• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Summary of Degree Programme

Field of Studies

09.03.01 Informatics and Computer Engineering

Approved by
приказ от 15.07.2014 № 6.18.1-01/1507-07
HSE University Educational Standard
Last Update
12.08.2025
Network Programme

No

Length of Studies, Mode of Studies, Credit Load

4 года

Full-time, 240

Language of instruction

RUSENG

Instruction in Russian with some courses in English

Qualification upon graduation

Bachelor

Double-degree Programme

No

Use of online learning

With online tools

Tracks

2025/2026 Academic year

Automated systems

Track Supervisor: Romanov, Aleksandr
Language of instruction: Russian
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Бакалавр
Key learning outcomes:
На специализации не учат программированию. Вы и так должны это уметь. Программист без понимания того, где будет работать его программа – не самый лучший программист. Мы учим тому, как устроен процессор и любая цифровая система изнутри. Как создать вычислительную систему, которая будет эффективно работать с вашей программой, и программу, которая будет быстро работать на вашей аппаратуре. Мы не учим конкретным новым фреймворкам, но мы учим новейшим технологиям, таким как высокопроизводительные гетерогенные вычисления, системы на кристалле, сети на кристалле, нейронные сети и их аппаратные реализации и т.д. Вы сможете увидеть результат работы вашей программы не только на экране компьютера или мобильного телефона, но и как функционирование единого программно-аппаратного комплекса. Вы узнаете, что такое современные САПР и цикл проектирования современной аппаратуры. Вы узнаете, чем на самом деле занимается компания Intel, и что такое fabless, что такое верификация и HDL. Мы научим вас не только программировать, но и сделаем из вас высококлассного инженера.
Description of the professional field:
ГДЕ ВЫ СМОЖЕТЕ РАБОТАТЬ ПОСЛЕ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ АС?
Где угодно, где нужны программисты и специалисты по компьютерному оборудованию начиная от ведущих центров разработки и заканчивая банками. Все зависит от ваших предпочтений. Мы хотим, чтобы вы работали: в передовых фаблес компаниях в России и зарубежом. Компаниях, которые разрабатывают передовые программно-аппаратные решения. Например, это компании, где уже работают наши выпускники: Intel, Samsung, IVA tech, НТЦ Модуль, РКК Энергия, МЦСТ, Яндекс и др. Предполагается, что лучшие выпускники специализации АС продолжат обучение на соответствующей специализации в магистратуре, обучение в которой построено на базе АО «МЦСТ» (Эльбрус) по принципу 50/50 – половину времени студенты официально с з/п работают в МЦСТ, а остальное время осваивают специальные дисциплины там же и на базе МИЭМ. Проект и ВКР тоже выполняются в МЦСТ. МЦСТ – глобальная российская компания, специализирующаяся на разработке универсальных микропроцессоров, микроконтроллеров, управляющих вычислительных комплексов, оптимизирующих и двоичных компиляторов и операционных систем. Наиболее известна благодаря своей разработке: Эльбрус. Другой трек обучения в магистратуре: академическая магистратура, когда студент получает стипендию, соизмеримую со средней з/п, половину времени работает в МИЭМ и занимается научными исследованиями, а остальное время – учится.
Description of educational modules:
ОПК-1 - Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности;
ОПК-2 - Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства, и использовать их при решении задач профессиональной деятельности;
ПК-1 - Способен провести анализ научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследований;
ПК-2 - Способен организовать и провести экспериментальные исследования на объектах профессиональной деятельности по заданной методике;
ПК-6 - Способен использовать современные инструментальные средства и технологии программирования при разработке прикладного программного обеспечения вычислительных средств и систем различного функционального назначения;
ПК-8 - Способен гибко адаптироваться к различным профессиональным ситуациям, проявлять творческий подход, инициативу и настойчивость в достижении целей профессиональной деятельности и личных;
УК-1 - Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;
УК-2 - Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений.

