• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Летняя школа исследователей некоммерческого сектора

1 июля в ВШЭ состоялось открытие Летней школы «Теоретические и эмпирические исследования третьего сектора в России и за рубежом», организованной Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ.

Открывая школу, директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ Ирина Мерсиянова рассказала, что центр проводит мониторинг состояния гражданского общества России, являясь, по сути, единственным источником эмпирического материала по данной проблематике в масштабах всей страны. В центре изучается как вовлеченность россиян в практики гражданского общества, так сектор некоммерческих организаций (НКО).

Потенциал центра используется и в образовательном процессе: в прошлом году в Высшей школе экономики открылась кафедра экономики и управления в негосударственных некоммерческих организациях. Несмотря на востребованность компетенций для работы с НКО, кафедра пока остается единственной по своему профилю в России.

После представления структурных подразделений ВШЭ, связанных с изучением гражданского общества, И. Мерсиянова рассказала о программе Летней школы и о том, как будет строиться ее работа. Помимо традиционных лекционных и семинарских занятий, участники школы представят свои индивидуальные проекты, соответствующие заявкам, а также будут в течение недели работать в группах над исследовательскими проектами. Курировать эту работу со стороны организаторов будут преподаватели школы, в числе которых — ведущий научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора, профессор кафедры организационной психологии ВШЭ Алла Купрейченко и научный сотрудник центра, доцент кафедры экономики и управления в негосударственных некоммерческих организациях ВШЭ Гульнара Миннигалеева. Как подчеркнула И. Мерсиянова, оцениваться будет не только научная состоятельность, но и выраженная практическая направленность. Авторы лучшей разработки будут отмечены дипломами первой, второй и третьей степени.

Некоммерческий сектор характеризуется такими чертами, как наличие институтов, независимых от государства, наличием некоммерческих организаций, самоуправлением и добровольностью. На основе этих характеристик, а также сопоставляя уровень государственных расходов на социальную сферу, Кристиан Фрелих предложил классификацию типов общественного устройства с точки зрения развития некоммерческого сектора.

Затем директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора представила и других преподавателей и экспертов, которые проведут занятия и примут участие в дискуссиях по тематике школы. Один из основных специалистов-исследователей третьего сектора в мире — Дэвид Хортон Смит, заслуженный профессор социологии Бостонского колледжа (США), почетный приглашенный профессор альтруизма Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ — также приветствовал участников Летней школы. Он вручил И. Мерсияновой недавно изданный словарь терминов и концептов по тематике некоммерческого сектора.

Далее прошло представление участников Летней школы. В этом году они приехали из разных городов России (в частности, из Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Казани, Нижнего Новгорода, Саратова, Владивостока, Перми, Ярославля, Пскова и других), а также из Казахстана и Польши. Из семидесяти с лишним присланных заявок было одобрено более тридцати, причем участниками Летней школы стали и только начинающие исследователи гражданского общества (студенты университетов), и более опытные — кандидаты и доктора наук. В число участников попали представители и руководители НКО, приехавшие для того, чтобы получить недостающие теоретические знания. Одна из участниц — Эльвира Хабибрахманова из Уфы — приехала на Летнюю школу Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ уже во второй раз. Первая подобная школа — «Исследования гражданского общества в междисциплинарной перспективе» — работала в 2012 году с 21 по 27 июня.

В школе примут участие и стажеры-исследователи Научно-учебной лаборатории междисциплинарных исследований некоммерческого сектора ВШЭ, задача которой привлечь студентов к научной работе в данной сфере.

Основная часть работы школы будет проходить в подмосковном отеле «Holiday Inn Moscow Vinogradovo», куда и отправились участники и организаторы. Уже вечером первого дня работы Летней школы социолог, научный сотрудник факультета социальных наук Университета Седертерн (Швеция) и аспирант Института изучения культуры Университета Лейпцига (Германия) Кристиан Фрелих провел семинар «Понимание гражданского общества в разных культурных контекстах и его значение для исследовательской работы».

Он напомнил, что одним из первых стало определение гражданского общества, данное Адамом Фергюсоном в 1767 году. Этот исследователь понимал гражданское общество как находящуюся между государством и рынком сферу защиты моральных ценностей от интересов государственной политики и коммерческих интересов рынка.

В самом конце XX века, в 1996 году Хуан Линц (Juan Linz) и Альфред Штепан (Alfred Stepan) рассматривают гражданское общество несколько иначе. Гражданское общество в их интерпретации уже артикулирует ценности и продвигает свои интересы. Таким образом, современное понимание данного феномена сводится к тому, что гражданское общество становится активным актором социальных процессов, оно самостоятельно, в том числе с точки зрения выполнения функции по отстаиванию своих интересов.

Кристиан Фрелих
Кристиан Фрелих
По сути, считает К. Фрелих, в современных исследованиях сформировались четыре основных подхода к изучению гражданского общества, которое рассматривается как 1) некоммерческий сектор, 2) третий сектор, 3) сектор волонтерства и общественность, 4) социальная экономика.

«Как же сравнивать гражданское общество разных стран?», — задается вопросом К. Фрелих. В целом, по его словам, некоммерческий сектор характеризуется такими чертами, как наличие институтов, независимых от государства, наличием некоммерческих организаций, самоуправлением и добровольностью. На основе этих характеристик, а также сопоставляя уровень государственных расходов на социальную сферу, Кристиан Фрелих предложил классификацию типов общественного устройства с точки зрения развития некоммерческого сектора.

Так, можно выделить общества прогосударственного, либерального, социально-демократического и корпоративного типов. Первые два типа объединяет то, что государство не тратит на социальную сферу больших ресурсов. Уровень развития некоммерческого сектора в обществах прогосударственного типа низкий (государство практически полностью контролирует неправительственные организации), а в обществах либерального типа — высокий. Это связано с высокой степенью гражданской активности и самоорганизации. Примерами обществ такого типа могут быть США, Великобритания и некоторые другие страны.

Два других типа — социально-демократический и корпоративный — подразумевают высокие расходы государства на социальную сферу. Но если (как, например, в Швеции) социальная сфера поддерживается в основном государством, то во Франции и Германии при высоких госрасходах, компании тратят на некоммерческие нужны довольно много. При этом корпорации в социальной сфере оказывают значительное влияние на государство, а уровень развития некоммерческого сектора в обществах корпоративного типа гораздо выше, чем в обществах социально-демократических.

Завершился первый день работы школы формированием рабочих групп для разработки исследовательских проектов. В форме деловой игры под руководством А. Купрейченко были сформированы пять групп.


Андрей Щербаков, специально для новостной службы портала ВШЭ

Фото Юлии Скоковой

Вам также может быть интересно:

От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике

С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).

Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.

Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей

В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.

Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР

24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.

«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки

Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.

В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ

Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.

«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»

Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.

«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства

Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.

«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа

Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.

Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»

В начале июля в Высшей школе экономики состоялась летняя школа для молодых исследователей по религии и праву. Мероприятие было организовано Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), НИУ ВШЭ, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Московской духовной академией (МДА). Участниками стали представители 15 вузов из 14 регионов.