Паспорт образовательной программы
45.04.01 Филология
Нет
2 года 6 месяцев
Очно-заочная форма обучения, 120 з.е.
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистр
Нет
С применением
2025/2026 учебный год
Современная филология в преподавании русского языка и литературы в школе
- КОР-1 Успешно производит поиск научной информации на русском языке, а также языке специальности по исследуемому вопросу, владеет различными методами ее сбора и обработки.
- КОР-2 Продуктивно использует общегуманитарные методы исследования, корректно избирает специфические методы применительно к анализируемому явлению.
- КОР-3 Грамотно, в соответствии со стандартами, оформляет результаты проведенного анализа в соответствии с представлениями о современном исследовании гуманитарного профиля.
- КОР-4 Разрабатывает собственные курсы на русском и английском языках по гуманитарным отраслям избранного профиля, владеет всей полнотой информации о процессе реализации дисциплины в высшем учебном заведении.
- КОР-5 Успешно внедряет результаты своего исследования как в практическом плане (преподавании), так и в теоретическом (написание статей, методических пособий и др.).
Выпускники программы готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов: педагогический, научно-исследовательский, проектный и организационно-управленческий.
В педагогической деятельности выпускник программы:
- способен проводить учебные занятия и внеклассную работу по филологическим дисциплинам (русскому языку, иностранным языкам и литературе) в образовательных организациях общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного образования, включая интерактивные занятия с применением информационно-коммуникационных технологий;
- способен разрабатывать образовательные программы и методические материалы по различным дисциплинам филологического цикла, а также учебно-методические материалы междисциплинарного характера.
В научно-исследовательской деятельности:
- способен провести научное исследование в области филологии (лингвистики и литературоведения) и других гуманитарных наук с применением полученных теоретических и практических знаний, использованием современных междисциплинарных подходов, категориального аппарата и базовых методологических парадигм гуманитарного знания;
- способен организовать и руководить исследовательской работой научных коллективов, занимающихся лингвистическим, филологическим или междисциплинарным анализом текстов, сбором и классификацией научных сведений, научным комментарием.
В проектной деятельности:
- способен разрабатывать, планировать и реализовывать проекты, связанные с распространением и популяризацией филологических знаний;
Выпускник образовательной программы способен управлять учебным процессом, организовать и руководить исследовательской работой трудовых коллективов в области филологии и междисциплинарных гуманитарных исследований в системе среднего, среднего специального образования и высшего образования.
Перечень профессиональных компетенций:
- ПК-1 Способен провести научное исследование с использованием современных междисциплинарных подходов, категориального аппарата и базовых методологических парадигм гуманитарного знания.
- ПК-2 Способен проводить учебные занятия и внеклассную работу по филологическим дисциплинам в образовательных организациях общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного образования, используя современные методики обучения.
- ПК-3 Способен разрабатывать образовательные программы и методические материалы по различным дисциплинам филологического цикла, а также учебно-методические материалы междисциплинарного характера.
- ПК-4 Способен совершенствовать литературное мастерство, ориентируясь на образцы российской и зарубежной литературы, создавать оригинальные художественные и научно-популярные тексты.
- ПК-5 Способен осуществлять поиск и отбор произведений для публикации в зависимости от типа издания и издательской стратегии.
- ПК-6 Способен осуществлять письменный перевод текстов различных типов (в том числе художественных произведений) и сопроводить их необходимым переводческим комментарием.
- ПК-7 Способен проводить переводческое сопровождение научных и других мероприятий в гуманитарной сфере.
- ПК-8 Способен дать профессиональную оценку различным концепциям и проектам, связанным с профильным филологическим образованием.
- ПК-9 Способен разрабатывать, планировать и реализовывать проекты, связанные с распространением и популяризацией филологических знаний.
- ПК-10 Способен обеспечить работу различных проектов в сфере образования, книгоиздания, медиа, культурного менеджмента и межкультурной коммуникации.
- ПК-11 Способен разработать концепцию, осуществить подготовку, проведение и организационное сопровождение научных и культурных мероприятий, в том числе международного характера.
- ПК-12 Способен организовать и руководить исследовательской работой научных коллективов в области филологии и междисциплинарных гуманитарных исследований.
Дисциплины направления включают «Методы филологических исследований» и «Филология в современном гуманитарном знании», знакомящие студентов с основными методами и проблемами, категориальным аппаратом, современной филологии и шире гуманитарных наук, приемами разноаспектного анализа текста.
