Ученые из Москвы и Владивостока вместе изучают институты и предпочтения в экономическом поведении
До 20 мая продолжается прием заявок от подразделений НИУ ВШЭ на открытый конкурс проектов «Зеркальные лаборатории» 2022 года. Одна из зеркальных лабораторий, успешно работающих сегодня, была создана по итогам аналогичного конкурса в 2020 году учеными-экономистами из НИУ ВШЭ и Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) для изучения институтов и предпочтений в экономическом поведении. Как организовано сотрудничество коллег из Москвы и Владивостока, рассказывает заведующий Международной лабораторией экспериментальной и поведенческой экономики НИУ ВШЭ Алексей Белянин.
Зеркальную лабораторию мы создали вместе с моим давним коллегой — известным профессором экономики из Иркутска Александром Юрьевичем Филатовым, который переехал на работу в ДВФУ и сейчас возглавляет Лабораторию математического моделирования социально-экономических процессов. Мы встретились, поговорили и решили реализовать совместный проект на пересечении наших научных интересов.
Хорошо известно, что ДВФУ — это современный университет федерального значения с большим кампусом, где, например, проводится Восточный экономический форум. Дальневосточные коллеги заинтересованы в развитии своих образовательных и научных программ с участием Вышки, и, несмотря на территориальную удаленность, они периодически бывают в Москве, а мы приезжаем в ДВФУ. Опыт Лаборатории математического моделирования социально-экономических процессов нам особенно интересен в части организации полевых исследований.
Основной целью нашей совместной работы стало развитие моделей взаимодействия экономических агентов в разных регионах России с учетом гетерогенности поведенческих аспектов принятия решений, выявляемых методами экспериментальной экономики, и объяснение на их основе различных экономических явлений (в частности, возникающих в различных регионах экономических и политических институтов). На основе полученных результатов мы создаем более эффективные экономические механизмы, учитывающие не всегда объясняемые неоклассической теорией паттерны поведения реальных людей.
Один из регионов, который нам особенно интересен, — Камчатка
Несмотря на географическую удаленность, туда вполне реально добраться из центра России — благодаря государственным субсидиям перелеты обходятся сравнительно недорого. В Камчатском крае расположены заповедники, привлекательные для туристов, но туризм пока развит слабо. Есть определенные ограничения, которые накладывают администрации природных зон: если число туристов значительно возрастет, камчатские заповедники всех их принять не смогут. Но в потоке туристов, пусть не бесконечном, регион заинтересован.
Таким образом, мы имеем интересную экономическую задачу. Есть благо (туризм на Камчатке), на которое есть платежеспособный спрос, но объем спроса недооценивается заповедниками и туроператорами. Есть возможность этот спрос удовлетворить, но потенциальные туристы об этом не знают, как не знают и о доступности перелета. Из-за того, что участники процесса неправильно понимают друг друга, новые маршруты не разрабатываются, то есть использование и развитие территорий пока не является оптимальным.
Чтобы изменить ситуацию, нужен экономический механизм, который поможет совместить интересы администраций заповедников, туроператоров и туристов. Этот механизм можно разработать, в том числе в ходе экспериментов.
Еще один сюжет, который интересует и нас, и дальневосточных коллег, связан с тем, в какой мере люди в разных регионах России готовы терпеть определенные неудобства, ограничения, для того чтобы обеспечить некое общественное благо, полезное всем, в том числе тем, кто ничем не пожертвовал для его возникновения.
Здесь можно рассмотреть тему ограничений, возникших в связи с пандемией COVID-19, тему вакцинации (делая прививку, человек вносит свой вклад в формирование коллективного иммунитета) и более общие темы, связанные с самопожертвованием во имя патриотизма, с участием в общественно полезных делах, волонтерстве и так далее. В ходе экспериментальной работы в разных городах можно измерить предпочтение людей в отношении такого типа ситуации и такого типа поведения, их готовность к социальному действию, приносящему лично им некоторые издержки.
Одной из задач зеркальной лаборатории является создание в Школе экономики и менеджмента ДВФУ лабораторной базы для проведения серии экспериментов и исследования ценностей участников этих экспериментов, уровня доверия, готовности к конкуренции и кооперации, глубины рефлексии, скорости обучения и так далее. Мы разработали учебно-методические материалы, пакет приложений для обучающих онлайн-тренажеров по микроэкономике, а также набор экспериментальных игр, посвященных, например, отношению к риску, доверию, измерению склонности к коррупции на таможне и так далее.