Computer Systems and Networks

Track Supervisor: Korolev, Denis
Language of instruction: Russian
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Бакалавр
Key learning outcomes:
1. Значительный упор на самостоятельную работу : практический или исследовательский треки.
Сюда не надо записываться, чтобы проходить-и-сдавать -- это работа с погружением и без жалости к занятым своими делами.
2. Связь с проектами . Вы можете заниматься посторонними относительно профильных лабораторий проектами, но ожидается, что вы погружены в работу лабораторий и ведущейся в них деятельности.
3. Вовлечённость. Формальные курсы и оценки -- это повод встречаться. Настоящая работа возникает при решении актуальных задач. Оформляется эта работа в проектах, но ничем не занятые по специализации студенты не считаются успешными. Не планируйте поступление на этот трек, если у вас нет интереса много сил и времени вкладывать в работу в институте.
4. Удаленность . Многие задания в курсах выполняются удаленно. Но это сделано, чтобы избегать очередей и сделать выполнение лабораторных работ удобнее для вас. Это лишь значит, что время в институте вы можете посвятить более осмысленной деятельности. На этом треке нужно работать руками. Даже программные проекты требуют присутствия на месте внедрения, активной работы между задействованными людьми.
5. Коммуникация . Рабочая коммуникация, документирование, трекинг работ -- все это ведется  цифровой среде МИЭМ. Это правила работы и их соблюдение обязательно.
6. Дисциплина и пунктуальность. Никакой толерантности к нарушению учебной и проектной дисциплины. Срок -- это дедлайн, за ним нет ничего.
Description of the professional field:
Мы следим за тем, чтобы студенты, нацелившиеся в магистратуру, подошли к поступлению подготовленными -- с портфолио (публикации, проекты, РИДы) и нужными рекомендациями (обоснованными).
Обучение тесно связано с проектной деятельностью. Студенты, обучающиеся и выполняющие проекты на базе лаборатории, проходят обучение на базе Проектной школы с углубленным освоением проектной формы работы, продуктового подхода, agile и тд.
Для успешно показавших себя в работе на 3 курсе открыта вторая ступень проектной школы -- лидерская подготовка. Это руководство проектом и участие во внешних проектах, а также профильная для руководителей проектов дополнительная подготовка (неформальная). 

Успешно освоившие формат и программу обучения получают 

навыки: 

- ведения проектов, 
- работы в коллективе и в высокотехнологичном окружении, 
опыт:
- принятия самостоятельных решений, в т.ч. управленческих, 
- работы в быстро изменяющихся условиях
- поддержки работающих продуктов
- внедрения продуктов в работу
- разработки, развертывания и поддержки сетевых приложений 

Выпускники успешно работают в Яндексе, Тинькоффе, Сбере, Почте России и других крупных компаниях. 

Description of educational modules:
ОПК-1 - Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности;
ОПК-2 - Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства, и использовать их при решении задач профессиональной деятельности;

ПК-1 - Способен провести анализ научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследований;
ПК-2 - Способен организовать и провести экспериментальные исследования на объектах профессиональной деятельности по заданной методике;
УК-1 - Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;
УК-2 - Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений.

Information and analytical Systems

Track Supervisor: Pozin, Boris
Language of instruction: Russian
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Бакалавр
Key learning outcomes:
 
Description of the professional field:
Целью программы является подготовка специалистов по созданию, эксплуатации и сопровождению информационно-аналитических систем:
- владеющих знаниями в области работы с большими данными, компьютерных наук, методов проектирования информационно-аналитических систем и их отдельных компонент
- практически освоивших математические и инженерные методы анализа данных для удовлетворения информационных потребностей лиц, принимающих решения
- владеющих методиками и технологиями создания информационно-аналитических систем, в том числе на основе платформенного подхода и с использованием как разрабатываемых программных решений, так и с безопасным использованием Open Source – решений
- владеющих методиками и технологиями обеспечения жизненного цикла безопасного программного обеспечения
Description of educational modules:
• Разработка заказных систем и коробочных решений по созданию информационноаналитических систем различного назначения в области корпоративного, социального и государственного управления, больших данных, нейросетей – разрабатываемых на основе применения платформы Peraspera
• Формирование решений на основе комплексной системы для автоматизации управления поиском и сбором данных в интернете и корпоративных источниках «Peraspera Data Hunter».
• Развертывание отечественных телемедицинских систем отбора, подготовки и реабилитации спортсменов, реабилитации и отслеживания функционального состояния детей и взрослых, скрининга населения, включая неинвазивный скрининг нарушений углеводного обмена – на основе применения технологии Peraspera Cardio, достижений отечественных космической медицины и медицины спорта высших достижений
• Развитие, внедрение и распространение отечественных импортозамещающих решений в области обеспечения жизненного цикла доверенного ПО на основе автоматизированной системы Центр Кибербезопасности.
ОПК-1 - Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности;
ОПК-2 - Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства, и использовать их при решении задач профессиональной деятельности;
ПК-1 - Способен провести анализ научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследований;
ПК-2 - Способен организовать и провести экспериментальные исследования на объектах профессиональной деятельности по заданной методике;
ПК-5 - Способен обосновать принимаемое проектное решение, применить критерии оценки эффективности проектного решения при проектировании отдельных программно-аппаратных компонентов автоматизированных систем сбора, обработки, передачи и хранения информации, компьютерных сетей и ин- формационных систем в соответствии с техническим заданием;
ПК-6 - Способен использовать современные инструментальные средства и технологии программирования при разработке прикладного программного обеспечения вычислительных средств и систем различного функционального назначения;
УК-1 - Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;
УК-2 - Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений

