Патоша Ольга Ивановна
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2008 году.
- Научно-педагогический стаж: 18 лет.
Образование, учёные степени
- 2008
Кандидат психологических наук: Высшая школа экономики, специальность 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии», тема диссертации: Мотивация поведения потребителей на рынке товаров бытового потребления
- 2003
Специалитет: Северный международный университет, специальность «Психология», квалификация «Психолог. Преподаватель по специальности "Психология"»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
- 2022 3.05-11.05 "Антикризисные цифровые коммуникации и приемная кампания 2022". Онлайн повышение квалификации. Удостоверение о повышении квалификации № 154368.
Удостоверение
-2022 3.02 - 9.02 Организация работы преподавателя в системе поддержки учебного процесса Smart LMS ВШЭ : базовый курс.
- 2021 09.03 - 23.03. Fundamentals of Academic Writing: from Paragraph to Academic Text. НИУ ВШЭ. Certificate of Completion 21 - 0021.
Certificate
- 2021 30.03 - 13.04. Fundamentals of Academic Writing: from Sentence to Paragraph. НИУ ВШЭ. Certificate of Completion 21 - 0039.
Certificate
- 5-20 февраля 2021 г. Повышение квалификации по программе «Организация групповой и командной работы студентов в условиях онлайн-обучения» (НИУ ВШЭ, Москва). Удостоверение о повышении квалификации № 187750.
Удостоверение
- 30 мая - 27 июня 2020 г. UK Business-psychology.online., 31A Ravensdowne, Berwick-upon-Tweed, TD15 1DQUK Online workshop: Emotional Intelligence Workshop.D. Spry (MSc Psych), Dr N. Marlow.
Certificate
- 3 - 6 марта 2020 Professional Training workshop "Secrets of Brands Promotion" UXUS and RESN, Amsterdam, Netherlands
- 2019 г. (1-9 сентября) "Эффективные деловые коммуникации: инструменты и навыки нетворкинга" Сертификат профессиональной подготовки.
- 2013 г. (11-18 августа). Professional training course "Organizational effectiveness in interdisciplinary perspectives"
- 2012 г. (11 - 19 августа). Повышение квалификации по разработке магистерской программы двух дипломов «Business Psychology». Кембридж, Лондон. Великобритания.
- 2012 г. (22 февраля-30 мая) Академическое письмо и сопутствующие компетенции (на английском языке). НИУ ВШЭ. Сертификат о краткосрочном повышении квалификации.
- 2012 г. (23-26 апреля) "Экономическая психология". НИУ ВШЭ. Сертификат о краткосрочном повышении квалификации.
- 2011 г. (01 -17 ноября) Основы организации и проведения учебных курсов в системе LMS eFront (основной курс). НИУ ВШЭ. Сертификат о краткосрочном повышении квалификации.
- 2011 г. Professional training course "Business Psychology: Counselling, Coaching, Assessment, and Training". London Metropolitan University, London. Certificate of Completion.
- 2011 г. (1 марта - 30 мая). General English Upper Intermediate - 2. Сертификат о краткосрочном повышении квалификации.
- 2010 г. (26 октября - 30 ноября). Использование электронных библиотечных ресурсов. Сертификат о краткосрочном повышении квалификации.
- 2009 г. (20 октября - 24 декабря). General English Upper Intermediate. Сертификат о краткосрочном повышении квалификации.
