющей молодежи в России стало вдвое меньше

Социологи из НИУ ВШЭ на основе данных показали, что доля россиян в возрасте от 14 до 22 лет, употребляющих алкоголь, упала за последние полтора десятилетия более чем вдвое. Но в пьющих семьях подростки чаще следуют этим привычкам, особенно если родители злоупотребляют спиртным и если в семье нет отца.

Оказание помощи другим людям улучшает жизнь и психологическое самочувствие россиян

Исследовательница из НИУ ВШЭ Екатерина Настина установила, что чем чаще россияне оказывают помощь другим людям — как близким, так и незнакомым — тем больше они удовлетворены своей жизнью. Однако если человек старше 50 лет или для него важны ценности социальной справедливости, то помощь близким не оказывает существенного влияния на его психологическое благополучие. А вот просоциальное, альтруистическое поведение по отношению к незнакомцам в равной степени благоприятно для людей всех возрастов и убеждений. В исследовании приняло участие 757 респондентов. Статья с его результатами опубликована в «Социологическом журнале».

Умение подстраиваться под обстоятельства способствует стройности фигуры

Ученые из Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) НИУ ВШЭ совместно с коллегами из научных центров Германии, Австралии и Китая прояснили связь веса людей в разных странах с национальными культурными особенностями. Анализ выполнен на большом объеме данных из 51 страны мира. Выяснилось, что ожирение положительно связано с индивидуализмом. Однако характерно это только для мужчин. Результаты исследования опубликованы в журнале Social Science & Medicine.

Современные люди тратят ⅙ часть жизни на собственную красоту

Ученые из НИУ ВШЭ вместе с коллегами из разных стран провели крупнейшее межкультурное исследование, посвященное внешности. Оказалось, что люди во всем мире в среднем тратят на красоту 4 часа в день. При этом забота о внешности не зависит от пола, а пожилые беспокоятся о красоте почти так же, как молодые. Самое серьезное влияние на стремление к совершенству оказывают социальные сети. Результаты работы опубликованы в журнале Evolution and Human Behavior.

Онлайн-курс ВШЭ «Современная социологическая теория» стартовал на «Открытом образовании»

Новый онлайн-курс Высшей школы экономики появился на национальной платформе «Открытое образование». Чем интересно изучение современного общества, почему теория в социальных науках имеет первостепенное значение для исследовательской практики, как социологическая теория делает общество «вменяемым», рассказала Светлана Баньковская, автор курса, профессор факультета социальных наук НИУ ВШЭ.