Summary of Degree Programme
45.04.01 Philology
No
2 года 6 месяцев
Part-time, 120 з.е.
RUS
Instruction in Russian
Master
No
With online tools
2025/2026 Academic year
Contemporary Philology in Literary Instruction and Russian Language at Secondary Schools
- КОР-1 Успешно производит поиск научной информации на русском языке, а также языке специальности по исследуемому вопросу, владеет различными методами ее сбора и обработки.
- КОР-2 Продуктивно использует общегуманитарные методы исследования, корректно избирает специфические методы применительно к анализируемому явлению.
- КОР-3 Грамотно, в соответствии со стандартами, оформляет результаты проведенного анализа в соответствии с представлениями о современном исследовании гуманитарного профиля.
- КОР-4 Разрабатывает собственные курсы на русском и английском языках по гуманитарным отраслям избранного профиля, владеет всей полнотой информации о процессе реализации дисциплины в высшем учебном заведении.
- КОР-5 Успешно внедряет результаты своего исследования как в практическом плане (преподавании), так и в теоретическом (написание статей, методических пособий и др.).
Выпускники программы готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов: педагогический, научно-исследовательский, проектный и организационно-управленческий.
В педагогической деятельности выпускник программы:
- способен проводить учебные занятия и внеклассную работу по филологическим дисциплинам (русскому языку, иностранным языкам и литературе) в образовательных организациях общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного образования, включая интерактивные занятия с применением информационно-коммуникационных технологий;
- способен разрабатывать образовательные программы и методические материалы по различным дисциплинам филологического цикла, а также учебно-методические материалы междисциплинарного характера.
В научно-исследовательской деятельности:
- способен провести научное исследование в области филологии (лингвистики и литературоведения) и других гуманитарных наук с применением полученных теоретических и практических знаний, использованием современных междисциплинарных подходов, категориального аппарата и базовых методологических парадигм гуманитарного знания;
- способен организовать и руководить исследовательской работой научных коллективов, занимающихся лингвистическим, филологическим или междисциплинарным анализом текстов, сбором и классификацией научных сведений, научным комментарием.
В проектной деятельности:
- способен разрабатывать, планировать и реализовывать проекты, связанные с распространением и популяризацией филологических знаний;
Выпускник образовательной программы способен управлять учебным процессом, организовать и руководить исследовательской работой трудовых коллективов в области филологии и междисциплинарных гуманитарных исследований в системе среднего, среднего специального образования и высшего образования.
Перечень профессиональных компетенций:
- ПК-1 Способен провести научное исследование с использованием современных междисциплинарных подходов, категориального аппарата и базовых методологических парадигм гуманитарного знания.
- ПК-2 Способен проводить учебные занятия и внеклассную работу по филологическим дисциплинам в образовательных организациях общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного образования, используя современные методики обучения.
- ПК-3 Способен разрабатывать образовательные программы и методические материалы по различным дисциплинам филологического цикла, а также учебно-методические материалы междисциплинарного характера.
- ПК-4 Способен совершенствовать литературное мастерство, ориентируясь на образцы российской и зарубежной литературы, создавать оригинальные художественные и научно-популярные тексты.
- ПК-5 Способен осуществлять поиск и отбор произведений для публикации в зависимости от типа издания и издательской стратегии.
- ПК-6 Способен осуществлять письменный перевод текстов различных типов (в том числе художественных произведений) и сопроводить их необходимым переводческим комментарием.
- ПК-7 Способен проводить переводческое сопровождение научных и других мероприятий в гуманитарной сфере.
- ПК-8 Способен дать профессиональную оценку различным концепциям и проектам, связанным с профильным филологическим образованием.
- ПК-9 Способен разрабатывать, планировать и реализовывать проекты, связанные с распространением и популяризацией филологических знаний.
- ПК-10 Способен обеспечить работу различных проектов в сфере образования, книгоиздания, медиа, культурного менеджмента и межкультурной коммуникации.
- ПК-11 Способен разработать концепцию, осуществить подготовку, проведение и организационное сопровождение научных и культурных мероприятий, в том числе международного характера.
- ПК-12 Способен организовать и руководить исследовательской работой научных коллективов в области филологии и междисциплинарных гуманитарных исследований.
Дисциплины направления включают «Методы филологических исследований» и «Филология в современном гуманитарном знании», знакомящие студентов с основными методами и проблемами, категориальным аппаратом, современной филологии и шире гуманитарных наук, приемами разноаспектного анализа текста.
