• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Выпускники

Наши выпускники

Татьяна Эдуардовна Заворотная

выпускник 2017 г.
учитель русского языка и литературы г. Нижний Новгород, МБОУ "Школа № 24"

 

 Ключом ко всякой науке

является вопросительный знак
Оноре де Бальзак
 
Учитель должен научить ребенка
учиться самостоятельно.
Как он это сделает,
не учась сам каждый день?
Лев Львович Любимов 

С чего всё началось…

28 августа 2014 года… Нашу школу посетили доктор экономических наук, профессор, один из создателей Высшей школы экономики Лев Львович Любимов  и директор ВШЭ Нижний Новгород, доктор филологических наук Валерий Григорьевич Зусман.



Главное, что запомнилось: «Учитель обязан учиться сам». Вроде бы всё просто, всё известно, но через две недели ко мне подошла директор нашей школы Моисеева Елена Борисовна и рассказала о программе для учителей «Филологическая герменевтика школьной словесности»… Я подала документы в магистратуру ВШЭ в Москву.

«Первый» учитель…

Константин Михайлович Поливанов – руководитель магистерской программы «Филологическая герменевтика школьной словесности»… и первая лекция о Белинском…

Ценность лекций – во внимании к подробностям и деталям в биографиях,  мемуарах,  критических статьях и в самих произведениях… Через детали – всегда целостное изложение концепции конкретного произведения конкретного автора… А из нескольких произведений – мировоззрение писателя.

Каждое занятие – внимательное рассмотрение деталей-пазлов, выстраиваемых из небольших фрагментов в целостную картину.

И всегда – диалог с учениками, открытость, искренность и доверие…

Любимые лекции – о работах известных литературоведов и критиков (Ю. Лотмана, М. Гаспарова, И. Анненского, и др.),  «Музыка первой мировой» «Пахнет гарью…» и, конечно, всё о Б. Пастернаке…

Больше, чем учитель…

Евгения Семёновна Абелюк стала самым близким мне педагогом, руководителем курсовой работы и магистерской диссертации. Душевность, теплота, понимание, высшая человечность, безграничное желание отдавать себя и свой интеллектуальный труд, даже не опубликованный… Евгения Семёновна научила верить в себя, обозначила и обосновала теоретически то, что до этого делалось осторожно-интуитивно (визуальный комментарий; право на собственную интерпретацию текста с опорой на лингвистический, историко-культурный, библиографический, текстологический комментарий; работа с концептами…)

А любимые занятия-практикумы –  «Комментарий к поэме Анны Ахматовой «Реквием», «Шкаф» В. Пьецуха,  «Скрипка Ротшильда» А.П. Чехова, анализ олимпиадных заданий («Сказочка» О. Седаковой, «Poetica – more geometric» Е. Шварц, «Жизнь, жизнь» А. Тарковского и др.)

Преподаватели, о которых вспоминаю с благодарностью…

Юлия Михайловна Кувшинская – учитель, с которым ощущаю духовное родство. Женственность, глубина мысли, духовность, благородство… Под её руководством была написана одна из моих любимых контрольных работ «Аскетический идеал русских духовных стихов».

Михаил Игоревич Свердлов– мой любимый лектор. Достоевский рядом с Диккенсом (Достоевский, как и Диккенс, – апологет, доказывающий бытие Бога (от обратного: если нет веры, то – крах); в основе романов – вера, молитва). Удивительные схемы «Капитанской дочки» Пушкина: чести и бесчестия, частной жизни и истории… Тема милости – привилегии царей…Неожиданный ракурс «Мертвых душ» Гоголя…

Елена Наумовна Пенская. Открытость, внимательность, уважение к ученику…  «Живые» уроки в театре. Настоящим потрясением стало посещение Электротеатра Станиславского и просмотр первой части спектакля «Стойкий принцип» Б. Юхнанова, в основе которой пьеса  испанского драматурга XVII века Педро Кальдерона «Стойкий принц»… И, конечно, запомнилась лекция о «Лягушках» Аристофана…

Сергей Владимирович Волков – мастер неожиданных (нестандартных) ситуаций включения в урок (роза сорта «Пушкин», «Транстрёмер»…) Но за кажущейся игровой лёгкостью – глубочайший и вдумчивый анализ (Тумас Транстрёмер «Романские арки», А. Кушнер «Когда бы град Петров стоял на Черном море»…) А ведь именно из анализа на занятии стихотворения А. Кушнера «выросла» моя магистерская диссертация «Изучение поэзии А. Кушнера в курсе литературы XX века в средней школе».

