Sergei Izmailovich Zair-Bek
- Leading Expert:Institute of Education / Pinsky Centre of General and Extracurricular Education
- Sergei Izmailovich Zair-Bek has been at HSE University since 2011.
Education and Degrees
- 1997
Candidate of Sciences* (PhD) in Theory and Methods of Education
Herzen State Pedagogical University of Russia - 1997
Master's in Pedagogics
Herzen State Pedagogical University of Russia - 1993
Degree in Geography and Biology
Herzen State Pedagogical University of Russia
According to the International Standard Classification of Education (ISCED) 2011, Candidate of Sciences belongs to ISCED level 8 - "doctoral or equivalent", together with PhD, DPhil, D.Lit, D.Sc, LL.D, Doctorate or similar. Candidate of Sciences allows its holders to reach the level of the Associate Professor.
Courses (2022/2023)
- Management, Economics and Politics in Social Services (Bachelor’s programme; Faculty of Social Sciences; 3 year, 1, 2 module)Rus
- Past Courses
Courses (2021/2022)
- Current Issues of Education System Development (Postgraduate course’s programme; 1 year, 2 semester)Rus
- Management, Economics and Politics in Social Services (Bachelor’s programme; Faculty of Social Sciences; 3 year, 1, 2 module)Rus
- Monitoring and Evaluation of Educational Programs and Projects for Education Development (Master’s programme; Institute of Education; 2 year, 1-3 module)Rus
Courses (2020/2021)
Courses (2019/2020)
- Research Seminar (Master’s programme; Institute of Education; 1 year, 1-4 module)Rus
Theory and Practice of Public Administration (Master’s programme; Institute of Education; field of study "38.04.04. Государственное и муниципальное управление", field of study "38.04.04. Государственное и муниципальное управление"; 1 year, 1, 2 module)Rus
Courses (2018/2019)
- Monitoring and Evaluation of Educational Programs and Projects for Education Development (Master’s programme; Institute of Education; 1 year, 2, 3 module)Rus
- Research and Design Seminar (Master’s programme; Institute of Education; 1 year, 1-4 module)Rus
Theory and Practice of Public Administration (Master’s programme; Institute of Education; field of study "38.04.04. Государственное и муниципальное управление", field of study "38.04.04. Государственное и муниципальное управление"; 1 year, 1, 2 module)Rus
Courses (2017/2018)
Conferences
- 2016XIII ежегодная конференция "Тенденции развития образования. Кто и чему учит учителя" (Москва). Presentation: Основные тренды, определяющие потребности школ РФ в педагогических кадрах на среднесрочную перспективу
- XVII Апрельская международная научная конференция "Модернизация экономики и общества" (Москва). Presentation: Исследование равенства как принципа советской школы на этапе ее постсоветской трансформации: методологический подход
- XIII ежегодная конференция "Тенденции развития образования. Кто и чему учит учителя" (Москва). Presentation: Основные тренды, определяющие потребности школ РФ в педагогических кадрах на среднесрочную перспективу
- Chapter Kosaretsky S., Zair-Bek S. I., Kersha Y., Zvyagintsev R. General Education in Russia During COVID-19: Readiness, Policy Response, and Lessons Learned, in: Primary and Secondary Education During Covid-19 Issue 1. Switzerland : Springer, 2022. doi Ch. 9. P. 227-261. doi
- Chapter Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А. Принципы использования больших данных в управлении (на примерах общего и дополнительного образования детей) // В кн.: Большие данные в образовании: DATA-ANTHROPO для политик и практик развития. Наука, 2022. Гл. 3. С. 75-100.
- Book Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А. Современная аналитика образования № 8(68): Паттерны поведения региональных систем общего образования в условиях непрогнозируемого кризиса на первых этапах его проявления (период «шока») / Современная аналитика образования. № 8(68). Вып. 8(68). М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2022.