Цикл дисциплин программы ориентирован прежде всего на развитие умений и навыков, связанных с преподаванием русского языка и литературы в школе, причем предлагается обзор различных средства анализа текста: «Техники анализа и интерпретации в различных школах литературоведения. Понятие о литературном каноне». Характеристика русской литературы в связи с традицией представляется в рамках дисциплин «Русская словесность на фоне европейской» и «Философия европейской драмы», предлагаются основные приемы современной педагогики в рамках дисциплин «Герменевтические аспекты методики преподавания литературы», студенты получают знания для контекстуального анализа текстов и явлений в курсах дисциплин «Литературная жизнь XIX-XX веков в мемуарах» и «Литература и политическая и социальная история», в тесной связи с исследованием языка для анализа произведения предлагается дисциплина «Языковые компетенции в курсе школьной словесности», теоретическим и практическим навыкам писания и собственных исследований и методических разработок посвящена дисциплина «Практикум по логике и стилистике научной работы».
Кроме того, студентам предлагаются курсы преподавания древних языков в школе, курс истории русского языка, курсы связанные предметно с преподаванием русского языка в школе.
Практической отработке навыков и умений на основе полученных в вышеперечисленных курсах знаний посвящены научно-исследовательская и проектная практика.
2024/2025 Academic year
Contemporary Philology in Literary Instruction and Russian Language at Secondary Schools
- КОР-1 Успешно производит поиск научной информации на русском языке, а также языке специальности по исследуемому вопросу, владеет различными методами ее сбора и обработки.
- КОР-2 Продуктивно использует общегуманитарные методы исследования, корректно избирает специфические методы применительно к анализируемому явлению.
- КОР-3 Грамотно, в соответствии со стандартами, оформляет результаты проведенного анализа в соответствии с представлениями о современном исследовании гуманитарного профиля.
- КОР-4 Разрабатывает собственные курсы на русском и английском языках по гуманитарным отраслям избранного профиля, владеет всей полнотой информации о процессе реализации дисциплины в высшем учебном заведении.
- КОР-5 Успешно внедряет результаты своего исследования как в практическом плане (преподавании), так и в теоретическом (написание статей, методических пособий и др.).
Выпускники программы готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов: педагогический, научно-исследовательский, проектный и организационно-управленческий.
В педагогической деятельности выпускник программы:
- способен проводить учебные занятия и внеклассную работу по филологическим дисциплинам (русскому языку, иностранным языкам и литературе) в образовательных организациях общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного образования, включая интерактивные занятия с применением информационно-коммуникационных технологий;
- способен разрабатывать образовательные программы и методические материалы по различным дисциплинам филологического цикла, а также учебно-методические материалы междисциплинарного характера.
В научно-исследовательской деятельности:
- способен провести научное исследование в области филологии (лингвистики и литературоведения) и других гуманитарных наук с применением полученных теоретических и практических знаний, использованием современных междисциплинарных подходов, категориального аппарата и базовых методологических парадигм гуманитарного знания;
- способен организовать и руководить исследовательской работой научных коллективов, занимающихся лингвистическим, филологическим или междисциплинарным анализом текстов, сбором и классификацией научных сведений, научным комментарием.
В проектной деятельности:
- способен разрабатывать, планировать и реализовывать проекты, связанные с распространением и популяризацией филологических знаний;
Выпускник образовательной программы способен управлять учебным процессом, организовать и руководить исследовательской работой трудовых коллективов в области филологии и междисциплинарных гуманитарных исследований в системе среднего, среднего специального образования и высшего образования.
Перечень профессиональных компетенций:
- ПК-1 Способен провести научное исследование с использованием современных междисциплинарных подходов, категориального аппарата и базовых методологических парадигм гуманитарного знания.
- ПК-2 Способен проводить учебные занятия и внеклассную работу по филологическим дисциплинам в образовательных организациях общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного образования, используя современные методики обучения.
- ПК-3 Способен разрабатывать образовательные программы и методические материалы по различным дисциплинам филологического цикла, а также учебно-методические материалы междисциплинарного характера.
- ПК-4 Способен совершенствовать литературное мастерство, ориентируясь на образцы российской и зарубежной литературы, создавать оригинальные художественные и научно-популярные тексты.
- ПК-5 Способен осуществлять поиск и отбор произведений для публикации в зависимости от типа издания и издательской стратегии.
- ПК-6 Способен осуществлять письменный перевод текстов различных типов (в том числе художественных произведений) и сопроводить их необходимым переводческим комментарием.
- ПК-7 Способен проводить переводческое сопровождение научных и других мероприятий в гуманитарной сфере.
- ПК-8 Способен дать профессиональную оценку различным концепциям и проектам, связанным с профильным филологическим образованием.
- ПК-9 Способен разрабатывать, планировать и реализовывать проекты, связанные с распространением и популяризацией филологических знаний.
- ПК-10 Способен обеспечить работу различных проектов в сфере образования, книгоиздания, медиа, культурного менеджмента и межкультурной коммуникации.
- ПК-11 Способен разработать концепцию, осуществить подготовку, проведение и организационное сопровождение научных и культурных мероприятий, в том числе международного характера.
