• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Artificial Intelligence and Digital Transformation in Education

2023/2024
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
Department of Educational Programmes
Course type:
Elective course
When:
1 year, 4 module

Instructor


Karlov, Ivan

Программа дисциплины

Аннотация

Происходящая в текущий момент революция в развитии и распространении технологий ИИ предоставляет образованию новые возможности, но в то же время ставит перед ним серьезные вызовы. В рамках курса будет рассмотрен широкий круг вопросов, связанный с созданием и эффективным внедрением цифровых инструментов на основе искусственного интеллекта в деятельность образовательных организаций. В курсе рассматриваются различные типы моделей искусственного интеллекта, относящиеся как к аналитическому, так и генеративному ИИ. Курс направлен на углубленное знакомство с технологией ИИ и формирование практических навыков по обучению и использованию моделей для решения прикладных задач в образовании.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения данной дисциплины является осмысление идей и принципов цифровой трансформации в условиях развития и массового распространения технологии искусственного интеллекта и формирование практических навыков по обучению, использованию и эффективному внедрению инструментов на основе ИИ в деятельности образовательных организаций.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Отличает теоретические и практические подходы к описанию организаций. Формулирует основные принципы структурного (функционального), проектного и процессного подходов.
  • Моделирует бизнес процессы образовательных организаций с использованием нотации IDEF0.
  • Формулирует принципы реинжиниринга бизнес процессов образовательных организаций в контексте цифровой трансформации.
  • Владеет тезаурусом в сфере искусственного интеллекта, корректно определяет основные понятия.
  • Воспроизводит основные типы ИИ. Опеределяет тип ИИ по его характеристикам.
  • Различает системы аналитического и генеративного ИИ. Формулирует их основные характеристики. Воспроизводит основные современные модели.
  • Различает модели дескриптивной, предикативной и прескриптивной аналитики. Подбирает адекватные аналитические модели для решения прикладных задач.
  • Использует специализированные программные инструменты и библиотеки python для разработки и обучения аналитических моделей
  • Использует методы prompt инжиниринга и low-code программирования для решения прикладных задач с использованием моделей генеративного ИИ.
  • Различает и описывает различные фазы и стадии цифровой трансформации.
  • Выделяет основные этические проблемы в области ИИ и предлагает возможные меры регулирования.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в искусственный интеллект
  • Аналитический и генеративный ИИ в образовании
  • Цифровая трансформация в образовании
  • Этика и регулирование ИИ в образовании
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тестирование по теме "Данные в образовании"
    Тестирование по результатам самостоятельного освоения онлайн-модуля "Данные в образовании"
  • неблокирующий Тестирование по теме "Процессный подход в образовании"
    Тестирование по результатам самостоятельного освоения онлайн-модуля "Процессный подход в образовании"
  • неблокирующий Разработка дашборда
    В задании представлен датасет. Нужно построить дашборд в DataLens и разместить ссылку на него в SmartLMS.
  • неблокирующий Обзор бенчмарков по тематике проектов
    Групповое задание. Подготовить обзор не менее 3 кейсов по тематике проекта, который реализует группа.
  • неблокирующий Разработка модели бизнес-процесса
    Групповое задание. Описание бизнес-процессов в организации, связанных с тематикой реализуемого группой проекта в текущем состоянии
  • неблокирующий Прототип сервиса или практики
    Разработка прототипа сервиса или практики, реализуемой в рамках проекта
  • неблокирующий Внедрение сервиса / практики в деятельность организации
    Реинжиниринг бизнес-процесса на основе разработанного решения / практики
  • неблокирующий Анализ кейсов использования ИИ в образовании в контексте этики и регулирования
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.1 * Анализ кейсов использования ИИ в образовании в контексте этики и регулирования + 0.15 * Внедрение сервиса / практики в деятельность организации + 0.1 * Обзор бенчмарков по тематике проектов + 0.2 * Прототип сервиса или практики + 0.15 * Разработка дашборда + 0.15 * Разработка модели бизнес-процесса + 0.075 * Тестирование по теме "Данные в образовании" + 0.075 * Тестирование по теме "Процессный подход в образовании"
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 21700 - Д.Баррат; И. Робот - Последнее изобретение человечества: Искусственный интеллект и конец эры Homo sapiens - 9789180125291 - Alpina - Альпина нон-фикшн - 2020 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/21700
