Магистратура
2020/2021
Научно-исследовательский семинар "Психология бизнеса"
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Психология в бизнесе)
Направление:
37.04.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Антонова Наталья Викторовна,
Елисеенко Александр Сергеевич,
Иванова Наталья Львовна,
Патоша Ольга Ивановна,
Штроо Владимир Артурович
Прогр. обучения:
Психология в бизнесе
Язык:
русский
Кредиты:
8
Контактные часы:
60
Программа дисциплины
Аннотация
В рамках данной дисциплины студент будет: знать основные направления исследований в психологии бизнеса и их особенности; существующие требования к организации и проведению научно-исследовательской и проектной деятельности в НИУ ВШЭ; уметь операционализировать теоретические конструкты; планировать и проводить эмпирические исследования в сфере психологии бизнеса; осуществлять анализ, обработку и интерпретацию полученных результатов, применять полученные знания для решения прикладных задач бизнеса в формате проектов.
Цель освоения дисциплины
- 1.включение магистрантов в научную и проектно-исследовательскую деятельность, формирование научной культуры; 2. использование академических достижений в практической деятельности; 3. подготовка магистерской диссертации.
Планируемые результаты обучения
- знают предметное поле психологии бизнеса, понимают свой научный интерес научный интерес
- знают основные принципы подготовки и проведения научного исследования, умеют проводить поиск необходимой литературы, используя различные ресурсы.
- умеют правильно поставить цели научно-практической работы, формируют научно-практический интерес
- знает прикладные направления деятельности бизнес-психолога, владеет инструментами психологического воздействия
- знает основные методы психологического исследования и умеет применять их для решения проблем в бизнесе
- знает виды научного творчества, умеет подготовить научный обзор
- знание основ публичного выступления, умение донести материал понятным языком, владение грамотным структурированием материала.
- умение грамотно представить проект магистерской диссертации.
Содержание учебной дисциплины
- Предметное поле фундаментальных и прикладных исследований в бизнес-психологииОзнакомление студентов с деятельностью преподавателей программы, обсуждение возможных направлений исследований (бизнес-психологического проектирования) студентов в рамках курсовой работы и магистерской диссертации, помощь с выбором темы. Основные исследовательские области, специфика сложившихся подходов в психологическом исследовании бизнеса.
- Основные принципы научного исследования, обзор библиотечных ресурсов и баз данныхОзнакомление студентов с основными принципами научного исследования в магистратуре: требования к диссертациям, структура диссертации, характеристики работы. Демонстрируются и анализируются диссертации выпускников прошлых лет.
- Планирование научного исследования и индивидуальной научной деятельностиПланирование индивидуальной научной или проектной деятельности осуществляется с использованием методов коучинга (в групповой и индивидуальной форме). Студенты формулируют ближайшие цели своей деятельности и разрабатывают план ее достижения.
- Бизнес в контексте психологии. Психологический инструментарий в исследовании и сопровождении современного бизнесаХарактер психологических проблем в бизнесе, возможности психолога в их разрешении и предупреждении. Современные направления психологического сопровождения компаний, фирм, предприятий и других бизнес-структур. Возможности профессионального регулирования и учета психологических процессов и проблем в бизнес-организации. Спектр психологических услуг в бизнес-организациях. Разработка психологиче-ских проектов, оплата услуг психолога. Специфика психологического сопровождения бизнеса в кадровых агентствах, тренинговых компаниях, консалтинговых фирмах и т.д. Роль психолога в различных аспектах деятельности фирм и компаний: работе с персоналом, менеджменте, выстраивании стратегии развития, мотивации, маркетинге и рекламе, коммуникациях, обеспечении безопасности, обеспечении социальной стабильности и т.д. Выявление мотивации персонала, анализ системы стимулирования. Работа с персоналом в условиях инноваций, поиск источников и видов сопротивлений, факторов их преодоления.
- Методические средства и основные методы психологии бизнесаНаблюдение, беседа, опрос, анкетирование, оценка, контрольные листы, самоотчет, тестирование, объективное измерение, лабораторный эксперимент, моделирование, естественный эксперимент. Качественные и количественные методы анализа данных в психологии бизнеса. Методические средства и основные методы психологии бизнеса. Наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, оценка, контрольные листы, самоотчет, тестирование, объективное измерение, лабораторный эксперимент, моделирование, естественный эксперимент. Применение методов математической статистики для обработки данных в социальных науках: корреляционный, регрессионный, факторный, кластерный анализ.
- Виды и формы научного творчества. Виды научных статей, правила их оформленияОзнакомление студентов с различными ведущими научными психологическими журналами, требованиями к написанию статей. Анализ научной стилистики, структуры научной статьи. Самостоятельная работа: анализ научных статей различных журналов, ознакомление с правилами научной стилистики, подготовка рукописи собственной обзорной статьи по правилам оформления журнала «Организационная психология».
- Технология публичного выступления Анализ и отработка навыков публичного выступления.Особенности убеждающей коммуникации. Правила выступления на конференциях. Особенности презентации проектов в бизнесе.
- Презентации проектов исследований студентовПредставление студентами результатов своей исследовательской (проектировочной) работы в форме индивидуальных докладов.
Элементы контроля
- Написание рецензии на статью по теме исследования
- Домашнее задание
- Мини-конференция (защита проекта диссертации)Защита проектов в Zoom без прокторинга. При первой пересдаче студенту необходимо предоставить проект диссертационного исследования (описание и критерии оценивания находятся в примерах текущего контроля). При пересдаче с комиссией студенту необходимо подготовиться в течение 30-40 минут и ответить на два вопроса из списка. Список вопросов находится в департаменте психологии.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.4 * Домашнее задание + 0.1 * Мини-конференция (защита проекта диссертации) + 0.5 * Написание рецензии на статью по теме исследования
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Введение в психологию бизнеса : учеб. пособие, Иванова, Н. Л., 2007
- Психология бизнеса : теория и практика : учебник для магистров, Иванова, Н. Л., 2014
Рекомендуемая дополнительная литература
- IVANOVA, N., BENTON, S., WADDINGTON, K., & MAKHMUTOVA, E. (2019). Trends and perspectives in business psychology. What are the outcomes of the fifth International scientific-practical conference “Business psychology: theory and practice”? Organizational Psychology / Organizacionnaâ Psihologiâ, 9(1), 116–141. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=136017092
- ИВАНОВА, Н. Л., & ШТРОО, В. А. (2018). От становления к развитию: по итогам IV международной конференции «Бизнес-психология: теория и практика». Organizational Psychology / Organizacionnaâ Psihologiâ, 8(1), 146–162. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=129495388
- Консультирование и коучинг персонала в организации : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры, Антонова, Н. В., 2015
- Научное исследование : курсовые, дипломные и диссертационные работы, Ануфриев, А. Ф., 2004