Концепция научно-исследовательского семинара
Концепция научно-исследовательского семинара (DOC, 50 Кб)
Научно-исследовательский семинар призван закрепить у обучающихся в магистратуре приемы и навыки аналитической и экспертной деятельности.
В результате работы в НИС у слушателей должны быть сформированы:
- умение анализировать научные концепции;
- умение видеть и формулировать проблему;
- умение формировать собственную концепцию, находить точную и адекватную форму для ее изложения (как письменную, так и устную), аргументировать ее;
- умение принимать участие в научной дискуссии и вести дискуссию;
- умение организовать поиск, находить необходимые источники, уметь оценить степень их достоверности, извлекать из них необходимую информацию;
- способность применять полученные теоретико-литературные и историко-культурные знания в научно-исследовательской, аналитической и экспертной работе;
- способность занимать научно-исследовательскую и экспертную позицию при обсуждении научных вопросов, учитывать мнение оппонентов, вести научную дискуссию;
- умение готовить научные экспертно-аналитические обзоры, научные статьи и доклады;
- умение грамотно, доступно и ярко презентовать свою работу;
- навыки критического чтения научных и критических публикаций.
Научно-исследовательский семинар проводится в период всего обучения в магистратуре. Время, выделяемое на проведение НИС, делится на аудиторные занятия и самостоятельную работу слушателей.
Занятия семинара посвящаются разнообразным проблемам: формированию словника различного рода словарей, исследованию сквозных понятий, ключевых слов, метафор, сюжетов, особенностей художественного языка эпохи и т.п.
В результате одной из задач семинара становится формирование представления о культурной жизни эпохи как некоей целостности – что реализуется в продукте, ориентированном на просветительско-образовательную деятельность.
Новизна научно-исследовательской части программы «Современная филология в преподавании литературы в школе» заключается в том, что, помимо работы над индивидуальным исследовательским проектом, программа требует от каждого магистранта участия в коллективных исследовательских проектах. Таким образом, в результате работы над коллективным проектом создается конкретный продукт в виде комментариев к произведениям литературы, как рассматриваемых в рамках школьной программы, так и составляющих ближайший литературный и исторический контекст изучаемых авторов, произведений, этапов литературного процесса.
Программа исследовательской работы магистрантов строится поэтапно, а задачи и формы работы НИС на разных этапах обучения отличаются и постепенно усложняются.
НИС первого года обучения предлагает магистранту участие в работе над коллективной проблемной темой по комментированию литературно-художественного текста. Работа в семинаре проходит в форме коллективного «медленного чтения» с последующей дискуссией, анализом, от имманентного до контекстного (историко-культурного и литературного), а также всесторонним комментированием. Результаты этой работы оформляются в виде комментариев к произведениям литературы, главным образом, рассматриваемых в рамках школьной программы. Предметом индивидуальной курсовой работы магистранта является отдельный аспект общей темы.
В ходе такой работы магистранты учатся ставить проблему, выбирать тему исследования, обучаются методике научного поиска и анализу собранного материала. Выполненное научное исследование входит составной частью в окончательный продукт НИС первого года обучения – комментарий к тому или иному художественному тексту (текстам), который, в свою очередь, пополняет Интернет-банк образовательных и просветительских продуктов.
На втором году основными формами обучения являются:
- индивидуальная работа научных руководителей со слушателями по темам магистерских диссертаций;
- обсуждение индивидуальных исследовательских проектов на семинарах;
- соотнесение в ходе обсуждений результатов тех индивидуальных проектов, которые включены в коллективную проблемную тему НИС.
В ходе работы НИС второго года магистрант выполняет научное исследование, в котором реализуются знания и навыки, полученные в процессе обучения. Предполагается анализ и интерпретация художественного текста и рассмотрение его:
- в ряду иных прочтений, принадлежащих современникам, критикам и исследователям;
- на фоне социальной и политической истории;
- в ряду других искусств;
- в контексте философии;
- в контексте западноевропейской литературы.
Магистерская работа за весь курс обучения может представлять собой:
- традиционное филологическое проблемное исследование (индивидуальный исследовательский проект);
- многоаспектный комментарий к тексту художественного произведения (коллективный исследовательский проект);
- очерк, посвященный кругу культурных понятий в конкретном историческом промежутке, строящийся в частности как несколько связанных словарных статей («ГНЕЗД»), позволяющих точнее и глубже понимать художественные тексты, в которых используются эти понятия (напр., такие понятия, как «уплотнение», «коммунальная квартира», «ответственный квартиросъемщик», «управдом», «бывшие люди», «метраж» и др., необходимые для понимания текстов Мандельштама, Маяковского, Ахматовой, Зощенко и др.) (коллективный исследовательский проект).