• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Местная демократия: почувствовать себя нужным

Светлана Маковецкая
Светлана Маковецкая
Распространенность практик гражданской политики в РФ много шире, чем принято считать. 16 сентября в ВШЭ прошел семинар «Неполитический активизм в России: наброски к портрету героя», организованный Центром исследования гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ.

С докладом выступила Светлана Маковецкая, директор Центра гражданского анализа и независимых исследований (Центр ГРАНИ, Пермь). Общественный фонд ГРАНИ был учрежден в 2007 году Пермской гражданской палатой, Обществом развития предпринимательских инициатив и несколькими гражданскими экспертами из Перми и Москвы для продвижения в России ценностей и практики гражданской политики.

Исследование, проведенное экспертами Центра ГРАНИ в 2012 году, показало, что распространенность активизма в России много шире, чем это принято считать. За 9 месяцев специалисты изучили приблизительно 150 общественных инициатив разного уровня, в том числе сельских, в 20 регионах РФ. В зону внимания экспертов попали группы, занимающиеся защитой общественных территорий, организацией гуманитарной нефинансовой помощи уязвимым группам населения, борцы за права и интересы различных социальных групп, в том числе меньшинств, противники реструктуризации и «оптимизации» в разных формах, инфраструктурные интернет-сообщества и другие.

Как рассказала Светлана Маковецкая, в основе активизма как деятельности лежит некий поступок, конкретное действие, реализуемое в публичном пространстве. Как правило, такая инициатива нацелена на решение конкретной проблемы, в основном группой людей. Однако встречается и индивидуально-подвижнический активизм, вырастающий со временем в групповую практику. Жизненный цикл общественных инициатив в большей степени длится от полугода до года или от года до полутора лет. Дальше гражданская активность по конкретному поводу идет на спад. В целом для достижения успеха общественная инициатива должна существовать около полугода. «Интересно, что термин «активист» в понимании «свой»/«чужой» используют только политические и художественные группы активистов. Остальные группы общественной инициативы определяют себя как «новые горожане», «правозащитники», «новые россияне». Часто используют термины «общественник», «доброволец», «волонтер» и другие», — рассказала эксперт.

К главным причинам, побуждающим людей вступать в инициативные группы, относятся: столкновение с собственной проблемой либо чужой, но «осознанной в качестве собственной»; желание самореализации и возможность поделиться успешным опытом с другими; потребность в переменах и желание жить полной жизнью. В какой-то момент люди столкнулись со скукой или даже ужасом от ощущения того, что жизнь проходит зря. Среди инициаторов — категория людей, находящихся в состоянии «ажиотажной мобилизации» (готовых постоянно расширять свой кругозор по интересующим их темам). Основной призыв всех инициативных групп, отметила Светлана Маковецкая, заявить о себе: «мы есть». Далее идут вариации — «верни себе город» (поиск местной демократии), «делай то, что ты проповедуешь» (преодоление отчуждения), «активизм как наркотик» (способ почувствовать себя нужным), «расширь границы привычного» (вольные кафедры гражданских искусств).

Однако эксперт отметила, что с декабря 2011 года «пресс-портрет» активизма в России резко поменялся. Сегодня существует разрешенная общественная деятельность, которую пропагандирует телевидение, например, помощь детям и старикам, и деятельность «вне закона».

Особый интерес представляет сельский активизм и развитие общественных инициатив в маленьких городах. Как рассказала Светлана Маковецкая, исследовательская группа выявила на селе особую категорию граждан — это «штабные». Женщины, которые, как правило, раньше занимались профсоюзной деятельностью, а сегодня им «все равно, что поддерживать, но если оно есть, чего ему гнить». Частый мотив к общественной деятельности — рушится то, за что человек должен отвечать. Например, организуется восстановление школы. Нередко в маленьких городах в центре общественной инициативы — руководитель местного социального учреждения. Мотивом для активистов выступает, с одной стороны, потребность в досуге вне дома (создание клубов по интересам), с другой — попытка сохранить привычный уровень жизни (люди выступают против разных форм бюрократической «оптимизации», по сути сокращения благ либо ухудшения качества жизни для тех или иных работников и вообще граждан).

Сегодня в жизни общества активно развивается самостоятельная роль интернет-активизма, повсеместно распространяется городское гражданское творчество, возникают художественные группы и «самовозбуждающиеся точки», мобилизующие людей бороться против злоупотреблений властью, подытожила Светлана Маковецкая.

Полный отчет об исследовании опубликован на сайте Центра ГРАНИ.

Анастасия Чумак, новостная служба портала ВШЭ

Фото Павла Ососова

Вам также может быть интересно:

Контрасты социального

Россияне стали терпимее к неуплате налогов, взяткам, безбилетному проезду и противоправному получению государственных пособий. За последние 30 лет количество осуждающих такие действия сократилось почти на треть, выяснили Анна Алмакаева и Олеся Волченко.