• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Safe Living Basics

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
1
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1 module

Программа дисциплины

Аннотация

Безопасность жизнедеятельности — вводный курс, направленный на знакомство первокурсников с особенностями обучения в НИУ ВШЭ в учебной и внеучебной сферах. В рамках данной дисциплины студенты изучают правила личной безопасности в мегаполисе. Обучение и оценивание по дисциплине проводится в электронной образовательной среде по цифровым материалам; курс сопровождается мастер-классами представителей университета, ответственных за тематические разделы программы дисциплины. Методическое сопровождение дисциплины осуществляется Дирекцией по развитию студенческого потенциала. Менеджер учебного процесса оказывает организационное и консультационное сопровождение прохождения дисциплины. Ведомости подписываются Директором дирекции по развитию студенческого потенциала или менеджером учебного офиса.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • содействовать овладению студентами основных концепций и методов обеспечения безопасности жизнедеятельности человека
  • сформировать у студентов целостное представление о современных механизмах воздействия на важнейшие сферы безопасности в общественной и образовательной жизни
  • способствовать получению практических навыков в аспектах обеспечения безопасности студентов в рамках жизнедеятельности в университете, в большом городе (Москва), а также навыков соблюдения личной безопасности в информационной и психологической сферах
  • приобретение студентами знаний, умений и навыков по обеспечению безопасности, необходимых для социальной и профессиональной деятельности
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Называет особенности структуры НИУ ВШЭ
  • Действует по верному алгоритму и использует средства индивидуальной и коллективной защиты в чрезвычайных ситуациях (в т.ч. в учебном режиме); может оказать первую помощь пострадавшим
  • Демонстрирует знания (в т.ч. самостоятельно приобретенные) основных подходов к определению, изучению и пониманию безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера
  • Демонстрирует знания о здоровье и здоровом образе жизни и понимание его ценности для человека и общества, способах обеспечения информационной и психологической безопасности личности
  • Демонстрирует информированность о государственной системе защиты населения и её правовых рамках
  • Демонстрирует навыки публичной устной и письменной аргументации, анализа и интерпретации
  • Демонстрирует понимание и стремление к развитию черт личности, необходимых для безопасного поведения, как в чрезвычайных ситуациях, так и повседневной жизни в большом городе; соблюдения здорового образа жизни
  • Знает особенности организации учебного процесса в НИУ ВШЭ
  • Называет и использует способы развития научных и внеучебных компетенций студента в НИУ ВШЭ
  • Называет ценности НИУ ВШЭ, в т.ч. зафиксированные в декларации ценностей
  • Осуществляет отбор источников информации, верифицирует полученную информацию и обрабатывает ее, комплексно оценивая проблемные ситуации или процессы
  • Соблюдает адекватные нормы и правила безопасности при осуществлении групповой деятельности
  • Строит коммуникацию, исходя из принципов психологической безопасности (своей и чужой), на недискриминационной основе
  • Формулирует требования, предъявляемые к безопасности общества и среды обучения/проживания в большом городе
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Структура и история НИУ ВШЭ
    — История основания Высшей школы экономики; — История девиза и символа университета; — Структура университета: к кому обращаться с вопросами?
  • Ценности университета
    — Декларация ценностей университета: — Стремление к истине; — Сотрудничество и заинтересованность друг в друге; — Честность и открытость; — Академическая свобода и политический нейтралитет; — Профессионализм, требовательность к себе и ответственность; — Активная общественная позиция; — Онлайн-курс «Академические ценности НИУ ВШЭ».
  • Учебный процесс
    — Особенности «безопасной» учебы; — Модели обучения в университете; — Документы образовательных программ; — Баллы и кредиты; — Академическое развитие в НИУ ВШЭ; — Практический модуль; — Межкампусные курсы; — Рейтинги; — Антиплагиат; — Механизмы обратной связи.
  • Наука для студентов
    — Возможности для академического развития студентов; — Лаборатории и научно-учебные группы: виды и возможности для студентов; — Центр академического развития студентов: проекты и форматы взаимодействия со студентами (НИРС, Республика ученых, Научные бои и пр.) — Ярмарка проектов.
  • Академическая честность
    — Академический договор; — Нарушение правил академической этики; — Последствия нарушения академических норм.
  • Правовые основы
    — Статус студента НИУ ВШЭ: какие права он дает и какие обязанности накладывает; — Обязанности студента НИУ ВШЭ; — О деловой репутации ВШЭ; — Ответственность за нарушения, допущенные в период обучения в университете; — Механизмы обратной связи. Как защитить свои права?
  • Внеучебная жизнь
    — Корпоративная культура и внеучебная жизнь; — Студенческие организации; — Адаптационный трек. Кураторы НИУ ВШЭ; — Корпоративные проекты; — Экодвижение «Зеленая Вышка»; — Студенческое самоуправление; — Волонтерский центр; — Центр поддержки студенческих инициатив; — Бизнес-инкубатор.
  • Информационные ресурсы
    — Интернет и компьютерные классы в НИУ ВШЭ; — Информационные ресурсы библиотеки; — Корпоративные информационные системы.
  • Социальная сфера
    — Стипендиальные и благотворительные программы; — Стипендиальная карта и социальная карта; — Военный учебный центр; — Медицинская помощь обучающимся; — Материальная помощь обучающимся; — Путевки на время зимних и летних каникул; — Центр психологического консультирования.
  • Безопасность студента в мегаполисе
    — Общие правила поведения в условиях чрезвычайной ситуации; — Действия при обнаружении подозрительного предмета; — Антитеррористическая безопасность; — Противопожарная безопасность; — Правила личной безопасности в транспорте; — Навыки ведения здорового образа жизни в городе; — Профилактика вирусных заболеваний. Основные симптомы вирусных заболеваний. Как можно себя обезопасить? — Безопасность в Вышке;
  • Визово-миграционное сопровождение (факультативный модуль для иностранных студентов)
    — Визово-миграционное сопровождение; — Миграционный учет; — Продление миграционных документов; — Поездки по России.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в виде компьютерного тестирования (с правом использования доступных информационных ресурсов). В тест могут входить вопросы с множественным выбором одного или нескольких верных ответов, соотнесением правильных ответов. В экзаменационный тест входит 40 вопросов из материалов видео курса и представленных на сайте положений. Экзаменационное тестирование проводится в компьютерных классах на факультетах. Ответственные за проведение экзамена – Менеджеры учебных офисов ОП.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.4 * Домашнее задание + 0.6 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Микрюков В.Ю. - Безопасность жизнедеятельности (для бакалавров) - КноРус - 2017 - 333с. - ISBN: 978-5-406-05967-8 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/926719
  • Юртушкин В.И. - Чрезвычайные ситуации: защита населения и территорий (для бакалавров). Учебное пособие - КноРус - 2019 - 365с. - ISBN: 978-5-406-06855-7 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/930613

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Косолапова Н.В. - Безопасность жизнедеятельности. (Бакалавриат). Учебник - КноРус - 2020 - 247с. - ISBN: 978-5-406-07340-7 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/932020