Цикл дисциплин программы ориентирован прежде всего на развитие умений и навыков, связанных с преподаванием русского языка и литературы в школе, причем предлагается обзор различных средства анализа текста: «Техники анализа и интерпретации в различных школах литературоведения. Понятие о литературном каноне». Характеристика русской литературы в связи с традицией представляется в рамках дисциплин «Русская словесность на фоне европейской» и «Философия европейской драмы», предлагаются основные приемы современной педагогики в рамках дисциплин «Герменевтические аспекты методики преподавания литературы», студенты получают знания для контекстуального анализа текстов и явлений в курсах дисциплин «Литературная жизнь XIX-XX веков в мемуарах» и «Литература и политическая и социальная история», в тесной связи с исследованием языка для анализа произведения предлагается дисциплина «Языковые компетенции в курсе школьной словесности», теоретическим и практическим навыкам писания и собственных исследований и методических разработок посвящена дисциплина «Практикум по логике и стилистике научной работы».
Кроме того, студентам предлагаются курсы преподавания древних языков в школе, курс истории русского языка, курсы связанные предметно с преподаванием русского языка в школе.
Практической отработке навыков и умений на основе полученных в вышеперечисленных курсах знаний посвящены научно-исследовательская и проектная практика.
2024/2025 учебный год
Современная филология в преподавании русского языка и литературы в школе
- КОР-1 Успешно производит поиск научной информации на русском языке, а также языке специальности по исследуемому вопросу, владеет различными методами ее сбора и обработки.
- КОР-2 Продуктивно использует общегуманитарные методы исследования, корректно избирает специфические методы применительно к анализируемому явлению.
- КОР-3 Грамотно, в соответствии со стандартами, оформляет результаты проведенного анализа в соответствии с представлениями о современном исследовании гуманитарного профиля.
- КОР-4 Разрабатывает собственные курсы на русском и английском языках по гуманитарным отраслям избранного профиля, владеет всей полнотой информации о процессе реализации дисциплины в высшем учебном заведении.
- КОР-5 Успешно внедряет результаты своего исследования как в практическом плане (преподавании), так и в теоретическом (написание статей, методических пособий и др.).
Выпускники программы готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов: педагогический, научно-исследовательский, проектный и организационно-управленческий.
В педагогической деятельности выпускник программы:
- способен проводить учебные занятия и внеклассную работу по филологическим дисциплинам (русскому языку, иностранным языкам и литературе) в образовательных организациях общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного образования, включая интерактивные занятия с применением информационно-коммуникационных технологий;
- способен разрабатывать образовательные программы и методические материалы по различным дисциплинам филологического цикла, а также учебно-методические материалы междисциплинарного характера.
В научно-исследовательской деятельности:
- способен провести научное исследование в области филологии (лингвистики и литературоведения) и других гуманитарных наук с применением полученных теоретических и практических знаний, использованием современных междисциплинарных подходов, категориального аппарата и базовых методологических парадигм гуманитарного знания;
- способен организовать и руководить исследовательской работой научных коллективов, занимающихся лингвистическим, филологическим или междисциплинарным анализом текстов, сбором и классификацией научных сведений, научным комментарием.
В проектной деятельности:
- способен разрабатывать, планировать и реализовывать проекты, связанные с распространением и популяризацией филологических знаний;
Выпускник образовательной программы способен управлять учебным процессом, организовать и руководить исследовательской работой трудовых коллективов в области филологии и междисциплинарных гуманитарных исследований в системе среднего, среднего специального образования и высшего образования.
Перечень профессиональных компетенций:
- ПК-1 Способен провести научное исследование с использованием современных междисциплинарных подходов, категориального аппарата и базовых методологических парадигм гуманитарного знания.
- ПК-2 Способен проводить учебные занятия и внеклассную работу по филологическим дисциплинам в образовательных организациях общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного образования, используя современные методики обучения.
- ПК-3 Способен разрабатывать образовательные программы и методические материалы по различным дисциплинам филологического цикла, а также учебно-методические материалы междисциплинарного характера.
- ПК-4 Способен совершенствовать литературное мастерство, ориентируясь на образцы российской и зарубежной литературы, создавать оригинальные художественные и научно-популярные тексты.
- ПК-5 Способен осуществлять поиск и отбор произведений для публикации в зависимости от типа издания и издательской стратегии.
- ПК-6 Способен осуществлять письменный перевод текстов различных типов (в том числе художественных произведений) и сопроводить их необходимым переводческим комментарием.
- ПК-7 Способен проводить переводческое сопровождение научных и других мероприятий в гуманитарной сфере.
- ПК-8 Способен дать профессиональную оценку различным концепциям и проектам, связанным с профильным филологическим образованием.
- ПК-9 Способен разрабатывать, планировать и реализовывать проекты, связанные с распространением и популяризацией филологических знаний.