- Book Мерцалова Т. А., Косарецкий С. Г., Анчиков К. М., Заир-Бек С. И., Звягинцев Р. С., Керша Ю. Д., Сенина Н. А. Школьное образование в контексте национальных целей и приоритетных проектов: аналитический доклад. М. : НИУ ВШЭ, 2022. doi
- Book Заир-Бек С. И., Анчиков К. М. Школьные учителя в изменяющихся условиях: адаптивность и готовность к инновациям Кн. 32. Вып. 15. М. : НИУ ВШЭ, 2022. doi
- Book Абдрахманова Г. И., Алешин Д. А., Артамонов Р. Е., Блинкин М. Я., Борисов А. А., Брызгалова С. М., Вишневский К. О., Глазатова М. К., Горина Е. А., Данильцев А. В., Евдокименко А. С., Жулин А. Б., Заир-Бек С. И., Зинина Т. С., Иванова Н. В., Караськова А. В., Карлов И. А., Кваша Е. А., Кнутов А. В., Ковалева Г. Г., Козлов А. В., Кондрашов Н. В., Корчагина И. И., Косарецкий С. Г., Красильникова М. Д., Кузык М. Г., Кулаков А. В., Кулакова Т. В., Лаврентьев Н. В., Лешуков О. В., Мерсиянова И. В., Михновец Д. А., Моисеева М. А., Павлов А. В., Пишняк А. И., Плаксин С. М., Полякова В. В., Приворотская С. Г., Рудник П. Б., Савельев О. В., Салтыкова А. А., Симачев Ю. В., Синявская О. В., Синятуллина Л. Х., Степанов И. М., Стрижова Е. А., Стырин Е. М., Суслов А. Б., Терехова Е. С., Фаризова С. А., Федюнина А. А., Фрумин И. Д., Фурсов К. С., Харькова Т. Л., Чаплинский А. В., Шулика Ю. Е., Щиголев Б. А. "Черный лебедь" в белой маске. Аналитический доклад НИУ ВШЭ к годовщине пандемии COVID-19 / Под общ. ред.: С. М. Плаксин, А. Б. Жулин, С. А. Фаризова. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021. doi
- Book Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А., Анчиков К. М. Актуальные характеристики школьной образовательной экосистемы : информационный бюллетень Вып. 7. М. : НИУ ВШЭ, 2021. doi
- Chapter Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А. Аналитика данных для формирования управленческих решений в образовании // В кн.: Большие данные в образовании: доказательное развитие образования. Сборник научных статей II Международной конференции, 15 октября 2021 года, Москва / Под общ. ред.: О. А. Фиофанова. Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2021. Гл. 4. С. 186-210.
- Book Павлов А. В., Гошин М. Е., Косарецкий С. Г., Иванов И. Ю., Ершова В. С. Дополнительное и неформальное образование школьников в условиях пандемии COVID-19 / Отв. ред.: С. И. Заир-Бек; под общ. ред.: Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин. Вып. 50. М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2021.
- Book Шибанова Е. Ю., Малиновский С. С., Тойлуг-оол М. М., Дудина А. И. Карьерные ожидания студентов российских вузов / Отв. ред.: С. И. Заир-Бек; под общ. ред.: В. А. Болотов, И. Д. Фрумин. Т. 2. Вып. 36. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования., 2021.
- Book Хавенсон Т. Е., Котик Н. В., Королева Д. О. Пять профилей технологической готовности школьных учителей: от «скептиков» к «исследователям» / Отв. ред.: С. И. Заир-Бек, Е. А. Терентьев; под общ. ред.: С. И. Заир-Бек; науч. ред.: В. А. Болотов, И. Д. Фрумин. Т. 1. Вып. 35. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021.
- Chapter Мерцалова Т. А., Заир-Бек С. И., Анчиков К. М., Сенина Н. А. Школы против пандемии: эффекты школьного образования // В кн.: Оценка качества образования в условиях дистанционного обучения: опыт проживания пандемии системами школьного образования стран постсоветского пространства / Сост.: В. А. Болотов, Т. А. Мерцалова; науч. ред.: В. А. Болотов, Т. А. Мерцалова. М. : "Алекс" (ИП Поликанин А.А.), 2021. Гл. 3.1. С. 111-125.
- Book Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А., Анчиков К. М. Готовность российских школ и семей к обучению в условиях карантина: оценка базовых показателей — (Факты образования № 2 (27)) / Отв. ред.: С. И. Заир-Бек; под общ. ред.: В. А. Болотов. М. : НИУ ВШЭ, 2020.
- Book Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А., Анчиков К. М. Кадры школьного образования: возможности и дефициты Вып. 18. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2020. (in press)
- Chapter Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А. Мониторинг в образовании как элемент системы управления // В кн.: Большие данные в образовании: анализ данных как основание принятия управленческих решений. Сборник научных статей I Международной конференции. 15 октября 2020 г., Москва. / Под общ. ред.: О. А. Фиофанова. М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. Гл. 1.3. С. 33-52.