Artificial Intelligence Technologies in Space Systems

Track Supervisor: Vostrikov, Alexander V.
Language of instruction: Russian
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Бакалавр
Key learning outcomes:
Целью специализации (образовательного трека) «Технологии искусственного интеллекта в системах космического применения» является подготовка высококвалифицированных специалистов, обладающих необходимыми знаниями и навыками для разработки и внедрения современных технологий искусственного интеллекта в области космических исследований и инженерии. Программа подготовит бакалавров, способных разрабатывать системы искусственного интеллекта, встраиваемые устройства и программные решения. Выпускники смогут работать в области машинного обучения, компьютерного зрения, разработки микроконтроллеров и обработки данных, занимая роли инженеров по ИИ, разработчиков встроенных систем и архитекторов интеллектуальных технологий.

На специализации научат:
- искусственного интеллекта:
1) машинное обучение;
2) компьютерное зрение.
- работы с данными:
1) анализ данных;
2) интеграция данных.
- программирования:
1) применение языков программирования в микросервисах и приложениях ИИ.
- микроэлектроники и встроенных систем:
1) разработка микроконтроллеров;
2) взаимодействие аппаратного и программного обеспечения.
- а также:
1) проектирование сложных систем;
2) командная работа;
3) креативное решение задач
Description of the professional field:
Выпускник специализации
- умеет решать задачи сбора, аналитической обработки данных и представления в форме, соответствующей информационной потребности конечного пользователя;
- умеет разрабатывать сам и в составе команды программное обеспечение и программноаппаратные решения;
- знает и умеет пользоваться методами, востребованными в области аналитической обработки данных:
1) машинное обучение;
2) компьютерное зрение;
3) разработка встроенных систем;
4) программирование и разработка ПО;
5) анализ данных и обработка сигналов;
6) интеграция программного и аппаратного обеспечения;
7) проектирование сложных систем.
Description of educational modules:
Учебный план специализации - Отработан в соответствии с потребностями ведущих компаний, в которых работают выпускники департамента (СКАНЭКС, НПО им. С.А. Лавочкина, ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, РКК «Энергия», Спутникс, ПАО «Газпром», Бюро 1440). - Структурно программа состоит из нескольких основных компонентов – профессионального цикла, проектной и научно-исследовательской работы. - Проектные работы студентов проводятся на основе актуальных реальных задач, поставленных специалистами УИЛ ФБКАиС и решаемых, как правило, командами студентов под руководством наставников компании СКАНЭКС с применением современных инструментальных средств и оборудования. - Проекты и практики, как правило, студенты проходят в компании СКАНЭКС, выступающей партнером УИЛ ФБКАиС.
ОПК-1 - Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности;
ОПК-3 - Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности;
ОПК-4 - Способен участвовать в разработке стандартов, норм и правил, а также технической документации, связанной с профессиональной деятельностью;
ОПК-7 - Способен участвовать в настройке и наладке программно-аппаратных комплексов;

ПК-1 - Способен провести анализ научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследований;
ПК-2 - Способен организовать и провести экспериментальные исследования на объектах профессиональной деятельности по заданной методике;

ПК-5 - Способен обосновать принимаемое проектное решение, применить критерии оценки эффективности проектного решения при проектировании отдельных программно-аппаратных компонентов автоматизированных систем сбора, обработки, передачи и хранения информации, компьютерных сетей и ин- формационных систем в соответствии с техническим заданием;
ПК-6 - Способен использовать современные инструментальные средства и технологии программирования при разработке прикладного программного обеспечения вычислительных средств и систем различного функционального назначения;

ПК-8 - Способен гибко адаптироваться к различным профессиональным ситуациям, проявлять творческий подход, инициативу и настойчивость в достижении целей профессиональной деятельности и личных;
УК-1 - Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;

УК-4 - Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах);
УК-6 - Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни;

УК-7 - Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.

Elements and devices of embedded systems

Track Supervisor: Popov, Dmitriy
Language of instruction: Russian
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Бакалавр
Key learning outcomes:
Встраиваемая система (embedded system) – это специальный контроллер, установленный непосредственно внутри устройства и способный управлять устройством в режиме реального времени. Embedded System выполняет те же функции, что и обычный компьютер.