  • 23155 - Д.Моррис; Д.Хилти; М.Кирхмер; М.Шарсиг; П.Франц; Р.Саксена; Т.Бенедикт - Свод знаний по управлению бизнес-процессами: BPM CBOK 4.0 - 9785961475647 - Alpina - Альпина Паблишер - 2022 - https://hse.alpinadigital.ru/book/23155
  • 23800 - Г.Маркус; Э.Дэвис - Искусственный интеллект: Перезагрузка. Как создать машинный разум, которому действительно можно доверять - 9785206000306 - Alpina - Альпина ПРО - 2022 - https://hse.alpinadigital.ru/book/23800
  • Digital transformation of business and new economic models (Цифровая трансформация бизнеса и новые экономические модели) : учебное пособие / И. А. Брусакова, Н. И. Заозерская, К. А. Карпов [и др.]. — Санкт-Петербург : СПбГЭТУ ЛЭТИ, 2021. — 144 с. — ISBN 978-5-7629-2845-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/238433 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • McKinney, W. (2018). Python for Data Analysis : Data Wrangling with Pandas, NumPy, and IPython (Vol. Second edition). Sebastopol, CA: O’Reilly Media. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1605925
  • Nelli, F. (2018). Python Data Analytics : With Pandas, NumPy, and Matplotlib (Vol. Second edition). New York, NY: Apress. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1905344
  • Бернард Марр, Мэтт Уорд - Искусственный интеллект на практике - 9785001468028 - МИФ - 2020 - https://hse.miflib.ru/#/book/24696 - 24696 - МИФ
  • Маккинни, У. Python и анализ данных. Первичная обработка данных с применением pandas, NumPy и Jupiter : справочник / У. Маккинни , перевод с английского А. А. Слинкина. — 3-е изд. — Москва : ДМК Пресс, 2023. — 536 с. — ISBN 978-5-93700-174-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/348086 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Титов, А. Н. Обработка данных в Python. Основы работы с библиотекой Pandas : учебно-методическое пособие / А. Н. Титов, Р. Ф. Тазиева. — Казань : КНИТУ, 2022. — 116 с. — ISBN 978-5-7882-3164-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/331013 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Томас Сибел - Цифровая трансформация - 9785001469896 - МИФ - 2020 - https://hse.miflib.ru/#/book/24620 - 24620 - МИФ
  • Филипова, И. А. Правовое регулирование искусственного интеллекта : учебно-методическое пособие / И. А. Филипова. — Нижний Новгород : ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2021. — 275 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/282950 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • 19853 - Г.Онтужева - Захватит ли нас искусственный интеллект? - нет номера - Alpina - Фонд «Эволюция» - https://hse.alpinadigital.ru/video/19853
  • 24115 - Г.Киссинджер; Д.Хаттенлокер; Э. Шмидт - Искусственный разум и новая эра человечества - 9785206000689 - Alpina - Альпина ПРО - 2022 - https://hse.alpinadigital.ru/book/24115
  • von, Rosing, Mark, et al. The Complete Business Process Handbook : Body of Knowledge from Process Modeling to Bpm, Elsevier Science & Technology, 2014. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=1888539.
  • Искусственный интеллект и нейросетевое управление : учебное пособие / составитель Т. Е. Мамонова. — Томск : ТПУ, 2020. — 150 с. — ISBN 978-5-4387-0921-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/246170 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Искусственный интеллект. Перспективы предстоящего поединка в 21 веке. Победители и проигравшие : учебное пособие / ответственный редактор Д. В. Володина. — Новосибирск : СГУПС, 2019. — 87 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/164657 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Коул Анирад, Ганджу Сиддха, Казам Мехер - Искусственный интеллект и компьютерное зрение. Реальные проекты на Python, Keras и TensorFlow. — (Серия «Бестселлеры O'Reilly») - 978-5-4461-1840-3 - Санкт-Петербург: Питер - 2023 - 386799 - https://ibooks.ru/bookshelf/386799/reading - iBOOKS
  • Под общ. ред. Блажеева В.В., Егоровой М.А. - Правовое регулирование искусственного интеллекта в условиях пандемии и инфодемии. Монография - 978-5-392-32102-5 - Проспект - 2020 - http://ebs.prospekt.org/book/43714 - 43714 - PROSPECT
  • Почему цифровая трансформация не дает результата и что делать, чтобы всё заработало - Салдана Т. - Альпина Паблишер - 2021 - https://znanium.com/catalog/product/1841895 - 492124 - ZNANIUM
  • Тарасова, А. Е., Европейская Конвенция по правам человека (ЕКПЧ) и Российское право. 20 лет вместе. Бизнес и права человека в условиях цифровой экономики, искусственного интеллекта, новых международных вызовов : сборник статей / А. Е. Тарасова. — Москва : Русайнс, 2021. — 130 с. — ISBN 978-5-4365-7927-6. — URL: https://book.ru/book/941051 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Уваров Александр Юрьевич. (n.d.). Модель Цифровой Школы И Цифровая Трансформация Образования. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fmodel-tsifrovoy-shkoly-i-tsifrovaya-transformatsiya-obrazovaniya