Достижения и поощрения
- Благодарственное письмо ректора Высшей школы экономики (декабрь 2022)
- Почетная грамота Высшей школы экономики (декабрь 2017)
- Благодарность Высшей школы экономики (март 2012)
Надбавка за академические успехи и вклад в научную репутацию НИУ ВШЭ (2018-2020)
Надбавка за академическую работу (2015-2016, 2014-2015, 2013-2014)

Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Новые преподаватели" (2009-2011)
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар "Психология бизнеса" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Психология бизнеса" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 2-4 модуль)Рус
- Психология коммуникаций в бизнесе (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- Психология потребительского поведения, рекламы и PR (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 4 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар "Психология бизнеса" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Психология бизнеса" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Психология (Бакалавриат; где читается: Юридический факультет (Санкт-Петербург); 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Психология (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Психология коммуникации (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- Психология потребительского поведения, рекламы и PR (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 4 модуль)Рус
- Экономическая психология (Майнор; где читается: Факультет социальных наук; 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар "Психология бизнеса" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Психология бизнеса" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Психологические методы маркетингового исследования (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 3 модуль)Рус
- Психология (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 4 модуль)Рус
- Психология коммуникации (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- Психология массовых коммуникаций (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 2 модуль)Рус
- Психология потребительского поведения, рекламы и PR (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 4 модуль)Рус
- Экономическая психология (Майнор; где читается: Факультет социальных наук; 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2019/2020 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар "Психология бизнеса" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Психология потребительского поведения, рекламы и PR (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 4 модуль)Рус
Учебные курсы (2018/2019 уч. год)
- Психологические методы маркетинговых исследований (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 4 модуль)Рус
- Психология потребительского поведения (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 4 модуль)Рус
- Технология формирования имиджа и бренда компании (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 4 модуль)Рус
Конференции
Выступления на научных семинарах и конференциях
- Международная научно-практическая конференция "Менеджмент и маркетинг: проблемы, достижения и перспективы развития", 28 февраля 2013 г. Доклад: Эффект Веблена: "нерациональное" поведение современной молодежи.
- Двенадцатая международная научно-практическая конференция "Экономическая психология: современные проблемы и перспективы развития". Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. 11-14 декабря 2012 года. Доклад: Я-концепция и импульсивное принятие решения о покупке.
- IV Всероссийская конференция с международным участием "Психология индивидуальности". Россия, Москва, НИУ ВШЭ. 22-24 октября 2012 г. Организатор.
- Microcosm of Economic Psychology: the IAREP conference. Wroclav, Poland. 5-8 сентября, 2012. Доклад: Trust as a factor of consumer’s behavior in the market of medical services
- 6th Annual International Conference on Psychology, Athens, Greece. 28-31 мая 2012 г. Доклад: Consumer’s Typology Development
- Индивидуальные потребительские стратегии в России: на пересечении социологии, экономики, психологии. 22-23 октября 2011 г. Междисциплинарный семинар НИУ ВШЭ. Доклад: Психологические факторы иррационального потребительского поведения.
- Business Psychology: Personality, Business, and Organizations. International conference. London, London Metropolitan University, 8-12 августа 2011 г. Доклад: Psychological Factors of Luxury Consumption
- Всероссийская научно-практическая конференция Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии: традиции и перспективы. г.Ярославль, 19-21 мая 2011 г. Доклад: Исследование проявления этнокультурных стереотипов в подборе персонала
- Мир культур и культура мира "Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития". Москва. 11-12 марта 2011 г. Доклад: Этнокультурные стереотипы в подборе персонала
- III Всероссийская научная конференция "Психология индивидуальности". Москва. 1-3 декабря 2010 г. Доклад: Индивидуальные особенности потребителей:типологический контекст.
- International Conference Business Psychology New Approaches, New Paradigms,Theory and Practice. Лондон. 2-6 августа 2010 г. Доклад: New Approach for the Investigation of Consumers’ Motivation.
- Третий Международный конгресс «Психология и социология в бизнесе: общество, бизнес и личность в инновационной экономике», Минск, 10-11 октября, 2008. Доклад: Психологический анализ мотивации поведения потребителей на рынке товаров бытового потребления.
- 3-я Всероссийская научно-практическая конференция «Системогенез учебной и профессиональной деятельности», Ярославль, 9-10 октября 2007 г. Доклад: Применение функциональной системы деятельности В.Л. Шадрикова к исследованию поведения потребителей.
- Всероссийская конференция «Психология индивидуальности», Москва, 2-3 ноября, 2006 г. Доклад: Исследование мотивации поведения потребителей.
Участие в конкурсах
2011 г. (весна) Победитель конкурса концепций НИС (магистратура) Фонда образовательных инноваций НИУ ВШЭ.
