• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Житейские представления о ландшафте высшего образования

4 апреля на XIII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества в рамках секции «Развитие образования» состоялся круглый стол «Дифференциация университетов: новый институциональный ландшафт высшей школы», а затем сессия «Экономика высшего образования».

Деньги вложены: каковы результаты?

Дифференциация российских вузов — очевидна. Уже привычной стала формулировка «ведущие университеты», созданы федеральные и национальные исследовательские университеты. Наряду с этим идет процесс слияния и поглощения вузов. О том, как меняется ландшафт высшей школы, управляем ли он и каковы характеристики российских вузов, говорили участники круглого стола.

Директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина в своем выступлении обратила внимание на ряд проблем, которые возникают на фоне процесса дифференциации. Во-первых, даже укрупненные и объеденные российские вузы по-прежнему не спешат выходить на мировой рынок образовательных услуг — не создают филиалы в других странах. Едва ли не единственным примером наличия представительств в других странах являются филиалы Московского государственного университета (МГУ) имени М.В. Ломоносова — в Казахстане, Киргизии. Тогда как у некоторых зарубежных вузов насчитывается до 50-60 филиалов в разных странах, и качество обучения в них мало чем отличается от центра.

Второй проблемой является неактивное встраивание вузов в амбициозные инвестиционные проекты. В качестве примера Ирина Абанкина привела Москву, где в ближайшие годы планируется значительно увеличить темпы строительства метро. Обеспечение подобных проектов кадрами становится серьезным вызовом для системы образования страны.

И третье — как идет процесс объединения вузов. Если не брать в расчет федеральные университеты или ВШЭ и МИЭМ, вузы объединяют по отраслевому принципу, закрепляя таким образом индустриальную модель вузов, которая уже не соответствует сегодняшним вызовам экономики и развития общества.

Является ли процесс дифференциации вузов стихийным или управляемым? На этот вопрос попыталась ответить исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров Ирина Аржанова. В качестве примера она привела Финляндию, где идут похожие изменения, но при этом заявлена долгосрочная стратегия развития образовательной системы — есть количественные и качественные характеристики, а значит процесс изменений однозначно управляемый. В России же можно говорить и об управляемости, и о стихийности дифференциации вузов.

С одной стороны, с помощью концентрации ресурсов и вливания средств формируется группа вузов, которые уже вырываются вперед. По многим количественным характеристикам — бюджету, количеству студентов, обновленной материальной базе — они отличаются от остальных вузов. С другой стороны, с качественными характеристиками не все так однозначно. По мнению Ирины Аржановой, вряд ли сегодня можно сформулировать качественные признаки федеральных и исследовательских университетов, которые выделяли бы их в отдельную группу вузов. Скорее всего, для этого нужно еще некоторое время. «Глупо было бы ожидать, что вузы, особенно если говорить о федеральных, которые потратили год, чтобы провести реорганизационные процессы, перейти в новый статус, работать в новых условиях, немедленно начали показывать результаты», — заметила Аржанова. Создание федеральных и национальных исследовательских университетов, по ее словам, похоже на пилотные проекты, которые затем позволят сформулировать требования и ожидания от этих выделенных групп университетов.

Какие показатели могут отличать вновь созданные федеральные и национальные исследовательские университеты от других? Об этом говорил в своем вступлении проректор по экономике и стратегическому развитию Уральского федерального университета Даниил Сандлер. По его мнению, это, прежде всего, показатели интернационализации — количество иностранных студентов и преподавателей. Но для выхода на мировой рынок образовательных услуг нужны ресурсы: «Я бы не сказал, что вузы накачивают ресурсами, хотя понятно, все относительно. Но можно вспомнить Чехова: «Каштанка не наелась, а только опьянела от еды». Мне кажется, то же самое сейчас происходит с федеральными и национальными исследовательскими университетами. Только деньги начали давать, уже через два-три года это закончится».

Тем не менее и за два-три года вузы еще могут предпринять ряд шагов, способствующих их развитию. Такими шагами, по словам Сандлера, может стать создание при федеральных университетах свободных экономических зон технико-внедренческого типа («в Турции пошли по этому пути, и уже два университета входят в двести лучших»), реализация проектов частно-государственного партнерства для развития университетской инфраструктуры, включение федеральных экспертов в состав попечительских и наблюдательных советов вузов.

Подводя итоги выступлений, научный руководитель Института развития образования ВШЭ Исак Фрумин, отметил, что несмотря на содержательность выступлений, участники отклонялись от базового вопроса — каков новый ландшафт российского высшего образования: «Мы по-прежнему называем словом «университет» невероятное многообразие различных объектов и пытаемся их обсуждать усредненно, не разбираясь в том, что это за многообразие. Несколько лет назад один чиновник мне сказал: да, нам известно, какое у нас многообразие — есть институты, академии и университеты. Сейчас ответ был бы такой: у нас есть институты, академии, а университеты делятся на федеральные, национальные исследовательские и просто университеты. Это житейские представления, не имеющие ничего общего с той сложной реальностью, которая сформировалась за последние годы».

 

Слом тенденций

Несмотря на то, что общее образование в России остается бесплатным, неформальные расходы семей на него только растут. Однако возможность оплачивать услуги репетиторов, дополнительные занятия есть далеко не у всех родителей. Увеличился ли разрыв между тем, сколько тратят семьи с разным уровнем дохода и разным образованием на образование своих детей? Меняется ли уровень доступности качественного образования? Об этом шла речь в докладе младшего научного сотрудника Научно-учебной лаборатории анализа и моделирования институциональной динамики ВШЭ Анны Прудниковой «Доступность и коммерциализация общего образования: динамика расходов семей и распределение бремени финансирования образования в 1995-2010 годах». В основе исследования — анализ данных Российского мониторинга экономики и здоровья населения с 1995 по 2010 годы о затратах семей, связанных с получением общего образования.