Специализация направлена на подготовку специалистов в области проектирования высокозащищенных промышленных комплексов и систем для отраслей авиационного, железнодорожного, морского и автомобильного транспорта.
Партнером специализации является компания "МикроМакс Системс" - разработчик и производитель промышленной и бортовой компьютерной техника, интегратор и дистрибьютор компонентов и систем для промышленной автоматизации и специальной техники

Description of the professional field:
ОПК-1 - Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности;
ОПК-2 - Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства, и использовать их при решении задач профессиональной деятельности;
ОПК-3 - Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности;
ОПК-5 - Способен инсталлировать программное и аппаратное обеспечение для информационных и автоматизированных систем; 
ОПК-6 - Способен разрабатывать бизнес-планы и технические задания на оснащение отделов, лабораторий, офисов компьютерным и сетевым оборудованием;
ОПК-7 - Способен участвовать в настройке и наладке программно-аппаратных комплексов;
ПК-1 - Способен провести анализ научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследований;
ПК-2 - Способен организовать и провести экспериментальные исследования на объектах профессиональной деятельности по заданной методике;
ПК-5 - Способен обосновать принимаемое проектное решение, применить критерии оценки эффективности проектного решения при проектировании отдельных программно-аппаратных компонентов автоматизированных систем сбора, обработки, передачи и хранения информации, компьютерных сетей и ин- формационных систем в соответствии с техническим заданием;
ПК-6 - Способен использовать современные инструментальные средства и технологии программирования при разработке прикладного программного обеспечения вычислительных средств и систем различного функционального назначения;
ПК-7 - Способен подготовить график выполнения проектных работ, рабочие чертежи, принципиальные схемы, исходные тексты программ, наборы тестов и методики испытаний при разработке объектов профессиональной деятельности, оформить перечень конструкторской и программной документации по законченным проектным и конструкторским работам;
ПК-8 - Способен гибко адаптироваться к различным профессиональным ситуациям, проявлять творческий подход, инициативу и настойчивость в достижении целей профессиональной деятельности и личных;
УК-1 - Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;
УК-2 - Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений;
УК-4 - Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах);
УК-6 - Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни;
УК-7 - Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.

2024/2025 Academic year

Automated systems

Track Supervisor: Romanov, Aleksandr
Language of instruction: Russian
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Бакалавр
Key learning outcomes:
На специализации не учат программированию. Вы и так должны это уметь. Программист без понимания того, где будет работать его программа – не самый лучший программист. Мы учим тому, как устроен процессор и любая цифровая система изнутри. Как создать вычислительную систему, которая будет эффективно работать с вашей программой, и программу, которая будет быстро работать на вашей аппаратуре. Мы не учим конкретным новым фреймворкам, но мы учим новейшим технологиям, таким как высокопроизводительные гетерогенные вычисления, системы на кристалле, сети на кристалле, нейронные сети и их аппаратные реализации и т.д. Вы сможете увидеть результат работы вашей программы не только на экране компьютера или мобильного телефона, но и как функционирование единого программно-аппаратного комплекса. Вы узнаете, что такое современные САПР и цикл проектирования современной аппаратуры. Вы узнаете, чем на самом деле занимается компания Intel, и что такое fabless, что такое верификация и HDL. Мы научим вас не только программировать, но и сделаем из вас высококлассного инженера.
Description of the professional field:
ГДЕ ВЫ СМОЖЕТЕ РАБОТАТЬ ПОСЛЕ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ АС?
Где угодно, где нужны программисты и специалисты по компьютерному оборудованию начиная от ведущих центров разработки и заканчивая банками. Все зависит от ваших предпочтений. Мы хотим, чтобы вы работали: в передовых фаблес компаниях в России и зарубежом. Компаниях, которые разрабатывают передовые программно-аппаратные решения. Например, это компании, где уже работают наши выпускники: Intel, Samsung, IVA tech, НТЦ Модуль, РКК Энергия, МЦСТ, Яндекс и др. Предполагается, что лучшие выпускники специализации АС продолжат обучение на соответствующей специализации в магистратуре, обучение в которой построено на базе АО «МЦСТ» (Эльбрус) по принципу 50/50 – половину времени студенты официально с з/п работают в МЦСТ, а остальное время осваивают специальные дисциплины там же и на базе МИЭМ. Проект и ВКР тоже выполняются в МЦСТ. МЦСТ – глобальная российская компания, специализирующаяся на разработке универсальных микропроцессоров, микроконтроллеров, управляющих вычислительных комплексов, оптимизирующих и двоичных компиляторов и операционных систем. Наиболее известна благодаря своей разработке: Эльбрус. Другой трек обучения в магистратуре: академическая магистратура, когда студент получает стипендию, соизмеримую со средней з/п, половину времени работает в МИЭМ и занимается научными исследованиями, а остальное время – учится.

