• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Summary of Degree Programme

Field of Studies

50.03.03 History of Art

Approved by
Приказ от 15.07.2014 № 6.18.1-01/1507-07
Last Update
протокол заседания академического совета от 25.08.2022 № 46
Network Programme

No

Length of Studies, Mode of Studies, Credit Load

4 years

Full-time, 240 ЗЕ

Language of instruction

RUSENG

Instruction in Russian with some courses in English

Qualification upon graduation

Bachelor

Double-degree Programme

No

Use of online learning

With online tools

Competitive Advantages

Модель искусствоведческого образования в НИУ ВШЭ сочетает общегуманитарную широту знаний, которая обеспечивается широким бакалавриатом ФГН НИУ ВШЭ с освоением всего спектра методов традиционного и современного искусствознания.

Традиционная модель преподавания истории искусств, основанная на сочетании метода формально-стилистического анализа с хронологическим изучением явлений искусства, дополнена курсами, посвященными искусству неклассической древности, стран Азии, проблемам истории архитектуры и градостроительства, декоративно-прикладного искусства, а также основам музейного дела и современным методам искусствознания, таким как социальная история искусства, гендерные исследования, междисциплинарные подходы. 

Мы делаем акцент на том, что реально понадобится историку искусства в практической деятельности. Преподаватели программы и привлеченные специалисты из музеев и реставрационных организаций учат понимать и интерпретировать не только шедевры, но и рядовые, типические явления (работы мастеров т.н. второго и третьего ряда, тиражные произведения декоративно-прикладного искусства, образцы рядовой жилой застройки). Современное искусство преподается с учетом культурно-исторической и концептуальной специфики каждого феномена.

Научно-исследовательские семинары закладывают качественный фундамент фактологической и аналитической подготовки. Дисциплины цифрового блока обеспечивают компетенции, необходимые для работы выпускников в цифровой среде.

Часть профессиональных дисциплин преподается на английском языке, которые читают преподаватели, имеющие опыт международной научной и практической деятельности.

Professional Activities and Competencies of Programme Graduates

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших образовательную программу бакалавриата с присвоением квалификации «бакалавр», включает анализ и описание произведений искусства, а также их историческую интерпретацию и контекстуализацию в исторической перспективе их создания.

Объекты профессиональной деятельности выпускника:

— архитектура, включая городскую среду;

— произведения живописи, скульптуры, графики, находящиеся в государственных музеях и иных хранилищах, в частных собраниях и публичном пространстве;

— произведения декоративно-прикладного искусства;

— объекты и явления технических, временных и перформативных искусств;

— тексты об искусстве во всем разнообразии их жанров;

Выпускник программы готовится к решению следующих профессиональных задач:

научно-исследовательская деятельность:

— системное изучение и критическое осмысление произведений искусства, процессов его развития, существующего опыта по тематике исследования, теоретических и прикладных методов анализа;

— поиск, сбор, обработка, анализ и систематизация информации в соответствующем предметном, научном поле; участие в проведении научных исследований, связанных с объектами профессиональной деятельности, в соответствии с утвержденными заданиями и методиками;

— участие в подготовке обзоров, отчетов и научных публикаций (их разделов), подготовка каталожных описаний, рефератов, аннотаций, докладов и библиографических указателей по тематике проводимых исследований (на русском и иностранных языках);

— участие в представлении результатов исследовательских работ, выступление с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований (на русском и иностранном языках);

— работа в архивах и музеях, библиотеках; поиск необходимой информации в библиотечных и электронных каталогах, в сетевых ресурсах;

— владение основами академического письма, умение выстраивать и оформлять тексты по правилам, принятым в академической среде;

— способность решать профессиональные задачи на английском и других языках:

— умение работать в цифровой среде.