Публикации38
- Статья Ivanova N., Волкова А. Д., Patosha O. I. THE RELATIONSHIP BETWEEN SOCIAL IDENTITY AND CONSUMER BEHAVIOR // DIEM: Dubrovnik International Economic Meeting. 2022. Vol. 7. No. 1. P. 72-79. doi
- Глава книги Patosha O. I., Волкова А. Д., Ivanova N. The relationship between civil identity and consumer preferences for goods from different countries, in: Бизнес-психология в международной перспективе: теория и практика: коллективная монография / Рук.: Н. Л. Иванова, О. И. Патоша; под общ. ред.: Н. Л. Иванова, О. И. Патоша, S. Benton. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2022. doi P. 309-318. doi
- Книга Антонова Н. В., Апреликова Н. Р., Арпентьева М. Р., Иванова Н. Л., Патоша О. И., Штроо В. А. Бизнес-психология в международной перспективе: теория и практика: коллективная монография / Рук.: Н. Л. Иванова, О. И. Патоша; под общ. ред.: Н. Л. Иванова, О. И. Патоша, S. Benton. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2022. doi
- Статья Патоша О. И., Иванова Н. Л. ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И СТИЛЕЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2022. № 3. С. 70-82. doi (в печати)
- Статья Патоша О. И., Иванова Н. Л. ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И СТИЛЕЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2022. № 3. С. 70-82. doi (в печати)
- Глава книги Патоша О. И., Иванова П. И. Клиентский опыт и восприятие бренда: кейс банковских услуг // В кн.: Бизнес-психология в международной перспективе: теория и практика: коллективная монография / Рук.: Н. Л. Иванова, О. И. Патоша; под общ. ред.: Н. Л. Иванова, О. И. Патоша, S. Benton. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2022. doi С. 338-355. doi
- Статья Волкова А. Д., Иванова Н. Л., Патоша О. И. СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ: ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ (НА ПРИМЕРЕ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ) // Национальный психологический журнал. 2021. № 4. С. 39-52. doi
- Статья Волкова А. Д., Иванова Н. Л., Патоша О. И. Социальная идентичность и предпочтения потребителей: исследование взаимосвязи (на примере продуктов питания отечественных производителей) // Национальный психологический журнал. 2021. № 4 (44). С. 39-52. doi
- Статья Patosha O. I., Anastasiia Volkova. THE RELATIONSHIP OF CIVIL IDENTITY AND CONSUMER PREFERENCES OF DOMESTIC GOODS // DIEM: Dubrovnik International Economic Meeting. 2020. Vol. 5. No. 1. P. 83-88.
- Статья Иванова Н. Л., Волкова А. Д., Патоша О. И. Изучение взаимосвязи социальной идентичности и потребительских предпочтений // Психолого-экономические исследования. 2020. Т. 7 (13). № 4. С. 37-52.
- Статья Иванова Н. Л., Патоша О. И. Изучение взаимосвязи социальной идентичности и потребительских предпочтений // Психолого-экономические исследования. 2020. Т. 7 (13). № 4. С. 37-52.
- Глава книги Волкова А. Д., Патоша О. И., Иванова Н. Л. Взаимосвязь показателей гражданской идентичности и предпочтение потребителями товаров из разных стран // В кн.: Ананьевские чтения – 2019: Психология обществу, государству, политике. СПб. : Скифия-принт, 2019. С. 58-59.
- Статья Антонова Н. В., Патоша О. И. Особенности восприятия бренда людьми с различными стратегиями потребительского поведения. // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 1. С. 124-143. doi
- Книга Антонова Н. В., Патоша О. И. Восприятие брендов и стратегии потребительского поведения / Рук.: Н. В. Антонова. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017. doi
- Книга Антонова Н. В., Патоша О. И. Восприятие брендов и стратегии потребительского поведения. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017. doi
- Статья Елисеенко А. С., Патоша О. И., Торопова А. С. Зачем бизнесу развивать HR-бренд? // Анкор: HRDigest, Россия. 2016. № 7. С. 14-15.
- Книга Иванова Н. Л., Купрейченко А. Б., Патоша О. И., Антонова Н. В., Штроо В. А. Психология бизнеса. Теория и практика : учебник для магистров / Под общ. ред.: Н. Л. Иванова, В. А. Штроо, Н. В. Антонова. М. : Юрайт, 2016.