- ПК-12 Способен организовать и руководить исследовательской работой научных коллективов в области филологии и междисциплинарных гуманитарных исследований.
Дисциплины направления включают «Методы филологических исследований» и «Филология в современном гуманитарном знании», знакомящие студентов с основными методами и проблемами, категориальным аппаратом, современной филологии и шире гуманитарных наук, приемами разноаспектного анализа текста.
Цикл дисциплин программы ориентирован прежде всего на развитие умений и навыков, связанных с преподаванием русского языка и литературы в школе, причем предлагается обзор различных средства анализа текста: «Техники анализа и интерпретации в различных школах литературоведения. Понятие о литературном каноне». Характеристика русской литературы в связи с традицией представляется в рамках дисциплин «Русская словесность на фоне европейской» и «Философия европейской драмы», предлагаются основные приемы современной педагогики в рамках дисциплин «Герменевтические аспекты методики преподавания литературы», студенты получают знания для контекстуального анализа текстов и явлений в курсах дисциплин «Литературная жизнь XIX-XX веков в мемуарах» и «Литература и политическая и социальная история», в тесной связи с исследованием языка для анализа произведения предлагается дисциплина «Языковые компетенции в курсе школьной словесности», теоретическим и практическим навыкам писания и собственных исследований и методических разработок посвящена дисциплина «Практикум по логике и стилистике научной работы».
Кроме того, студентам предлагаются курсы преподавания древних языков в школе, курс истории русского языка, курсы связанные предметно с преподаванием русского языка в школе.
Практической отработке навыков и умений на основе полученных в вышеперечисленных курсах знаний посвящены научно-исследовательская и проектная практика.
2023/2024 Academic year
Contemporary Philology in Literary Instruction and Russian Language at Secondary Schools
- КОР-1 Успешно производит поиск научной информации на русском языке, а также языке специальности по исследуемому вопросу, владеет различными методами ее сбора и обработки.
- КОР-2 Продуктивно использует общегуманитарные методы исследования, корректно избирает специфические методы применительно к анализируемому явлению.
- КОР-3 Грамотно, в соответствии со стандартами, оформляет результаты проведенного анализа в соответствии с представлениями о современном исследовании гуманитарного профиля.
- КОР-4 Разрабатывает собственные курсы на русском и английском языках по гуманитарным отраслям избранного профиля, владеет всей полнотой информации о процессе реализации дисциплины в высшем учебном заведении.
- КОР-5 Успешно внедряет результаты своего исследования как в практическом плане (преподавании), так и в теоретическом (написание статей, методических пособий и др.).
Выпускники программы готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов: педагогический, научно-исследовательский, проектный и организационно-управленческий.
В педагогической деятельности выпускник программы:
- способен проводить учебные занятия и внеклассную работу по филологическим дисциплинам (русскому языку, иностранным языкам и литературе) в образовательных организациях общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного образования, включая интерактивные занятия с применением информационно-коммуникационных технологий;
- способен разрабатывать образовательные программы и методические материалы по различным дисциплинам филологического цикла, а также учебно-методические материалы междисциплинарного характера.
В научно-исследовательской деятельности:
- способен провести научное исследование в области филологии (лингвистики и литературоведения) и других гуманитарных наук с применением полученных теоретических и практических знаний, использованием современных междисциплинарных подходов, категориального аппарата и базовых методологических парадигм гуманитарного знания;
- способен организовать и руководить исследовательской работой научных коллективов, занимающихся лингвистическим, филологическим или междисциплинарным анализом текстов, сбором и классификацией научных сведений, научным комментарием.
В проектной деятельности:
- способен разрабатывать, планировать и реализовывать проекты, связанные с распространением и популяризацией филологических знаний;
Выпускник образовательной программы способен управлять учебным процессом, организовать и руководить исследовательской работой трудовых коллективов в области филологии и междисциплинарных гуманитарных исследований в системе среднего, среднего специального образования и высшего образования.
Перечень профессиональных компетенций:
- ПК-1 Способен провести научное исследование с использованием современных междисциплинарных подходов, категориального аппарата и базовых методологических парадигм гуманитарного знания.
- ПК-2 Способен проводить учебные занятия и внеклассную работу по филологическим дисциплинам в образовательных организациях общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного образования, используя современные методики обучения.
- ПК-3 Способен разрабатывать образовательные программы и методические материалы по различным дисциплинам филологического цикла, а также учебно-методические материалы междисциплинарного характера.
- ПК-4 Способен совершенствовать литературное мастерство, ориентируясь на образцы российской и зарубежной литературы, создавать оригинальные художественные и научно-популярные тексты.
- ПК-5 Способен осуществлять поиск и отбор произведений для публикации в зависимости от типа издания и издательской стратегии.
- ПК-6 Способен осуществлять письменный перевод текстов различных типов (в том числе художественных произведений) и сопроводить их необходимым переводческим комментарием.
