• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Двигатель прогресса: как популяризировать науку

Двигатель прогресса: как популяризировать науку

© Высшая школа экономики

Зачем ученым популяризировать науку? Что такое разгерметизация научного знания? Можно ли доступно рассказывать о любых сферах науки? Об этом и о многом другом в новом, 20-м выпуске подкаста «Ворона желает знать» разговаривали ведущая Анастасия Янчева и директор по внутренним исследованиям и академическому развитию студентов, доцент Института образования НИУ ВШЭ Иван Груздев.

Также в этом выпуске — полезные лайфхаки для популяризаторов. Например, как превратить сложное название исследования в яркий и интересный заголовок.

Иван Груздев также рассказал, почему попытки сделать научное сообщество закрытым обречены на провал. «Мы не можем рассуждать о науке вне общественного контекста», — уверен эксперт.

«Ворона желает знать» — это официальный подкаст Высшей школы экономики, созданный командой отдела по работе с социальными медиа. Вместе с учеными из Вышки мы говорим о современных явлениях: пытаемся разобраться в том, что такое осознанное потребление, чем вызван сериальный бум и почему мы живем в эпоху постправды. А еще — почему подкаст — это идеальный способ получить простые ответы на волнующие вопросы и утолить свое любопытство.

Он считает, что сейчас уже не приходится никого убеждать в необходимости популяризации академической деятельности и ее ценности для общества. «Это все равно что говорить: газировка вредна для желудка, — об этом и так все знают», — отмечает Иван Груздев. Но есть и другая сторона медали: когда дело доходит до реальных исследований ученых, желают ли они, чтобы общество в лице, например, руководства научной организации диктовало им, над какими темами работать? Хотят ли находиться в свободном научном поиске или в навязанном коммерческими нуждами?

«С одной стороны, кто лучше ученых знает, чем им заниматься. С другой стороны, наука реально служит нуждам общества. Тут и возникает некое противоречие. Не факт, что представители общества поверят, что вы занимаетесь тем, чем нужно, а не тем, что вам интересно. В этом сложность вопроса», — говорит Иван Груздев.

Вопросы и предложения можно направлять по адресу: socialmedia@hse.ru

ВКонтакте: vk.com/hse

Telegram: t.me/hse_official

Выпуск записан при поддержке Медиацентра НИУ ВШЭ

Слушать подкаст

Вам также может быть интересно:

Популяризация в гуманитарных и в естественных науках: в чем разница

Научная коммуникация в медицине, биологии или физике — привычное явление. Необходимость же популяризации социально-гуманитарных наук всегда была под вопросом. Каковы особенности коммуникации гуманитариев с обществом и медиа? В чем отличия популяризации разных сфер знания? Об этом в преддверии Дня российской науки говорили физики, лингвисты, социологи, научные коммуникаторы и журналисты на конференции Тотального диктанта в Москве.

Лженаука побеждает из-за лени и кастовости академического сообщества

Журналисты готовы помогать ученым в создании позитивных научных мемов, но готовы ли сами ученые избавиться от снобизма и популярно рассказать о своей работе? 18 марта в Вышке состоялся круглый стол «Популяризация науки: зачем и как».

Как российским ученым заявить о себе?

Российские ученые должны научиться популяризировать свои исследования не только внутри страны, но и за ее пределами. О том, как это сделать, говорили представители ведущих российских вузов на круглом столе, организованном информационным агентством ТАСС в День российской науки.