Computer Systems and Networks

Track Supervisor: Korolev, Denis
Language of instruction: Russian
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Бакалавр
Key learning outcomes:
1.  Значительный упор на самостоятельную работу : практический или исследовательский треки.
Сюда не надо записываться, чтобы проходить-и-сдавать -- это работа с погружением и без жалости к занятым своими делами.
2. Связь с проектами . Вы можете заниматься посторонними относительно профильных лабораторий проектами, но ожидается, что вы погружены в работу лабораторий и ведущейся в них деятельности.
3. Вовлечённость. Формальные курсы и оценки -- это повод встречаться. Настоящая работа возникает при решении актуальных задач. Оформляется эта работа в проектах, но ничем не занятые по специализации студенты не считаются успешными. Не планируйте поступление на этот трек, если у вас нет интереса много сил и времени вкладывать в работу в институте.
4. Удаленность . Многие задания в курсах выполняются удаленно. Но это сделано, чтобы избегать очередей и сделать выполнение лабораторных работ удобнее для вас. Это лишь значит, что время в институте вы можете посвятить более осмысленной деятельности. На этом треке нужно работать руками. Даже программные проекты требуют присутствия на месте внедрения, активной работы между задействованными людьми.
5. Коммуникация . Рабочая коммуникация, документирование, трекинг работ -- все это ведется  цифровой среде МИЭМ. Это правила работы и их соблюдение обязательно.
6. Дисциплина и пунктуальность. Никакой толерантности к нарушению учебной и проектной дисциплины. Срок -- это дедлайн, за ним нет ничего.
Description of the professional field:
Мы следим за тем, чтобы студенты, нацелившиеся в магистратуру, подошли к поступлению подготовленными -- с портфолио (публикации, проекты, РИДы) и нужными рекомендациями (обоснованными).
Обучение тесно связано с проектной деятельностью. Студенты, обучающиеся и выполняющие проекты на базе лаборатории, проходят обучение на базе Проектной школы с углубленным освоением проектной формы работы, продуктового подхода, agile и тд.
Для успешно показавших себя в работе на 3 курсе открыта вторая ступень проектной школы -- лидерская подготовка. Это руководство проектом и участие во внешних проектах, а также профильная для руководителей проектов дополнительная подготовка (неформальная). 

Успешно освоившие формат и программу обучения получают 

навыки: 

- ведения проектов, 
- работы в коллективе и в высокотехнологичном окружении, 
опыт:
- принятия самостоятельных решений, в т.ч. управленческих, 
- работы в быстро изменяющихся условиях
- поддержки работающих продуктов
- внедрения продуктов в работу
- разработки, развертывания и поддержки сетевых приложений 

Выпускники успешно работают в Яндексе, Тинькоффе, Сбере, Почте России и других крупных компаниях. 

Information and analytical Systems

Track Supervisor: Pozin, Boris
Language of instruction: Russian
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Бакалавр
Key learning outcomes:
Группа ЕСЛ включает компании ЕС-лизинг и ЕС-лизинг СОФТ 
Системный интегратор с опытом работы около 30 лет на российском и мировом рынке
Опыт создания десятков систем для крупных заказчиков, таких как Банк России, Газпром, Пенсионный фонд, ВДНХ, Unilever и многих других отечественных и зарубежных компаний
Эксперт в области корпоративного, социального и государственного управления, автоматизации, цифровой медицины, больших данных, нейросетей
Разработчик и правообладатель отечественной управленческой методологии PerAspera Methodology, цифровых платформ «Peraspera Платформа», «Peraspera Cardio», комплексного решения для автоматизации управления поиском и сбором данных в интернете и корпоративных источниках «Peraspera Data Hunter»
Разработчик автоматизированной системы «Центр Кибербезопасности» (совместно с Институтом системного программирования им. В.П.Иванникова РАН).
Description of the professional field:
Целью программы является подготовка специалистов по созданию, эксплуатации и сопровождению информационно-аналитических систем:
- владеющих знаниями в области работы с большими данными, компьютерных наук, методов проектирования информационно-аналитических систем и их отдельных компонент
- практически освоивших математические и инженерные методы анализа данных для удовлетворения информационных потребностей лиц, принимающих решения
- владеющих методиками и технологиями создания информационно-аналитических систем, в том числе на основе платформенного подхода и с использованием как разрабатываемых программных решений, так и с безопасным использованием Open Source – решений
- владеющих методиками и технологиями обеспечения жизненного цикла безопасного программного обеспечения
Description of educational modules:
• Разработка заказных систем и коробочных решений по созданию информационноаналитических систем различного назначения в области корпоративного, социального и государственного управления, больших данных, нейросетей – разрабатываемых на основе применения платформы Peraspera
• Формирование решений на основе комплексной системы для автоматизации управления поиском и сбором данных в интернете и корпоративных источниках «Peraspera Data Hunter».
• Развертывание отечественных телемедицинских систем отбора, подготовки и реабилитации спортсменов, реабилитации и отслеживания функционального состояния детей и взрослых, скрининга населения, включая неинвазивный скрининг нарушений углеводного обмена – на основе применения технологии Peraspera Cardio, достижений отечественных космической медицины и медицины спорта высших достижений
• Развитие, внедрение и распространение отечественных импортозамещающих решений в области обеспечения жизненного цикла доверенного ПО на основе автоматизированной системы Центр Кибербезопасности

Artificial Intelligence Technologies in Space Systems

Track Supervisor: Vostrikov, Alexander V.
Language of instruction: Russian
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Бакалавр

Elements and devices of embedded systems

Track Supervisor: Popov, Dmitriy
Language of instruction: Russian
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Бакалавр
Key learning outcomes:
Встраиваемая система (embedded system) – это специальный контроллер, установленный непосредственно внутри устройства и способный управлять устройством в режиме реального времени. Embedded System выполняет те же функции, что и обычный компьютер.

