• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Summary of Degree Programme

Field of Studies

01.03.01 Mathematics

Approved by
15.08.2014 Приказ № 6.18.1-01/1508-10
HSE University Educational Standard
Last Update
30.08.2019 Протокол заседания УС факультета математики №106
Network Programme

No

Length of Studies, Mode of Studies, Credit Load

4 years

Full-time, 240

Language of instruction

RUSENG

Instruction in Russian with some courses in English

Qualification upon graduation

Bachelor

Double-degree Programme

No

Use of online learning

Competitive Advantages

Наиболее развиваемые и востребованные сейчас научные и прикладные области либо насыщены математическими методами (экономика и финансы, компьютерные науки и IT), либо стремительно ими насыщаются (лингвистика, медицина, социология и т.д.). Например, экономика сто лет назад была очевидно гуманитарной наукой, а теперь почти половина нобелевских лауреатов по экономике имеют бакалаврский диплом физико-математической направленности. Сейчас этот процесс математизации затрагивает все новые области, постоянно увеличивая потребность в специалистах с математической квалификацией.

Кроме того, изучение математики тренирует умение решать новые сложные задачи. У большинства людей столкновение с проблемой, для которой неизвестен алгоритм решения, вызывает стресс и растерянность. Наши выпускники в процессе обучения регулярно сталкиваются с подобными задачами: опыт научных исследований делает для них нормальной рабочей обстановкой ситуацию интеллектуальной неопределенности, в которой нужно самостоятельно сформулировать стоящую задачу и изобрести пути ее решения.

Таким образом, преимуществами наших выпускников является сочетание качественной математической подготовки и приобретенных умений научного поиска: самостоятельной постановки проблемы и поиска путей её решения.

Professional Activities and Competencies of Programme Graduates

ОП бакалавриата «Математика» направлена на создание у студентов прочных базовых знаний и практических навыков в основных разделах современной математики с целью их дальнейшего развития и использования как в профильных магистратурах и аспирантурах по математике и математической физике, так и при дальнейшем обучении и работе на физических, экономических, социологических и других специальностях, требующих серьезной математической подготовки.

Области приложения полученных знаний и умений хорошо иллюстрируются дальнейшими профессиональными траекториями выпускников программы. Они делятся на три приблизительно равные группы.

«Математики»: продолжение образования в ведущих российских и зарубежных магистратурах и аспирантурах по математике и математической физике и дальнейшая исследовательская работа в университетах и научных институтах.

«Экономисты»: продолжение образования в области экономики, финансов, актуарного дела и последующая работа в компаниях этого профиля.

«Программисты»: продолжение образования в области computer science, data science, биоинформатики, компьютерной лингвистики и т.п. и работа в IT-индустрии.

В ходе обучения студенты готовятся к решению различных задач: научно-исследовательских, производственно-технологических, организационно-управленческих и педагогических. В результате освоения программы у студентов формируются следующие профессиональные компетенции:

способность самостоятельно планировать и проводить научное исследование, в том числе математически корректно ставить естественнонаучные задачи, определять общие формы и закономерности отдельной предметной области, формулировать и строго доказывать утверждения (результаты), видеть следствия полученных результатов;

способность передавать результат проведенных физико-математических и прикладных исследований в виде конкретных рекомендаций, выраженных в терминах предметной области изучавшегося явления, способность проводить методические и экспертные работы в области математики;

способность находить, анализировать, реализовать программно и использовать на практике математические алгоритмы, в том числе с применением современных вычислительных систем, использовать методы математического и алгоритмического моделирования при решении теоретических и прикладных задач, при анализе управленческих задач в научно-технической сфере, в экономике, бизнесе и гуманитарных областях знаний;

способность публично представлять собственные и известные научные результаты, в том числе с учетом специфики знаний аудитории;

способность к организации учебной деятельности в конкретной предметной области (математика, физика, информатика), к планированию и осуществлению педагогической деятельности в образовательных организациях с учетом специфики предметной области.

Programme Modules

Основу учебного плана составляет профессиональный цикл (Major), состоящий из обязательных дисциплин, изучаемых в основном на 1-3 курсах и дисциплин по выбору, которые составляют большую часть учебного плана на 3-4 курсах. Обязательные дисциплины профессионального цикла посвящены основам базовых разделов математики; в число этих дисциплин входят математический анализ, теория функций комплексного переменного, дифференциальные уравнения, геометрия, введение в топологию, теория вероятностей, алгебра, логика и алгоритмы, дискретная математика. Дисциплины по выбору студент выбирает из общефакультетского пула дисциплин и научно-исследовательских семинаров в соответствии со своим уровнем и научными интересами.

Также в учебный план входят майнор, дисциплины общего цикла (безопасность жизнедеятельности, история, физическая культура, философия) и факультативы (английский язык, академическое письмо на английском языке).

Важной частью учебного плана является практика, проектная и/или научно-исследовательская работа. В этот модуль входят математический практикум на 1 курсе, научно исследовательские семинары (обязательные и по выбору из общефакультетского пула), преддипломная практика, защита концепции ВКР на английском языке, а также ежегодное написание курсовых работ, которые, как правило, носят реферативный характер на младших курсах и приобретают черты самостоятельного научного исследования к окончанию бакалавриата. Завершается освоение учебного плана государственной итоговой аттестацией — защитой выпускной квалификационной работы.

Options for Students with Disabilities

This degree programme of HSE University is adapted for students with special educational needs (SEN) and disabilities. There is a specially designed Physical Education course available for such students (Syllabus of the adapted Physical Education course). Special assistive technology and teaching aids are used for collective and individual learning of students with SEN and disabilities. The specific adaptive features of the programme are listed in each subject's full syllabus and are available to students through the online Learning Management System.

Programme Documentation

All documents of the degree programme are stored electronically on this website. Curricula, calendar plans, and syllabi are developed and approved electronically in corporate information systems. Their current versions are automatically published on the website of the degree programme. Up-to-date teaching and learning guides, assessment tools, and other relevant documents are stored on the website of the degree programme in accordance with the local regulatory acts of HSE University.

I hereby confirm that the degree programme documents posted on this website are fully up-to-date.

Vice Rector Sergey Yu. Roshchin

Summary of Degree Programme 'Mathematics'

Go to Programme Contents and Structure