- Книга Антонова Н. В., Патоша О. И. Психология потребительского поведения, рекламы и PR. М. : ИНФРА-М, 2016. doi
- Глава книги Patosha O. I. Mood and the Decision to Purchase High-Tech Products, in: The Asian Conference on Psychology & the Behavioral Sciences 2015, Osaka, Japan. Official Conference Proceedings. Osaka : The International Academic Forum, 2015. P. 549-556.
- Статья Полуэктова О. В., Ефремова М. В., Патоша О. И. Индивидуально-психологические характеристики людей пребывающих в бедности // Психология и экономика. 2015. № 3. С. 11-22.
- Глава книги Патоша О. И., Бирюкова О. И. Стратегии потребительского поведения // В кн.: V Международная научная конференция «Психология индивидуальности»: сборник материалов / Сост.: А. С. Елисеенко; под общ. ред.: В. Д. Шадриков, В. А. Ключарёв, Д. А. Леонтьев, Е. Б. Старовойтенко, А. К. Болотова, И. Н. Семенов, В. П. Серкин, А. В. Россохин, А. Н. Татарко, Б. В. Чернышев, В. А. Штроо, Н. Ю. Новицкий, О. Н. Молчанова, А. С. Елисеенко, С. С. Кургинян. М. : Литературное агентство "Университетская книга", 2015. (в печати)
- Статья Патоша О. И., Копа О. М. Я-концепция и демонстративное потребление // Психолого-экономические исследования. 2015. Т. 8. № 4 (в печати)
- Статья Патоша О. И., Грачев И. Д., Некрасов С. Модель смешанной экономики: дальнейшее развитие // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 31 (217). С. 14-26.
- Статья Полуэктова О. В., Патоша О. И., Ефремова М. В. Основные подходы к изучению феномена бедности в зарубежных психологических исследованиях // Современная зарубежная психология. 2014. Т. 3. № 3. С. 91-101.
- Глава книги Антонова Н. В., Патоша О. И. Потребительское поведение как результат и фактор бизнес-деятельности. // В кн.: Психология бизнеса. Теория и практика: учебник для магистров / Рук.: Н. В. Антонова; под общ. ред.: Н.В. Антонова, Н.Л. Иванова, В.А. Штроо. М. : Юрайт, 2014. Гл. 6. С. 416-491.
- Глава книги Патоша О. И. Принятие решений руководителями в условиях нехватки времени // В кн.: Модели и методы инновационной экономики Вып. 6. М. : ЦЭМИ РАН, МАОН, 2014. С. 140-150.
- Глава книги Патоша О. И. Психологические корреляты суперпотребления // В кн.: Модели и методы инновационной экономики Вып. 6. М. : ЦЭМИ РАН, МАОН, 2014. С. 150-159.
- Статья Патоша О. И., Варавина Т. Ю. Влияние настроения на принятие решения о покупке высокотехнологичной продукции // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 4. С. 99-108.
- Глава книги Патоша О. И., Черныш М. А. Индивидуально психологические особенности принятия решения в малом бизнесе // В кн.: Социально-экономические и психологические проблемы управления. Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. М. : Московский городской психолого-педагогический университет, 2013.
- Статья Патоша О. И., Черкасова Л. Л. Особенности воспринимаемой дискриминации пожилыми людьми в России и Израиле // Ученые записки ИМЭИ. 2013. Т. 3. № 1. С. 25-35.
- Статья Патоша О. И. Принятие решения в потребительском поведении: анализ моделей // Психология и экономика. 2013. Т. 6. № 2. С. 26-40.
- Статья Истратова В. А., Ноакк Н., Патоша О. И. Феномен суперпотребления: структура, детерминанты, психологические корреляты // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. Т. 211. № 22. С. 55-61.
- Статья Иванова Н. Л., Патоша О. И. Наставничество как фактор самоопределения личности в бизнесе // Психология обучения. 2012. № 12. С. 88-99.
- Статья Патоша О. И. Психологические факторы нерационального решения в процессе покупки // Психология и экономика. 2012. Т. 5. № 2. С. 10-17.