Специализация направлена на подготовку специалистов в области проектирования высокозащищенных промышленных комплексов и систем для отраслей авиационного, железнодорожного, морского и автомобильного транспорта.
Партнером специализации является компания "МикроМакс Системс" - разработчик и производитель промышленной и бортовой компьютерной техника, интегратор и дистрибьютор компонентов и систем для промышленной автоматизации и специальной техники

2023/2024 Academic year

Automated systems

Track Supervisor: Romanov, Aleksandr
Language of instruction: Russian
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Бакалавр
Key learning outcomes:
На специализации не учат программированию. Вы и так должны это уметь. Программист без понимания того, где будет работать его программа – не самый лучший программист. Мы учим тому, как устроен процессор и любая цифровая система изнутри. Как создать вычислительную систему, которая будет эффективно работать с вашей программой, и программу, которая будет быстро работать на вашей аппаратуре. Мы не учим конкретным новым фреймворкам, но мы учим новейшим технологиям, таким как высокопроизводительные гетерогенные вычисления, системы на кристалле, сети на кристалле, нейронные сети и их аппаратные реализации и т.д. Вы сможете увидеть результат работы вашей программы не только на экране компьютера или мобильного телефона, но и как функционирование единого программно-аппаратного комплекса. Вы узнаете, что такое современные САПР и цикл проектирования современной аппаратуры. Вы узнаете, чем на самом деле занимается компания Intel, и что такое fabless, что такое верификация и HDL. Мы научим вас не только программировать, но и сделаем из вас высококлассного инженера.
Description of the professional field:
ГДЕ ВЫ СМОЖЕТЕ РАБОТАТЬ ПОСЛЕ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ АС?
Где угодно, где нужны программисты и специалисты по компьютерному оборудованию начиная от ведущих центров разработки и заканчивая банками. Все зависит от ваших предпочтений. Мы хотим, чтобы вы работали: в передовых фаблес компаниях в России и зарубежом. Компаниях, которые разрабатывают передовые программно-аппаратные решения. Например, это компании, где уже работают наши выпускники: Intel, Samsung, IVA tech, НТЦ Модуль, РКК Энергия, МЦСТ, Яндекс и др. Предполагается, что лучшие выпускники специализации АС продолжат обучение на соответствующей специализации в магистратуре, обучение в которой построено на базе АО «МЦСТ» (Эльбрус) по принципу 50/50 – половину времени студенты официально с з/п работают в МЦСТ, а остальное время осваивают специальные дисциплины там же и на базе МИЭМ. Проект и ВКР тоже выполняются в МЦСТ. МЦСТ – глобальная российская компания, специализирующаяся на разработке универсальных микропроцессоров, микроконтроллеров, управляющих вычислительных комплексов, оптимизирующих и двоичных компиляторов и операционных систем. Наиболее известна благодаря своей разработке: Эльбрус. Другой трек обучения в магистратуре: академическая магистратура, когда студент получает стипендию, соизмеримую со средней з/п, половину времени работает в МИЭМ и занимается научными исследованиями, а остальное время – учится.

Computer Systems and Networks

Track Supervisor: Korolev, Denis
Language of instruction: Russian
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Бакалавр
Key learning outcomes:
1. Значительный упор на самостоятельную работу : практический или исследовательский треки.
Сюда не надо записываться, чтобы проходить-и-сдавать -- это работа с погружением и без жалости к занятым своими делами.
2. Связь с проектами . Вы можете заниматься посторонними относительно профильных лабораторий проектами, но ожидается, что вы погружены в работу лабораторий и ведущейся в них деятельности.
3. Вовлечённость. Формальные курсы и оценки -- это повод встречаться. Настоящая работа возникает при решении актуальных задач. Оформляется эта работа в проектах, но ничем не занятые по специализации студенты не считаются успешными. Не планируйте поступление на этот трек, если у вас нет интереса много сил и времени вкладывать в работу в институте.
4. Удаленность . Многие задания в курсах выполняются удаленно. Но это сделано, чтобы избегать очередей и сделать выполнение лабораторных работ удобнее для вас. Это лишь значит, что время в институте вы можете посвятить более осмысленной деятельности. На этом треке нужно работать руками. Даже программные проекты требуют присутствия на месте внедрения, активной работы между задействованными людьми.
5. Коммуникация . Рабочая коммуникация, документирование, трекинг работ -- все это ведется  цифровой среде МИЭМ. Это правила работы и их соблюдение обязательно.
6. Дисциплина и пунктуальность. Никакой толерантности к нарушению учебной и проектной дисциплины. Срок -- это дедлайн, за ним нет ничего.
Description of the professional field:
  • Мы следим за тем, чтобы студенты, нацелившиеся в магистратуру, подошли к поступлению подготовленными -- с портфолио (публикации, проекты, РИДы) и нужными рекомендациями (обоснованными).