Галина Владимировна Зыкова научила работать с библиографией, электронными библиотеками, рассказала о разных редакциях и изданиях (от прижизненных до новейших), о проблемах авторства, об особенностях авторской орфографии и пунктуации, о влиянии редакторов на произведения авторов…

Понимание лингвопоэтики, неориторики, нарратологии помогает при лингвистическом анализе текста и на литературе, и на русском языке (например, распространенность метонимии в творчестве Б. Пастернака;  большинство произведений А. Пушкина – от 1-го лица…)

Андрей Семёнович Немзер. Больше всего запомнились лекции об Александре I, Николае I, Пушкине.

Однажды ко мне обратилась моя ученица Ушакова Елизавета (выпуск 2016 года) со словами: «Татьяна Эдуардовна, я такое нашла! Вам обязательно понравится». Она показала мне лекцию «Солженицын. Матренин двор» Андрея Семеновича Немзера на «Арзамасе»… Это очень ценно, когда твои ученики могут сами найти, посмотреть, оценить лекцию такого уровня, и ещё поделятся с тобой до того, как ты им это расскажешь… И точно знают, что «обязательно понравится»…

Базжина Татьяна Вадимовна , рассказывая о разных уровнях чтения, о разной глубине интерпретации, на примерах показала, что у каждого человека есть право на индивидуальное выделение ключевых слов. Нет правильного и неправильного, есть то, что ценно: 1) для тебя (зона индивидуального), 2) для всех (зона общего), 3) для автора (зона авторского). Филология – служба понимания житейской мудрости, идея множественности пониманий.  Право другого быть другим.

Надежда Ароновна Шапиро. Больше всего запомнилась лекция «Деталь в рассказах А.Чехова». Очень доступно, качественно, простым языком… Стоит заглянуть на «Арзамас», чтобы посмотреть удивительные лекции об анализе произведений Державина, Жуковского, Лермонтова, Гоголя....

Спасибо всем моим преподавателям! Вас всех вспоминаю с благодарностью, читаю ваши статьи в журналах, смотрю ваши лекции! Творческих вам успехов и здоровья!

Особая благодарность…

Татьяна Владимировна Ширяева - менеджер магистерской программы «Филологическая герменевтика школьной словесности». Внимательность, доброта, быстрая помощь в решении любых организационных проблем, душевность, радость общения!

 Особое Вам спасибо!

Мои любимые однокурсники! Яркие! Творческие! Энергичные! Успехов Вам и всего самого доброго!





Ирина Николаевна Никишина

выпускник 2015 г.

 

В ходе обучения мне очень понравились лекции А.С. Немзера, М.И. Свердлова, Е.Н. Пенской, К.М. Поливанова, Г.В. Зыковой, Н.А. Шапиро, семинары Е.С. Абелюк и Ю.А. Халфина.  Лекционные материалы преподавателей А.С. Немзера и М.И. Свердлова и методические материалы Н.А. Шапиро и Е.С. Абелюк А.С. сегодня широко использую в практике; банк статей и критических работ, предложенный К.М. Поливановым; книги, щедро предложенные Т.В. Базжиной. Немногочисленные материалы, оставшиеся у меня от занятий Ю.А. Халфина, дополняю страницами его книги. Лекции Е.Н. Пенской по зарубежному искусству использую на уроках по драматургии. Из лекций Г.В. Зыковой беру интересную фактологию.


Наталья Игоревна Храмцова

выпускник 2015 г.

 

 Самое полезное на программе для профессиональной деятельности является, профессиональная среда, сообщество людей, неравнодушных к своему делу и желающих делать его на все более высоких уровнях. Такая среда позволяла не только обсуждать проблемы и делиться впечатлениями, но и обмениваться опытом, учиться друг у друга и что важнее всего — вдохновляться. Вдохновение на поиски, на борьбу, на созидание — это было самое ценное. Мотивация к научной деятельности и помощь со стороны преподавателей в ее реализации. Из того, что было дано на программе, широко использую в практике лекционные материалы. Очень полезными были ссылки на новые источники (художественные произведения) и научную литературу, о которых я либо не знала раньше, либо не использовала в работе с детьми. Использую методические рекомендации коллег. Использую результаты своей собственной научной деятельности.