- Book Гармонова А. В., Щеглова Д. В. Образовательные стратегии и профессиональные ориентиры современных российских магистрантов / Отв. ред.: С. И. Заир-Бек; под общ. ред.: В. А. Болотов, И. Д. Фрумин; науч. ред.: В. А. Болотов. Вып. 3(28). М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020.
- Book Авксентьев Н. А., Агранович М. Л., Акиндинова Н. В., Асмолов А. Г., Баринова В. А., Блинов В. И., Борзых К. А., Брызгалова С. М., Буклемишев О. В., Бысик Н. В., Ворон О. В., Гохберг Л. М., Гришин В., Громов В. В., Грязнова Ю. Б., Дерюгин А., Дмитриева Н. Е., Дранев Ю. Я., Дудырев Ф. Ф., Жулин А. Б., Заир-Бек С. И., Земцов С. П., Зинина Т. С., Зубов С. А., Карлов И. А., Кашанин А. В., Клягин А. В., Клячко Т. Л., Кнутов А. В., Комарницкая А. Н., Кондрашов Н. В., Константинова Л. В., Корженевский Н. И., Косарецкий С. Г., Крайчинская С. Б., Красавина Е. В., Лаврентьев Н. В., Лешуков О. В., Ляшок В. Ю., Малева Т. М., Матовников М. Ю., Мерцалова Т. А., Милоголов Н. С., Минашкин В. Г., Мисихина С. Г., Назаров В. С., Нестик Т. А., Овчарова Л. Н., Пишняк А. И., Плаксин С. М., Рогозин Д. М., Романова О. А., Рудник П. Б., Салихов М. Р., Симачев Ю. В., Синявская О. В., Синятуллин Р. Х., Солдатова Г. У., Сорокина С. С., Стырин Е. М., Тарасова Н. В., Тищенко Т. В., Устюжанина Е. В., Фрумин И. Д., Чаплинский А. В., Шабалин А. И., Штыхно Д. А., Юдаева К. В., Якушев Е. Л. Общество и пандемия: опыт и уроки борьбы с COVID-19 в России / Отв. ред.: В. А. Мау, Я. И. Кузьминов, А. Д. Радыгин, В. А. Садовничий, С. Г. Синельников-Мурылев. М. : Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2020.
- Book Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А., Анчиков К. М. Портрет российской сельской школы Вып. 35. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2020. (in press)
- Book Мерцалова Т. А., Заир-Бек С. И., Анчиков К. М. Региональные системы общего образования в условиях массового перехода на дистанционное обучение Вып. 5. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2020.
- Book Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А. Российское школьное образование в контексте международных сопоставлений Вып. 29. М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2020.
- Book Абанкина И. В., Вавилова А. А., Зиньковский К. В., Семенова К. А., Суркова Н. Е. Современная аналитика образования № 14 (44). Цыплят по осени считают: уроки COVID-19 для школ / Отв. ред.: С. И. Заир-Бек; под общ. ред.: Я. И. Кузьминов. Вып. 14 (44). НИУ ВШЭ, 2020.
- Book Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А., Анчиков К. М. Экономические условия и механизмы профессионального роста школьных кадров Вып. 19. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2020. (in press)
- Book Заир-Бек С. И., Лозовский М. Б., Мерцалова Т. А., Беликов А. А., Вятская Ю. А., Зинюхина Е. В. Индекс образовательной инфраструктуры российских регионов 2018-2019. Российский учебник, 2019.
- Book Косарецкий С. Г., Баранников К. Ю., Беликов А. А., Бысик Н. В., Гетман А. В., Горбовский Р. В., Добрякова М. С., Заир-Бек С. И., Зинюхина Е. В., Капуза А. В., Керша Ю. Д., Княгинина Н. В., Ларина Г. С., Лебедева Н. В., Мерцалова Т. А., Пинская М. А., Реморенко И. М., Сергеева Т. В., Хавенсон Т. Е., Чиркина Т. А., Янкевич С. В., Новикова Е. Г. Российская школа: Начало ХХI века / Под общ. ред.: С. Г. Косарецкий; науч. ред.: Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. doi
- Book Духанина Л. Н., Мерцалова Т. А., Беликов А. А., Горбовский Р. В., Заир-Бек С. И., Вятская Ю. А. Частные школы России: состояние, тенденции и перспективы развития / Под общ. ред.: Т. А. Мерцалова, Л. Н. Духанина. Вып. 3 (24). М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019.