  • Обучение тесно связано с проектной деятельностью. Студенты, обучающиеся и выполняющие проекты на базе лаборатории, проходят обучение на базе Проектной школы с углубленным освоением проектной формы работы, продуктового подхода, agile и тд.

  • Для успешно показавших себя в работе на 3 курсе открыта вторая ступень проектной школы -- лидерская подготовка. Это руководство проектом и участие во внешних проектах, а также профильная для руководителей проектов дополнительная подготовка (неформальная). 


Успешно освоившие формат и программу обучения получают 

навыки: 

  • ведения проектов, 

  • работы в коллективе и в высокотехнологичном окружении, 

опыт:

  • принятия самостоятельных решений, в т.ч. управленческих, 

  • работы в быстро изменяющихся условиях

  • поддержки работающих продуктов

  • внедрения продуктов в работу

  • разработки, развертывания и поддержки сетевых приложений 


Выпускники успешно работают в Яндексе, Тинькоффе, Сбере, Почте России и других крупных компаниях. 

 

Information and analytical Systems

Track Supervisor: Pozin, Boris
Language of instruction: Russian
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Бакалавр

Artificial Intelligence Technologies in Space Systems

Track Supervisor: Vostrikov, Alexander V.
Language of instruction: Russian
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Бакалавр

Elements and devices of embedded systems

Track Supervisor: Popov, Dmitriy
Language of instruction: Russian
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Бакалавр
Key learning outcomes:
Встраиваемая система (embedded system) – это специальный контроллер, установленный непосредственно внутри устройства и способный управлять устройством в режиме реального времени. Embedded System выполняет те же функции, что и обычный компьютер.

2022/2023 Academic year

Automated systems

Track Supervisor: Romanov, Aleksandr
Language of instruction: Russian
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Бакалавр

Computer Systems and Networks

Track Supervisor: Korolev, Denis
Language of instruction: Russian
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Бакалавр

Information and analytical Systems

Track Supervisor: Pozin, Boris
Language of instruction: Russian
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Бакалавр

Elements and devices of embedded systems

Track Supervisor: Popov, Dmitriy
Language of instruction: Russian
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Бакалавр
Competitive Advantages
  • Гибкая структура образовательной программы, предполагает возможность построения индивидуальной траектории обучения студентов, что позволяет выпускникам реализовать полученные профессиональные знания и навыки  в любой сфере науки, техники и технологии, где необходимо решать задачи исследования, проектирования и эксплуатации вычислительных систем и компьютерных систем,  автоматизированных систем проектирования, интеллектуальных систем контроля и управления, ИТ-услуг и сервисов.
  • Программа прошла независимую профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ в области техники и технологий на соответствие критериям Европейского знака качества инженерного образования,  проводимую Ассоциацией инженерного образования России (АИОР) совместно с European Accreditation of Engineering Programs. По итогам аккредитации программе присвоен знак соответствия EUR-ACE®Bachelor, и она  внесена в международные регистры ENAEE (European Network for Accreditation of Engineering Education) и FEANI (Fédération Européenne d’Associations Nationales d’Ingénieurs).  Это дает выпускникам программы весомые преимущества для получения звания «Европейский инженер» (EurIng) и European ENGCard. 
Professional Activities and Competencies of Programme Graduates

Область профессиональной деятельности выпускников программам включает сферы науки, техники и технологии, охватывающие совокупность проблем, связанных с исследованием и проектированием вычислительных устройств, систем и компьютерных сетей нового поколения, в том числе вычислительных комплексов и коммуникационных систем, распределенных систем сбора и обработки информации, методов и средств управления ИТ-ресурсами.

Объектами профессиональной деятельности выпускников программы являются:

  • Вычислительные машины, комплексы и системы.
  • Компьютерные сети.
  • Автоматизированные системы сбора, обработки, хранения, передачи информации и управления.
  • Системы автоматизированного проектирования и информационной поддержки процессов жизненного цикла изделий.
  • Математическое, информационное, техническое, программное, лингвистическое, эргономическое, организационное, менеджериальное и правовое обеспечение перечисленных выше объектов.

