• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Паспорт образовательной программы

Обучение ведется по направлению

45.04.01 Филология

Утверждение программы
Приказ о распределении образовательных программ от 15.07.2014 № 6.18.1-01/1507-07. Приказ о внесении изменений в указанный с утверждением программ - 6.18.1-01/1508-10 от 15.08.2014.
Образовательный стандарт НИУ ВШЭ
Дата обновления паспорта
26.08.2019, протокол № 2
Сетевая форма реализации

Нет

Срок, форма обучения и объем

2 года 6 месяцев

Очно-заочная форма обучения, 120 з.е.

Язык реализации

RUS

Обучение ведётся полностью на русском языке

Квалификация выпускника

Магистр

Программа двух дипломов

Нет

Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

Траектории

2024/2025 учебный год

Современная филология в преподавании русского языка и литературы в школе

Вид: Общая
Язык реализации: Русский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением

2023/2024 учебный год

Современная филология в преподавании русского языка и литературы в школе

Вид: Общая
Язык реализации: Русский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Конкурентные преимущества программы

   Магистерская программа «Современная филология в преподавании литературы школе» ориентирована прежде всего на преподающих в школе учителей, а также на преподавателей подготовительных курсов, репетиторов, готовящих к сдаче ЕГЭ или олимпиадам различного уровня. Главным преимуществом программы является то, что магистратура готовит учителя-исследователя. Выпускник оказывается подготовлен к педагогической практике на основе владения современными подходами к литературе, анализу текста произведения, литературного процесса, которые могут применяться, в частности, и в исследовательской практике и при создании учебников, методических пособий и разработок. Студенты приобретают знания, навыки и умения в разных областях современного филологического знания, которые могут быть использованы, в первую очередь, в собственной педагогической практике:  от анализа текста и представления писателя и литературного движения на уроках, при подготовке к сдаче экзаменов и к олимпиадам различного уровня, в руководстве проектной деятельностью школьников  и в разработке учебных программ. Приобретаемые знания, навыки и умения дают возможность вести самостоятельно и в коллективе исследовательскую работу, которая необходима преподавателю и для разработки новых подходов к преподаванию, и для подготовки к олимпиадам и конкурсам, и для руководства проектами. Занятия в магистратуре ведут университетские преподаватели и учителя-практики с большим опытом работы. Программа осуществляется в очнозаочной форме – за два года проводятся три очные сессии по две недели, в остальное время студенты работают самостоятельно и высылают свои задания преподавателям. Выпускная квалификационная работа защищается через в середине третьего учебного года обучения (в феврале-марте). Поступление на программу осуществляется на основе портфолио.

Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника

   Выпускники программы готовятся к решению задач профессиональной деятельности следующих типов: педагогический, научно-исследовательский, проектный и организационно-управленческий.

             В педагогической деятельности выпускник программы:

− способен проводить учебные занятия и внеклассную работу по филологическим дисциплинам (русскому языку, иностранным языкам и литературе) в образовательных организациях общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного образования, включая интерактивные занятия с применением информационно-коммуникационных технологий

− способен разрабатывать образовательные программы и методические материалы по различным дисциплинам филологического цикла, а также учебно-методические материалы междисциплинарного характера.

             В научно-исследовательской деятельности:

− способен провести научное исследование в области филологии и других гуманитарных наук с применением полученных теоретических и практических знаний,  использованием современных междисциплинарных подходов, категориального аппарата и базовых методологических парадигм гуманитарного знания

- способен организовать и руководить исследовательской работой научных коллективов,  занимающихся филологическим или междисциплинарным анализом текстов, сбором и классификацией научных сведений, научным комментарием.

             В проектной деятельности:

- способен разрабатывать, планировать и реализовывать проекты, связанные с распространением и популяризацией филологических знаний

   Выпускник образовательной программы способен управлять учебным процессом, организовать и руководить исследовательской работой трудовых коллективов в области филологии и междисциплинарных гуманитарных исследований в системе среднего, среднего специального образования и высшего образования

Характеристики образовательных модулей программы

   Дисциплины направления  включают «Методы филологических исследований» и «Филология в современном гуманитарном знании», знакомящие студентов с основными методами и проблемами, категориальным аппаратом, современной филологии и шире гуманитарных наук, приемами разноаспектного анализа текста.

   Цикл дисциплин программы ориентирован прежде всего на развитие умений и навыков, связанных с преподаванием литературы в школе, причем предлагается обзор различных средства анализа текста: Техники анализа и интерпретации в различных школах литературоведения. Понятие о литературном каноне. Характеристика русской литературы в связи с традицией представляется в рамках дисциплин  Русская словесность на фоне европейской и Философия европейской драмы, предлагаются основные приемы современной педагогики в рамках дисциплин Герменевтические аспекты методики преподавания литературы и Коммуникация, образование, технологии,  студенты получают знания для контекстуального анализа текстов и явлений в курсах дисциплин  Литературная жизнь XIX-XX веков в мемуарах  и Литература и политическая и социальная история, в тесной связи с исследованием языка для анализа произведения предлагается дисциплина  Языковые компетенции в курсе школьной словесности, теоретическим и практическим навыкам писания и собственных исследований и методических разработок посвящена дисциплина Практикум по логике и стилистике научной работы.

   Практической отработке навыков и умений  на основе полученных в вышеперечисленных курсах знаний посвящены научно-исследовательская и проектная практика.

Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

Комплект документов образовательной программы

Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.

Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

Проректор С.Ю. Рощин

Паспорт образовательной программы «Современная филология в преподавании русского языка и литературы в школе»

Перейти к содержанию программы