- ПК-10 Способен обеспечить работу различных проектов в сфере образования, книгоиздания, медиа, культурного менеджмента и межкультурной коммуникации.
- ПК-11 Способен разработать концепцию, осуществить подготовку, проведение и организационное сопровождение научных и культурных мероприятий, в том числе международного характера.
- ПК-12 Способен организовать и руководить исследовательской работой научных коллективов в области филологии и междисциплинарных гуманитарных исследований.
Дисциплины направления включают «Методы филологических исследований» и «Филология в современном гуманитарном знании», знакомящие студентов с основными методами и проблемами, категориальным аппаратом, современной филологии и шире гуманитарных наук, приемами разноаспектного анализа текста.
Цикл дисциплин программы ориентирован прежде всего на развитие умений и навыков, связанных с преподаванием русского языка и литературы в школе, причем предлагается обзор различных средства анализа текста: «Техники анализа и интерпретации в различных школах литературоведения. Понятие о литературном каноне». Характеристика русской литературы в связи с традицией представляется в рамках дисциплин «Русская словесность на фоне европейской» и «Философия европейской драмы», предлагаются основные приемы современной педагогики в рамках дисциплин «Герменевтические аспекты методики преподавания литературы», студенты получают знания для контекстуального анализа текстов и явлений в курсах дисциплин «Литературная жизнь XIX-XX веков в мемуарах» и «Литература и политическая и социальная история», в тесной связи с исследованием языка для анализа произведения предлагается дисциплина «Языковые компетенции в курсе школьной словесности», теоретическим и практическим навыкам писания и собственных исследований и методических разработок посвящена дисциплина «Практикум по логике и стилистике научной работы».
Кроме того, студентам предлагаются курсы преподавания древних языков в школе, курс истории русского языка, курсы связанные предметно с преподаванием русского языка в школе.
Практической отработке навыков и умений на основе полученных в вышеперечисленных курсах знаний посвящены научно-исследовательская и проектная практика.
2023/2024 учебный год
Современная филология в преподавании русского языка и литературы в школе
- КОР-1 Успешно производит поиск научной информации на русском языке, а также языке специальности по исследуемому вопросу, владеет различными методами ее сбора и обработки.
- КОР-2 Продуктивно использует общегуманитарные методы исследования, корректно избирает специфические методы применительно к анализируемому явлению.
- КОР-3 Грамотно, в соответствии со стандартами, оформляет результаты проведенного анализа в соответствии с представлениями о современном исследовании гуманитарного профиля.
- КОР-4 Разрабатывает собственные курсы на русском и английском языках по гуманитарным отраслям избранного профиля, владеет всей полнотой информации о процессе реализации дисциплины в высшем учебном заведении.
- КОР-5 Успешно внедряет результаты своего исследования как в практическом плане (преподавании), так и в теоретическом (написание статей, методических пособий и др.).
Выпускники программы готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов: педагогический, научно-исследовательский, проектный и организационно-управленческий.
В педагогической деятельности выпускник программы:
- способен проводить учебные занятия и внеклассную работу по филологическим дисциплинам (русскому языку, иностранным языкам и литературе) в образовательных организациях общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного образования, включая интерактивные занятия с применением информационно-коммуникационных технологий;
- способен разрабатывать образовательные программы и методические материалы по различным дисциплинам филологического цикла, а также учебно-методические материалы междисциплинарного характера.
В научно-исследовательской деятельности:
- способен провести научное исследование в области филологии (лингвистики и литературоведения) и других гуманитарных наук с применением полученных теоретических и практических знаний, использованием современных междисциплинарных подходов, категориального аппарата и базовых методологических парадигм гуманитарного знания;
- способен организовать и руководить исследовательской работой научных коллективов, занимающихся лингвистическим, филологическим или междисциплинарным анализом текстов, сбором и классификацией научных сведений, научным комментарием.
В проектной деятельности:
- способен разрабатывать, планировать и реализовывать проекты, связанные с распространением и популяризацией филологических знаний;
Выпускник образовательной программы способен управлять учебным процессом, организовать и руководить исследовательской работой трудовых коллективов в области филологии и междисциплинарных гуманитарных исследований в системе среднего, среднего специального образования и высшего образования.
Перечень профессиональных компетенций:
- ПК-1 Способен провести научное исследование с использованием современных междисциплинарных подходов, категориального аппарата и базовых методологических парадигм гуманитарного знания.
- ПК-2 Способен проводить учебные занятия и внеклассную работу по филологическим дисциплинам в образовательных организациях общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного образования, используя современные методики обучения.