Как отмечают авторы исследования, с середины 1990-х до начала 2000 года наблюдался значительный рост дифференциации расходов семей на образование: больше всего могли и тратили на образование богатые родители, а расходы семей со средними доходами и малообеспеченных «урезал» кризис 1998 года. В 2000-е годы в целом дифференциация снижается — расходы всех семей растут. На этом фоне выделаются только семьи с высшим образованием — они тратят чуть больше.

Доклад директора Института развития образования ВШЭ Ирины Абанкиной был посвящен теме «Дисбаланс спроса и предложения на рынке профессионального образования в современной России». Она рассказала о сломе тенденций, который произошел в системе высшего образования. Если период с 1995 по 2005 годы можно охарактеризовать как время «образовательного бума» — растет численность студентов, обучающихся как в государственных, так и частных вузах, на бюджетной и платной основе, то уже с 2006 по 2011 год ситуация меняется из-за демографического спада и финансового кризиса. Ужесточается бюджетная политика со стороны государства в отношении вузов. Такого роста финансирования, которое было в последние годы, уже не ожидается. Образовательный рынок из расширяющегося становится сжимающимся. А падение общественного спроса на образование на фоне избыточности предложения выводит на первый план вопрос конкуренции по качеству продукта.

Проблеме частно-государственного партнерства было посвящено выступление первого проректора Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» Натальи Третьяк «О частно-государственном партнерстве в системе высшего образования на примере НИТУ МИСиС». Традиционно частно-государственное партнерство принято расценивать как дополнительный источник финансирования. Однако есть и другие эффекты от его использования. Это, прежде всего, повышение качества образовательных услуг и проведение научно-прикладных исследований, повышение конкурентоспобности выпускников, их «заточка» под нужды бизнеса. Как о наиболее успешных проектах сотрудничества своего вуза и бизнеса Наталья Третьяк рассказала о корпоративном институте, созданном МИСиС и компанией IBS, совместных магистерских программах с корпорацией «РОСНАНО», Новолипецким металлургическим комбинатом, стипендиальных проектах компании «Металлоинвест» и строительстве нового кампуса университета.

 


Дифференциация университетов: новый институциональный ландшафт высшей школы (презентация)

Доступность и коммерциализация общего образования: динамика расходов семей и распределение бремени финансирования образования в 1995-2010 года

О частно-государственном партнерстве в системе высшего образования на примере НИТУ МИСиС

 

Елена Кузнецова, специально для Новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии

«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.

«Университет — это не башня из слоновой кости»

В специальном выпуске подкаста Вышки «Ворона желает знать» ко Дню российской науки речь идет о высшем образовании и книге «Университеты в России. Как это работает». Ее авторы — Ярослав Кузьминов, научный руководитель НИУ ВШЭ, и Мария Юдкевич, заслуженный профессор Вышки, директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ. В подкасте она рассказывает, как возникла идея создания книги, в чем особенности российского высшего образования и его взаимодействия с обществом.

«Высшее образование сегодня — не столько государственная инвестиция в человека, сколько вклад человека в свое будущее»

Нужна ли студентам стипендия? Что такое ректорское братство? Как будет работать первая российская система тестирования на знание иностранных языков? На вопросы «Российской газеты» ответил ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов.

Диплом как страховка: ученые доказали, что высшее образование влияет на здоровье

Высшее образование является причиной значимого снижения вероятности заболеваний сердца и суставов у людей обоих полов. Женщины с высшим образованием значительно реже страдают от ожирения. Такие результаты показало исследование Высшей школы экономики. Воздействие высшего образования на здоровье обсуждали на вебинаре онлайн-магистратуры «Экономический анализ» ВШЭ.

Международная команда ученых разобрала отношение к университетам на метафоры

Как высшее образование повлияло на эволюцию государств после Второй мировой войны и наоборот? Профессор Стэнфордского университета Митчелл Стивенс и сотрудница Инобра ВШЭ Екатерина Шибанова постарались ответить на этот вопрос в специальном выпуске European Journal of Higher Education. Его авторами стали известные ученые Канады, Люксембурга, России, Германии, Франции, Великобритании и Швеции.

Апрельская конференция пройдет в распределенном формате

11 марта Ученый совет НИУ ВШЭ принял решение обеспечить участникам Апрельской конференции возможность представить свои доклады на распределенных заседаниях секций или в дистанционном режиме. О том, почему такое решение было принято, и что подразумевается под «распределенным форматом», рассказывает заместитель руководителя Программного комитета конференции Лев Якобсон.

Ярослав Кузьминов принял участие в заседании Наблюдательного совета УрФУ

28 июня в Екатеринбурге состоялось заседание Наблюдательного совета Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина. В нем участвовал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Одной из тем обсуждения стали результаты исследования, проведенного в УрФУ экспертами Вышки.

Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии

Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.

Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование

Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.

«В условиях цифровой среды роль живого учителя только возрастает»

Как цифровые технологии влияют на поведение и здоровье школьников? Какие возможности «цифра» дает учителям и администраторам школ? Эти и другие вопросы обсуждали участники пленарного заседания «Благополучие детей в цифровую эпоху» в рамках XX Апрельской международной научной конференции ВШЭ.