- Book Горбовский Р. В., Мерцалова Т. А., Петлин А. В. Навигаторы дополнительного образования детей: этапы развития, разнообразие и функциональность / Отв. ред.: С. И. Заир-Бек; под общ. ред.: В. А. Болотов, И. Д. Фрумин. Вып. 7(22). Издательский дом НИУ ВШЭ, 2018.
- Article Заир-Бек С. И., Горбовский Р. В. Подходы к проектированию, оценке и отбору успешных практик в сфере образования // Письма в Эмиссия.Оффлайн: электронный научный журнал. 2018. № 3
- Book Горбовский Р. В., Мерцалова Т. А. Факты образования Выпуск №2 (17) 2018 "Мониторинг системы образования: контингент и кадры начального, основного и среднего общего образования / Отв. ред.: С. И. Заир-Бек; под общ. ред.: В. А. Болотов, И. Д. Фрумин. Вып. 17. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2018.
- Article Заир-Бек С. И., Беликов А. А., Сергеев Ю. Н. Доступность и качество высшего образования для инвалидов: миф или реалии? // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 10 (93). С. 105-108.
- Book Заир-Бек С. И., Беликов А. А., Мерцалова Т. А. Индекс образовательной инфраструктуры субъектов Российской Федерации в 2014 г.: Факты образования. Спецвыпуск №1 (август 2016 г.) / Под общ. ред.: В. А. Болотов. Вып. №1: Спецвыпуск. М. : [б.и.], 2016.
- Article Заир-Бек С. И., Беликов А. А., Сергеев Ю. Н. Региональные ресурсные центры как решение проблемы интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в систему высшего образовани // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 10 (93). С. 108-111.
- Book Баринов С. Л., Беликов А. А., Болотов В. А., Заир-Бек С. И., Заиченко Н. А., Захаров А. Б., Карной М., Козина Н. С., Лоялка П. К., Мерцалова Т. А., Никитин И. В., Пинская М. А., Пономарева Алена Александровна, Хавенсон Т. Е., Агранович М. Л., Адамович К. А., Адамчук Д. В., Ермачкова Ю. Ф., Зайцева О. В. Российские учителя в свете исследовательских данных / Отв. ред.: И. Д. Фрумин, В. А. Болотов, С. Г. Косарецкий, М. Карной. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016.
- Book Заир-Бек С. И., Беликов А. А., Плеханов А. А. Российские школы: информационная революция продолжается: - информационный бюллетень «Факты образования» / Под общ. ред.: В. А. Болотов; науч. ред.: С. И. Заир-Бек. Вып. 4. М. : [б.и.], 2016.
- Chapter Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А. Состояние системы дополнительного образования детей в 2015 году // В кн.: Федеральный справочник. Образование в России Т. 11. М. : АНО "Центр стратегических программ", 2016. С. 73-78.
- Article Заир-Бек С. И., Беликов А. А., Сергеев Ю. Н. Так ли доступна «доступная среда» или проблемы занятости и трудоустройства инвалидов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 10 (93). С. 103-105.
- Book Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А., Беликов А. А., Горбовский Р. В. Факты образования ВЫПУСК № 2 Тематической серии "Мониторинг системы образования": Начальное, основное и среднее общее образование / Отв. ред.: С. И. Заир-Бек; под общ. ред.: В. А. Болотов. Вып. №2: Спецвыпуск №2. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016.
- Chapter Заир-Бек С. И. Дорожное картирование как метод стратегического управления в сфере образования в России и за рубежом // В кн.: Притяжение образования. Пятые Сабуровские чтения: тезисы докладов. М. : Логос, 2015. С. 106-128.
- Article Заир-Бек С. И., Родина Н. В. Оценка готовности дошкольных организаций к введению эффективного контракта // Справочник руководителя дошкольного учреждения. 2015. № 4. С. 31-37.
- Chapter Заир-Бек С. И. Подходы к совершенствованию управления изменениями в сфере образования с участием органов государственно-общественного управления // В кн.: Кризис как шанс для развития. Шестые Сабуровские чтения. М. : Логос, 2015. С. 81-98.
- Book Баринов С. Л., Беликов А. А., Заир-Бек С. И., Куприянов Б. В. Факты образования Вып. 1: Дополнительное образование в субъектах РФ: типы региональных ситуаций. М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2015.
- Article Заир-Бек С. И., Заир-Бек Е. МОДЕЛИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2013. № 3. С. 15-23.