- ПК-7 Способен проводить переводческое сопровождение научных и других мероприятий в гуманитарной сфере.
- ПК-8 Способен дать профессиональную оценку различным концепциям и проектам, связанным с профильным филологическим образованием.
- ПК-9 Способен разрабатывать, планировать и реализовывать проекты, связанные с распространением и популяризацией филологических знаний.
- ПК-10 Способен обеспечить работу различных проектов в сфере образования, книгоиздания, медиа, культурного менеджмента и межкультурной коммуникации.
- ПК-11 Способен разработать концепцию, осуществить подготовку, проведение и организационное сопровождение научных и культурных мероприятий, в том числе международного характера.
- ПК-12 Способен организовать и руководить исследовательской работой научных коллективов в области филологии и междисциплинарных гуманитарных исследований.
Дисциплины направления включают «Методы филологических исследований» и «Филология в современном гуманитарном знании», знакомящие студентов с основными методами и проблемами, категориальным аппаратом, современной филологии и шире гуманитарных наук, приемами разноаспектного анализа текста.
Цикл дисциплин программы ориентирован прежде всего на развитие умений и навыков, связанных с преподаванием русского языка и литературы в школе, причем предлагается обзор различных средства анализа текста: «Техники анализа и интерпретации в различных школах литературоведения. Понятие о литературном каноне». Характеристика русской литературы в связи с традицией представляется в рамках дисциплин «Русская словесность на фоне европейской» и «Философия европейской драмы», предлагаются основные приемы современной педагогики в рамках дисциплин «Герменевтические аспекты методики преподавания литературы», студенты получают знания для контекстуального анализа текстов и явлений в курсах дисциплин «Литературная жизнь XIX-XX веков в мемуарах» и «Литература и политическая и социальная история», в тесной связи с исследованием языка для анализа произведения предлагается дисциплина «Языковые компетенции в курсе школьной словесности», теоретическим и практическим навыкам писания и собственных исследований и методических разработок посвящена дисциплина «Практикум по логике и стилистике научной работы».
Кроме того, студентам предлагаются курсы преподавания древних языков в школе, курс истории русского языка, курсы связанные предметно с преподаванием русского языка в школе.
Практической отработке навыков и умений на основе полученных в вышеперечисленных курсах знаний посвящены научно-исследовательская и проектная практика.
Магистерская программа «Современная филология в преподавании русского языка и литературы школе» ориентирована прежде всего на преподающих в школе учителей, а также на преподавателей подготовительных курсов, репетиторов, готовящих к сдаче ЕГЭ или олимпиадам различного уровня.
Главным преимуществом программы является то, что магистратура готовит учителя-исследователя. Выпускник оказывается подготовлен к педагогической практике на основе владения современными подходами к литературе, анализу текста произведения, литературного процесса, знакомится с современным уровнем знаний о языке. Все эти знания и навыки могут применяться, в частности, и в исследовательской практике и при создании учебников, методических пособий и разработок. Студенты приобретают знания, навыки и умения в разных областях современного филологического знания, которые могут быть использованы, в первую очередь, в собственной педагогической практике: от анализа текста (литературоведческого и языкового) и представления законов русского языка, и языка конкретного писателя, эволюции языка и литературного движения на уроках, при подготовке к сдаче экзаменов и к олимпиадам различного уровня, в руководстве проектной деятельностью школьников и в разработке учебных программ.
Приобретаемые знания, навыки и умения дают возможность вести самостоятельно и в коллективе исследовательскую работу, которая необходима преподавателю и для разработки новых подходов к преподаванию, и для подготовки к олимпиадам и конкурсам, и для руководства проектами. Занятия в магистратуре ведут университетские преподаватели и учителя-практики с большим опытом работы. Программа осуществляется в очнозаочной форме – за два года проводятся три очные сессии по две недели, в остальное время студенты работают самостоятельно и высылают свои задания преподавателям. Выпускная квалификационная работа защищается через в середине третьего учебного года обучения (в конце февраля). Поступление на программу осуществляется на основе портфолио.
This degree programme of HSE University is adapted for students with special educational needs (SEN) and disabilities. Special assistive technology and teaching aids are used for collective and individual learning of students with SEN and disabilities. The specific adaptive features of the programme are listed in each subject's full syllabus and are available to students through the online Learning Management System.
All documents of the degree programme are stored electronically on this website. Curricula, calendar plans, and syllabi are developed and approved electronically in corporate information systems. Their current versions are automatically published on the website of the degree programme. Up-to-date teaching and learning guides, assessment tools, and other relevant documents are stored on the website of the degree programme in accordance with the local regulatory acts of HSE University.
I hereby confirm that the degree programme documents posted on this website are fully up-to-date.
Vice Rector Sergey Yu. Roshchin