- Глава книги Патоша О. И. Я-концепция и импульсивное принятие решения о покупке // В кн.: Экономическая психология: современные проблемы и перспективы развития. Материалы Двенадцатой международной научно-практической конференции, 2012 / Науч. ред.: А. Е. Карлик, Э. Локшина. СПб. : Издательство СПбГУЭФ, 2012. С. 199-204.
- Глава книги Патоша О. И. Психологический анализ мотивации поведения потребителей на рынке товаров бытового потребления // В кн.: Психологические проблемы современного бизнеса / Отв. ред.: В. А. Штроо, Н. Л. Иванова, Н. В. Антонова. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2011. С. 101-112.
- Статья Патоша О. И., Черкасова Л. Л. Роль этнокультурных стереотипов в процессе подбора персонала // Организационная психология. 2011. Т. 1. № 2. С. 14-25.
Публикации
- Применение функциональной системы деятельности В.Д. Шадрикова к исследованию поведения потребителей // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: Материалы 3 Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Ю.П. Поваренкова. – Ярославль: Изд-во «Канцлер», 2007. С. 60-61.
- Исследование поведения потребителей на рынке товаров и услуг // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова, Том 13, серия Психологические науки «Акмеология образования», № 3, 2007г. С. 88-93.
- Изучение особенностей мотивации поведения потребителей // Ученые записки кафедры психологии СМУ. Магадан: Изд-во СМУ, 2007. С. 94-98.
- Исследование мотивации поведения потребителей // Психология индивидуальности. Материалы Всероссийской конференции 2-3 ноября. М.: Изд.дом ГУ ВШЭ, 2006. С. 418-422.
- Исследование поведения потребителей: функциональная модель // Проблемы социальной психологии личности: Межвуз. сб. науч. тр. - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2006. Вып. 3. С. 139-146.
Публикации, включенные в базу данных НИУ ВШЭ
Исследовательские проекты
- 2013-2015 гг. Феномен суперпотребления (психологический аспект): структура, детерминанты, психологические корреляты. Грант РГНФ 13-06-00018. (Руководитель)
- Исследование психологических условий и разработка инновационных методик, создающих условия для принятия обоснованных экономических решений в современной России. Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009- 2013 годы. Отв. исполнитель О.А. Гулевич (Участник)
- 2012-2014 гг. "Влияние психологических параметров самооценки агентов на устойчивость реально-виртуальных рынков". Грант РГНФ 12-06-00231 (Исполнитель)
- 2012 г. Проект ЦФИ НИУ ВШЭ "Особенности и факторы самоопределения личности в бизнесе", рук-ль В.А. Штроо (Участник)
- 2011 г. Проект ЦФИ НИУ ВШЭ "Самоопределение личности в бизнесе: проблемы, модели, подходы", рук-ль В.А. Штроо (Участник)
- 2009-2010 гг. «Апробация и внедрение разработанных подходов к проведению аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений на региональном уровне в условиях внедрения нового Порядка аттестации», рук-ль В.Д. Шадриков (Участник)
- 2009 г. Проект НУЛ социально-психологических исследований «Социокультурные исследования экономического сознания и поведения», рук-ль Н.М. Лебедева (Участник)
Опыт работы
2001-2003 гг - педагог психолог в Специализированном коррекционном образовательном учреждении 8-го вида (дошкольное подразделение)
2003-2006 гг - аспирантура НИУ ВШЭ по специальности 19.00.01. - общая психология, психология личности, история психологии
2006-2008 год - специалист в отделе маркетинговых исследований Группы компаний Step by Step
2008 - настоящее время - ППС НИУ ВШЭ
Информация*
- Общий стаж: 18 лет
- Научно-педагогический стаж: 18 лет
- Преподавательский стаж: 18 лет
Российские пенсионеры чувствуют дискриминацию
Пожилые люди в России остро чувствуют дискриминацию по отношению к себе из-за возраста. В других странах уровень восприятия дискриминации среди пенсионеров ниже, выяснили в ходе исследования доцент факультета психологии НИУ ВШЭ Ольга Патоша и магистр этого факультета Любовь Черкасова.