педагогическая деятельность:

— практическое использование полученных в результате освоения ОП знаний в преподавании истории искусства и мировой художественной культуры в общеобразовательных учреждениях, а также в образовательных учреждениях средне профессионального и высшего профессионального образования;

аналитическая деятельность:

— поиск, обработка и анализ искусствоведческой информации для обеспечения практической деятельности музейных центров, общественных и государственных организаций и СМИ, органов государственного управления и местного самоуправления, и для последующего анализа;

— проведение прикладных исследований с заданной целью в области гуманитарных наук;

— работа с базами данных и специальными информационными системами;

культурно-просветительская деятельность:

— проведение публичных лекций на искусствоведческие темы;

— арт-критика;

— проведение профессиональных искусствоведческих и историко-архитектурных экскурсий;

— подготовка публикаций в СМИ, публичных лекций, теле- и радио передач и иных форм;

— популяризации искусствоведческих знаний.

Programme Modules

Детальное знакомство с историей искусства происходит с помощью хронологических курсов, длящихся с середины первого по середину четвертого курса. Последовательное знакомство с искусством древнего мира, средних веков, Нового времени и современности создает привычку к быстрой и точной работе с большим количеством визуального материала, без которой невозможна профессиональная деятельность искусствоведа. Внутри соответствующих дисциплин значительное место отведено разделам, касающимся 1) архитектуры, 2) проблематики музейного дела и знаточества, 3) искусства стран Азии 4) искусства России, которое рассматривается как органическая часть мировой культуры.

Первый год бакалавриата посвящен дисциплинам, задача которых  — обучение азам профессионального метода. Курс «Профессиональные основы искусствоведения», длящийся  четыре модуля, обучает навыкам анализа и описания произведений искусства. Умение грамотно писать и оформлять искусствоведческие тексты, а также применять различные методы искусствоведческого исследования закладывается в научно-исследовательских семинарах, которые продолжаются на протяжении всех четырех курсов. 

Работе с предметами искусства, вопросам собирательства, атрибуции и экспертизы посвящены дисциплины, касающиеся музейного дела и знаточества. На третьем-четвертом курсах к хронологическому циклу добавляется изучение теории искусства, а также его специальных видов, например, декоративно-прикладного искусства, гравюры, фотографии.  На четвертом курсе особое внимание уделено дисциплинам, касающимся современного искусства.

Задачам расширения общегуманитарного кругозора и изучения искусства в историко-культурном контексте отвечают курсы по выбору в рамках широкого бакалавриата, которые предлагаются студентам на каждом году обучения, а также дисциплины майнора, позволяющие углубить знания в не связанных напрямую со специализацией областях.

Обязательными для изучения является английский язык, на котором нужно будет читать научную литературу и слушать некоторые курсы, а также второй иностранный язык — немецкий, французский, испанский или итальянский.

Предусмотрены три обязательные учебные практики, музейные и архитектурные, во время которых студенты знакомятся с древнерусскими памятниками архитектуры Пскова и Новгорода, памятниками русской архитектуры XVII–ХХ вв. Москвы, Твери, Торжка, Старицы, Волоколамска и других городов, осваивают навыки их непосредственного описания и анализа, а также учатся работать с материалами экспозиций в музеях различных городов России.

Многочисленные проекты позволяют студентам второго-четвертого курсов применить на практике исследовательские и практические навыки, попробовать себя в различных сферах профессиональной деятельности.

 

Options for Students with Disabilities

This degree programme of HSE University is adapted for students with special educational needs (SEN) and disabilities. There is a specially designed Physical Education course available for such students (Syllabus of the adapted Physical Education course). Special assistive technology and teaching aids are used for collective and individual learning of students with SEN and disabilities. The specific adaptive features of the programme are listed in each subject's full syllabus and are available to students through the online Learning Management System.

Programme Documentation

All documents of the degree programme are stored electronically on this website. Curricula, calendar plans, and syllabi are developed and approved electronically in corporate information systems. Their current versions are automatically published on the website of the degree programme. Up-to-date teaching and learning guides, assessment tools, and other relevant documents are stored on the website of the degree programme in accordance with the local regulatory acts of HSE University.

I hereby confirm that the degree programme documents posted on this website are fully up-to-date.

Vice Rector Sergey Yu. Roshchin

Summary of Degree Programme 'History of Art'

Go to Programme Contents and Structure