• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О программе

 Концепция магистерской программы (DOC, 114 Кб)

Основная цель — создание инновационной магистерской программы «Современная филология в преподавании литературы в школе» (далее Программа) для содействия модернизации российского образования посредством подготовки высококвалифицированных специалистов в такой ключевой области образовательной деятельности как словесность.

Актуальность создания программы обуславливается дефицитом специалистов, способных преподавать словесность в старшей школе в сегодняшних социокультурных обстоятельствах, на уровне, соответствующем задачам современного образования, то есть специалистов, которые в такой мере будут владеть профессиональными знаниями и исследовательскими навыками, что

  • смогут осуществить деятельностный подход в преподавании словесности;
  • смогут ориентировать образовательный процесс на индивидуальную образовательную траекторию каждого ученика;
  • вовлечь своих учеников в исследовательскую и проектную деятельность по тематике тех же семинаров, которые проводятся в рамках Программы.

 

В рамках программы решаются следующие задачи:

  • с помощью курсов по широкому спектру проблем, так или иначе связанных со сферой литературного образования, создаются условия для углубленного информирования участников программы о современных подходах к анализу произведений искусства в целом и литературы в частности;
  • формируется представление магистранта о системных связях текста произведения с литературной традицией, непосредственным художественным окружением, идейными течениями и политическими обстоятельствами эпохи;
  • с помощью системы семинаров исследовательского типа, в рамках которых создаются курсовые работы и магистерская диссертация каждого магистранта, формируется тип учителя-исследователя и руководителя учебно-исследовательской и проектной деятельности учеников;
  • на основе работ магистрантов, созданных в рамках семинаров исследовательского типа, создается Интернет-банк образовательно-просветительских продуктов с открытым доступом. В перспективе речь может идти о создании значительного по объему образовательного и просветительского контента, доступного широкому кругу пользователей. В долгосрочной перспективе это комментарии, пособия, словари (концептов, сюжетов, метафор и проч.).

 

Базовыми для Программы являются следующие принципы:

  • к обучению привлекаются люди, уже обладающие определенным объемом знаний, опытом и компетенцией в преподавании школьной словесности;
  • магистранты выступают как в роли слушателей, так и в роли исследователей;
  • на основе индивидуальных и коллективных исследовательских работ магистрантов создается Интернет-банк образовательно-просветительских продуктов, постоянно пополняемый в процессе развития программы;
  • в ходе обучения магистрант учится анализировать собственный опыт и заниматься проектированием собственной будущей профессиональной (в том числе исследовательской) деятельности, а также исследовательской и проектной работы своих учеников.

Структура магистерской программы

Содержание программы расширяет возможности учителя литературы в преподавании своего предмета за пределами школьного курса. В программу входят:

I. Адаптационные курсы

Основные этапы истории русской литературы
Основные этапы истории западноевропейской литературы
Литература и история европейской философии

Программа в качестве адаптационных предполагает три системных, внешне традиционных курса, позволяющие восстановить в памяти магистрантов основные вехи развития литературы и философии, а также систематизировать имеющиеся знания.

II. Обязательные курсы

    • Литература и политическая и социальная история
      Литературная жизнь XIX-XX веков в мемуарах и документах
      Основы современного языкознания
      Элементы стиховедения
      Языковая стилистика литературного произведения
      Библиография, Интернет-эвристика, принципы компьютерной презентации

На этой основе магистрантам предлагается система обязательных курсов, позволяющих представить наполнение курса школьной словесности в контексте актуальных современных междисциплинарных подходов, категориального аппарата и базовых методологических парадигм гуманитарных наук, позволяющих овладеть различными техниками и методиками анализа литературного текста, а также техническими навыками (например, навыком компьютерной презентации).