В рамках создания лабораторной базы в ДВФУ была выделена аудитория, для которой закупили 18 рабочих станций. Получилась полноценная лаборатория, которая сейчас успешно функционирует под нашим научным руководством. Также закуплено оборудование для передвижной лаборатории, но пока его не успели установить из-за ковидных ограничений.
Обе лаборатории предназначены для проведения экономических экспериментов, когда приглашенные респонденты садятся за компьютеры или планшеты и играют в экономическую игру. Стационарная лаборатория рассчитана в большей степени на студентов, а передвижная — на представителей широких слоев населения. Автобус, в котором установлена лаборатория (сервер, рабочие станции и так далее), выезжает, например, в рабочий поселок, в качестве респондентов выступают жители этого поселка.
Примеров проведения таких экспериментов в мире немало, и, надеюсь, в этом году мы их тоже сумеем провести. Возможные темы — взаимодействие людей друг с другом, доверие, распределение какого-нибудь ресурса. Например, для Дальнего Востока может быть актуальна тема распределения улова рыбы, краба или креветок между участниками промысла. Есть интересный паттерн, который мы хотели бы проверить, — что люди, живущие дальше от столиц и ближе к природе, склонны к большему уровню кооперации друг с другом, а уровень несправедливости в их среде гораздо меньше.
Еще одной задачей зеркальной лаборатории является подготовка специалистов в области экспериментальной и поведенческой экономики, которые смогут осуществлять исследования мирового уровня.
В сентябре прошлого года в рамках проекта «Зеркальные лаборатории» в ДВФУ состоялась I Тихоокеанская школа по экспериментальной экономике. От Вышки в ней принял участие большой десант в составе сотрудников Международной лаборатории экспериментальной и поведенческой экономики. Участники школы прослушали лекции о моделях и методах экспериментальной экономики, поведенческих аспектах социального взаимодействия, теории игр и экономических механизмах, представили и обсудили собственные идеи экспериментов, узнали о способах проведения онлайн- и офлайн-экспериментов, их программировании, а также об опыте проведения межрегиональных и межстрановых экспериментальных исследований.
В свою очередь, мы неоднократно принимали дальневосточных коллег в Москве. Конечно, взаимодействие осложняется большим расстоянием и разницей во времени, но эти факторы реально преодолеть. В наших ближайших планах — проведение еще одной летней школы, а также международной конференции. Появление по итогам совместных исследований первых публикаций, посвященных изучению институтов и предпочтений в экономическом поведении, можно ожидать в этом году.
Полагаю, взаимодействие Международной лаборатории экспериментальной и поведенческой экономики НИУ ВШЭ и Лаборатории математического моделирования социально-экономических процессов ДВФУ хорошо иллюстрирует плодотворность идеи межуниверситетского сотрудничества.
В третьем открытом конкурсе проектов «Зеркальные лаборатории» могут принять участие научные (научно-исследовательские) структурные подразделения НИУ ВШЭ, планирующие проведение совместных научных исследований с научными структурными подразделениями российских образовательных организаций высшего образования, научных организаций и государственных научных центров Российской Федерации. Получить подробную информацию об условиях конкурса и подать заявку можно здесь.
Вам также может быть интересно:
Подведены итоги конкурса проектов «Зеркальные лаборатории» — 2024
«Зеркальные лаборатории» — одна из флагманских программ НИУ ВШЭ, которая направлена на развитие внутрироссийских научных партнерств, сосредоточенных на выявлении точек роста с помощью объединения усилий двух высококлассных научно-исследовательских коллективов. Проекты реализуются в различных областях науки и охватывают всю страну. В пятом, юбилейном конкурсе приняли участие 18 научных подразделений НИУ ВШЭ с партнерами из 17 регионов России.
Проект «Зеркальные лаборатории» НИУ ВШЭ отмечает пятилетие
«Зеркальные лаборатории» — одна из флагманских программ Высшей школы экономики, направленная на развитие внутрироссийских научных партнерств. За время реализации проекта было инициировано 41 научное исследование в партнерстве с 30 региональными вузами и научными организациями. К пятилетию «Зеркальных лабораторий» приурочена серия круглых столов, которые пройдут в ВШЭ 24–25 апреля.