- Chapter Заир-Бек С. И. Социальный заказ и новые модели государственно-общественного управления (на материале анализа международного опыта) // В кн.: Управление изменениями. Третьи Сабуровские чтения: тезисы докладов. М. : Логос, 2013. С. 120-135.
- Chapter С.И.Заир-Бек Результаты функционального обзора системы повышения квалификации учителей и директоров школ Республики Таджикистан // В кн.: Оптика инноваций. От новой образовательной политики к новой экономической политики. Вторые Сабуровские чтения. М. : Логос, 2012. С. 85-104.
- Book Заир-Бек Сергей Измаилович, Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М. : Просвещение, 2011.
- Book Тарасова Н., Заир-Бек С. И., Родина Н. В., Митрофанов К., Пермяков О., Пуздров А., Деркачев П. В. Аналитический отчет по результатам проведения экспертизы отчетов субъектов Российской Федерации о реализации Приоритетного национального проекта «Образование». М. : ФИРО, 2008.
- Book Заир-Бек С. И., Митрофанов К. Г., Лейбович А., Татур А., Новиков А., Голуб Г., Ломакина Т., Пермяков О., Менькова С. Концепция общероссийской системы оценки качества образования. ФИРО, 2008.
- Article Сергей Заир-Бек, Кирилл Митрофанов, Блинов В. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ - ГЛАВНОЕ ЗВЕНО В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ // Народное образование. 2008. № 9. С. 91-95.
- Book Родина Н. В., Заир-Бек С. И., Тарасова Н., Митрофанов К., Еремин С., Клишина М., Сабуров Е., Деркачев П. В. Рекомендации для субъектов Российской Федерации по учету результатов экспертизы и анализа отчетов субъектов Российской Федерации для принятия управленческих решений по планированию и реализации комплекса мероприятий в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» и региональных программ развития образования. М. : ФИРО, 2008.
- Chapter Заир-Бек С. И., Митрофанов К.Г., Блинов В. Интеграция учебно-воспитательного процесса в условиях муниципальной сети образовательных учреждений и организаций // В кн.: Всероссийское совещание руководителей муниципальных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования. Деятельность муниципальных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, по обеспечению реализации основных направлений государственной образовательной политики / Сост.: Е. Ф. Сабуров, С. И. Заир-Бек, Н. Тарасова. М. : ФИРО, 2007. С. 41-48.
- Article Заир-Бек Сергей Измаилович МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К ОСВОЕНИЮ ГУМАНИТАРНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Т. 9. № 42. С. 53-59.
- Chapter Сергей Заир-Бек Проект "Развитие критического мышления для высшего образования в России" // В кн.: Развитие критического мышления в высшей школе: технология и подходы / Сост.: Сергей Заир-Бек; под общ. ред.: Сергей Заир-Бек. М. : НП Центр РКМЧП, 2007.
- Article Заир-Бек С. И., Загашев И., Марико В. Проект "Развитие критического мышления для высшего образования" в России // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2007. № 6. С. 11-21.
- Book Развитие критического мышления в высшей школе: технология и подходы / Сост.: Сергей Заир-Бек; под общ. ред.: Сергей Заир-Бек. М. : НП Центр РКМЧП, 2007.
- Book Заир-Бек С. И., Деркачев П. В., Родина Н. В., Иванов Л. К., Андреев В., Макаров Н., Сабанова С., Самарин К., Читаева Ю. Результаты научно-исследовательской деятельности Центра управления, экономики и правового обеспечения в сфере образования / Науч. ред.: С. И. Заир-Бек, П. В. Деркачев. М. : ФИРО, 2007.
School in the Pandemic: How Online Learning Has Worsened Inequality
At the start of the pandemic, countries over the world struggled to provide a high-quality combination of online and in-person education. What’s more, low-income families have had fewer opportunities to arrange education for their children. These issues were the topic of the open seminar on ‘International Experience: Lessons for Schools After the Stress of the Pandemic’ hosted by the HSE University Institute of Education.
How Schools Have Been Navigating COVID-19: Evidence from Across Nations
‘Primary and Secondary Education during COVID-19,’ an international volume recently published in open access by Springer, shares accounts by research teams from over a dozen countries of how systems of general education in these respective nations have been steering through a challenging environment of the COVID pandemic.
Educational Innovations Competition Winners Announced
The results of the competition organized by HSE Fund for Educational Innovation have been announced.