III. Курсы по выбору

  • Техники анализа и интерпретаций в различных школах литературоведения
    Практикум по логике и стилистике научной работы
    Понятие о литературном каноне
    Философия европейской драмы
    Литературная жизнь XIX-XX веков в мемуарах и документах
    Русская словесность на фоне европейской

Курсы по выбору в основном построены как метапредметные; знакомство с отдельными областями литературоведческой науки происходит в них с опорой на знания контекстного характера.

Адаптационные историко-литературные курсы, а также обязательные курсы сопровождаются учебными семинарами, на которых выборочно разбираются литературно-художественные произведения. Работа в учебных семинарах требует знакомства с историческими, культурологическими и философскими курсами, текстами произведений и исследовательской литературой. Каждый семинар курируется преподавателями сразу нескольких лекционных курсов.

Кроме того, программа требует от каждого магистранта участия в научно-исследовательском семинаре и работе над коллективными и индивидуальными исследовательскими проектами. Слушатели программы смогут принять участие в конференциях и мероприятиях, организуемых НИУ ВШЭ и партнерами университета. Наиболее ин­тересные работы слушателей программы публикуются в из­даниях НИУ ВШЭ.


Реализация магистерской программы предполагает подготовку специалистов, способных:

  • воспринимать художественный язык каждого конкретного автора и произведения;
  • видеть в литературно-художественном произведении как традиционное, так и оригинальное;
  • видеть историческую и мировоззренческую индивидуальность автора и его связь с эпохой и современниками;
  • адекватно и конструктивно использовать теоретико-литературный аппарат, необходимый для анализа отдельного произведения, творческого пути отдельного автора, литературного процесса в целом;
  • увидеть арсенал характерных для автора и эпохи приемов построения текста, от стихотворного размера до тонкостей языковой стилистики;
  • рассматривать каждое произведение школьной программы с учетом максимально широкого историко-культурного контекста (как европейского так и собственно русского), а также на базе сравнения имеющихся критических и научных интерпретаций текста;
  • свободно, самостоятельно анализировать произведение от фрагмента текста до монографического анализа;
  • просто и доступно говорить о сложном.

Перечисленные компоненты компетенций позволят выпускнику магистерской программы, действующему учителю, спровоцировать в школьнике интерес к литературе, научить собственному исследованию, от формата сочинения до формата учебно-исследовательской и проектной работы.

 

Общая характеристика учебного плана

Магистерская программа «Современная филология в преподавании литературы в школе» формируется из адаптационных и обязательных дисциплин, курсов по выбору студента и научно-исследовательских семинаров.

Программа предполагает обучение в течение 2,5 лет. В течение этого периода учебная деятельность включает в себя следующие элементы:

  • шесть учебных сессий по две недели каждая в течение первого и второго учебного года (всего 12 недель) – освоение учебных курсов, самостоятельная работа во время сессий и в промежутках между ними, зачетные мероприятия
  • практику и работу над магистерской диссертацией. В течение трех учебных сессий (по одной неделе каждая) магистрантам Программы предоставляется возможность завершить начатые курсы, а также  получить консультации преподавателей и научных руководителей.

Учебная программа строится так, что каждый из ее участников может заниматься по сформированному для него (и с его участием) индивидуальному учебному плану. Это, однако, предусматривает необходимость изучения всеми участниками обязательных учебных курсов, а также определенного числа курсов по выбору.

Поскольку Программа ориентирована на действующих учителей, практика магистрантов проходит в форме руководства коллективными и индивидуальными ученическими проектами, а также в виде совместных учебно-исследовательских конференций  учителей и учеников.

 

Прием на магистерскую программу

На программу объявляется отдельный конкурс. Способы поступления определяются российским законодательством, а также Правилами приема в магистратуру ВШЭ. Вступительные испытания проходят в форме конкурса портфолио. Кроме требований, предъявляемым к поступающим в магистратуру НИУ-ВШЭ кандидаты для зачисления на магистерскую программу должны обладать уровенем владения английским языком, достаточным для обучения на программе.

Прием на Программу осуществляется на места, финансируемые из средств федерального бюджета, и места с возмещением стоимости обучения.