В НИУ ВШЭ стартует пятый открытый конкурс проектов «Зеркальные лаборатории»
В конкурсе могут принять участие научные (научно-исследовательские) структурные подразделения Вышки, планирующие проведение совместных научных исследований с научными структурными подразделениями российских образовательных организаций высшего образования, научных организаций и государственных научных центров Российской Федерации. Заявки принимаются до 12 апреля.
В НИУ ВШЭ – Пермь состоялся Всероссийский круглый стол музейных экспертов
Дискуссия прошла в рамках совместного проекта НИУ ВШЭ – Пермь и СахГУ «Индустриальная культура: цифровые решения для исследовательской экосистемы» конкурса «Зеркальные лаборатории». На встречу приехали музейные эксперты и научные сотрудники университетов из Пермского края, Свердловской, Кемеровской, Челябинской, Сахалинской областей и Ямало-Ненецкого автономного округа. Нетрадиционный формат мероприятия позволил не только обсудить актуальные вопросы сохранения индустриального наследия, но и в ходе практикума и стратегической сессии определить новые направления сотрудничества вузов и музеев.
Исследователи из ВШЭ и Института угля помогут противодействовать санкциям в угольной отрасли
Один из проектов, победивших на конкурсе «Зеркальные лаборатории» НИУ ВШЭ в июне этого года, — «Трансформации цепочек создания стоимости угольной отрасли и связанных с ней отраслей в условиях глобального энергоперехода и санкционного давления на российскую экономику». Его реализацией займутся Центр исследований структурной политики (ЦИСП) НИУ ВШЭ и Институт угля Федерального исследовательского центра угля и углехимии Сибирского отделения РАН (Кемерово). «Вышка.Главное» рассказывает, чем интересен этот проект и каких результатов планируют достичь его авторы.
НИУ ВШЭ и Национальный университет Узбекистана откроют зеркальную лабораторию по экономике
Высшая школа экономики и Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека (НУУ) договорились о создании зеркальной лаборатории по изучению актуальных экономических вопросов. Протокол о намерениях подписали ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов и ректор НУУ Ином Маджидов в рамках Межрегиональной конференции ректоров вузов Российской Федерации и Республики Узбекистан.
Инобр ВШЭ и КамГУ создадут модель развития человеческого потенциала в регионах с тяжелым климатом
В России несколько климатических зон, и в таких регионах, как Дальний Восток или Камчатка, условия намного более суровые, а их жителям приходится преодолевать больше трудностей, чем, например, людям в центральной части страны. Можно ли целенаправленно готовить выпускников вузов в отдельных регионах так, чтобы им было легче добиваться успеха в работе и повседневной жизни? Ответ исследователей — да, и нацеленный на это проект зеркальной лаборатории Института образования ВШЭ и Камчатского государственного университета победил в рамках конкурса «Зеркальные лаборатории» Вышки.
Подведены итоги конкурса проектов «Зеркальные лаборатории» НИУ ВШЭ
В этом году Высшая школа экономики в четвертый раз проводила конкурс проектов «Зеркальные лаборатории». На конкурс было подано 19 заявок от 16 научных подразделений НИУ ВШЭ, партнерами которых выступили 16 организаций из 14 регионов России. По итогам конкурса было поддержано 10 научно-исследовательских проектов.
В НИУ ВШЭ стартует четвертый открытый конкурс проектов «Зеркальные лаборатории»
В конкурсе могут принять участие научные (научно-исследовательские) структурные подразделения НИУ ВШЭ, планирующие проведение совместных научных исследований с научными структурными подразделениями российских образовательных организаций высшего образования, научных организаций и государственных научных центров Российской Федерации.
«Мы хотели дать возможность межкампусным коллективам развивать научные исследования»
Подведены итоги Конкурса проектов на выполнение фундаментальных научных исследований распределенными межкампусными научными подразделениями НИУ ВШЭ, который проводился в университете впервые. Поддержано 10 научно-исследовательских групп по пяти научным тематикам. Четыре проекта-победителя будут выполняться новыми научными подразделениями, созданными в результате конкурса.