- ПК-3 Способен разрабатывать образовательные программы и методические материалы по различным дисциплинам филологического цикла, а также учебно-методические материалы междисциплинарного характера.
- ПК-4 Способен совершенствовать литературное мастерство, ориентируясь на образцы российской и зарубежной литературы, создавать оригинальные художественные и научно-популярные тексты.
- ПК-5 Способен осуществлять поиск и отбор произведений для публикации в зависимости от типа издания и издательской стратегии.
- ПК-6 Способен осуществлять письменный перевод текстов различных типов (в том числе художественных произведений) и сопроводить их необходимым переводческим комментарием.
- ПК-7 Способен проводить переводческое сопровождение научных и других мероприятий в гуманитарной сфере.
- ПК-8 Способен дать профессиональную оценку различным концепциям и проектам, связанным с профильным филологическим образованием.
- ПК-9 Способен разрабатывать, планировать и реализовывать проекты, связанные с распространением и популяризацией филологических знаний.
- ПК-10 Способен обеспечить работу различных проектов в сфере образования, книгоиздания, медиа, культурного менеджмента и межкультурной коммуникации.
- ПК-11 Способен разработать концепцию, осуществить подготовку, проведение и организационное сопровождение научных и культурных мероприятий, в том числе международного характера.
- ПК-12 Способен организовать и руководить исследовательской работой научных коллективов в области филологии и междисциплинарных гуманитарных исследований.
Дисциплины направления включают «Методы филологических исследований» и «Филология в современном гуманитарном знании», знакомящие студентов с основными методами и проблемами, категориальным аппаратом, современной филологии и шире гуманитарных наук, приемами разноаспектного анализа текста.
Цикл дисциплин программы ориентирован прежде всего на развитие умений и навыков, связанных с преподаванием русского языка и литературы в школе, причем предлагается обзор различных средства анализа текста: «Техники анализа и интерпретации в различных школах литературоведения. Понятие о литературном каноне». Характеристика русской литературы в связи с традицией представляется в рамках дисциплин «Русская словесность на фоне европейской» и «Философия европейской драмы», предлагаются основные приемы современной педагогики в рамках дисциплин «Герменевтические аспекты методики преподавания литературы», студенты получают знания для контекстуального анализа текстов и явлений в курсах дисциплин «Литературная жизнь XIX-XX веков в мемуарах» и «Литература и политическая и социальная история», в тесной связи с исследованием языка для анализа произведения предлагается дисциплина «Языковые компетенции в курсе школьной словесности», теоретическим и практическим навыкам писания и собственных исследований и методических разработок посвящена дисциплина «Практикум по логике и стилистике научной работы».
Кроме того, студентам предлагаются курсы преподавания древних языков в школе, курс истории русского языка, курсы связанные предметно с преподаванием русского языка в школе.
Практической отработке навыков и умений на основе полученных в вышеперечисленных курсах знаний посвящены научно-исследовательская и проектная практика.
Магистерская программа «Современная филология в преподавании русского языка и литературы школе» ориентирована прежде всего на преподающих в школе учителей, а также на преподавателей подготовительных курсов, репетиторов, готовящих к сдаче ЕГЭ или олимпиадам различного уровня.
Главным преимуществом программы является то, что магистратура готовит учителя-исследователя. Выпускник оказывается подготовлен к педагогической практике на основе владения современными подходами к литературе, анализу текста произведения, литературного процесса, знакомится с современным уровнем знаний о языке. Все эти знания и навыки могут применяться, в частности, и в исследовательской практике и при создании учебников, методических пособий и разработок. Студенты приобретают знания, навыки и умения в разных областях современного филологического знания, которые могут быть использованы, в первую очередь, в собственной педагогической практике: от анализа текста (литературоведческого и языкового) и представления законов русского языка, и языка конкретного писателя, эволюции языка и литературного движения на уроках, при подготовке к сдаче экзаменов и к олимпиадам различного уровня, в руководстве проектной деятельностью школьников и в разработке учебных программ.
Приобретаемые знания, навыки и умения дают возможность вести самостоятельно и в коллективе исследовательскую работу, которая необходима преподавателю и для разработки новых подходов к преподаванию, и для подготовки к олимпиадам и конкурсам, и для руководства проектами. Занятия в магистратуре ведут университетские преподаватели и учителя-практики с большим опытом работы. Программа осуществляется в очнозаочной форме – за два года проводятся три очные сессии по две недели, в остальное время студенты работают самостоятельно и высылают свои задания преподавателям. Выпускная квалификационная работа защищается через в середине третьего учебного года обучения (в конце февраля). Поступление на программу осуществляется на основе портфолио.
Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.
Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.
Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.
Проректор С.Ю. Рощин