Профессиональные компетенции выпускника программы:

  • Способен провести анализ научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследований.
  • Способен организовать и провести экспериментальные исследования на объектах профессиональной деятельности по заданной методике.
  • Способен обработать результаты экспериментальных исследований с применением современных информационных технологий и технических средств.
  • Способен разработать и исследовать математические модели в задачах проектирования и технологического обеспечения объектов профессиональной деятельности.
  • Способен составить обзоры, рефераты, отчеты, подготовить научные публикации и доклады на научных конференциях и семинарах по тематике своих исследований.
  • Способен провести макетирование новых объектов профессиональной деятельности на основе результатов проведенных исследований.
  • Способен провести сравнительный анализ существующих аналогов объектов профессиональной деятельности для технико-экономического обоснования новых разработок.
  • Способен обосновать принимаемое проектное решение, применить критерии оценки эффективности проектного решения при проектировании отдельных программно-аппаратных компонентов автоматизированных систем сбора, обработки, передачи, хранения информации и управления, компьютерных сетей и информационных систем в соответствии с техническим заданием.
  • Способен использовать современные инструментальные средства и технологии программирования при разработке прикладного программного обеспечения вычислительных средств  и систем различного функционального назначения.
  • Способен подготовить график выполнения проектных работ, рабочие чертежи, принципиальные схемы, исходные тексты программ, наборы тестов и методики испытаний при разработке объектов профессиональной деятельности, оформить перечень конструкторской и программной документации по законченным проектным и конструкторским работам.
  • Способен провести проверку разработанной технической документации на соответствие требованиям действующих нормативных документов, государственных и отраслевых стандартов.

 

Programme Modules

Динамика развития информационных технологий, требуют быстрой ответной реакции в сфере подготовки ИТ-специалистов. Поэтому образовательная программа «Информатика и вычислительная техника» включает два взаимосвязанных блока  дисциплин профессионального цикла инженерной подготовки и дисциплин дополнительного профиля, изучение которых дает возможность студентам найти новые области применения своим профессиональным знаниям и практическим навыкам. 

Базовая часть профессионального цикла программы – это блоки дисциплин, которые составляют теоретическую и практическую основу «классического» инженерного образования в области вычислительной техники и информационных технологий и изучаются два с половиной года:

  • Блок математических дисциплин,  включающий  дисциплины по математическому анализу, алгебре и геометрии, дискретной математике, теории вероятностей и математической статистике.
  • Блок естественно-научных и инженерных  дисциплин, включающий дисциплины по физике, электротехнике, электронике, метрологии, теории автоматов и схемотехнике.
  • Блок дисциплин по информационным технологиям, включающий дисциплины по информатике, алгоритмизации, программированию, операционным системам, базам данных, инструментальным средствам программирования.

Вариативная профильная часть профессионального цикла включает три блока взаимосвязанных специальных дисциплин, изучение которых начинается в 3 модуле 3 курса, продолжается на 4 курсе и создает основу для выполнения проекта и выпускной квалификационной работы.

            Проектная и исследовательская работа студентов ориентирована на развитие универсальных и профессиональных компетенций и включает следующие виды учебной деятельности:  

  • Курсовая работа.
  • Проект.
  • Практика.
  • Проектные семинары.
  • Выпускная квалификационная работа.

Проектные семинары являются формами поддержки исследовательской и проектной деятельности студентов и предполагают коллективную работу студентов, направленную на анализ существующих проблем, выработку новых идей и проектов в профессиональной области.

            Производственная и преддипломная практики способствуют приобретению опыта применения профессиональных знаний и умений по избранной специализации.  

            Самостоятельная работа студентов над курсовыми работами, проектом и выпускной квалификационной работой осуществляется под руководством научного руководителя и направлена на решение одной из актуальных задач в области будущей профессиональной деятельности.

Options for Students with Disabilities

This degree programme of HSE University is adapted for students with special educational needs (SEN) and disabilities. There is a specially designed Physical Education course available for such students (Syllabus of the adapted Physical Education course). Special assistive technology and teaching aids are used for collective and individual learning of students with SEN and disabilities. The specific adaptive features of the programme are listed in each subject's full syllabus and are available to students through the online Learning Management System.

Programme Documentation

All documents of the degree programme are stored electronically on this website. Curricula, calendar plans, and syllabi are developed and approved electronically in corporate information systems. Their current versions are automatically published on the website of the degree programme. Up-to-date teaching and learning guides, assessment tools, and other relevant documents are stored on the website of the degree programme in accordance with the local regulatory acts of HSE University.

I hereby confirm that the degree programme documents posted on this website are fully up-to-date.

Vice Rector Sergey Yu. Roshchin

Summary of Degree Programme 'Information Science and Computation Technology'

Go to Programme Contents and Structure