Пожидаева Анна Владимировна
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2014 году.
- Научно-педагогический стаж: 25 лет.
Образование, учёные степени
- 2008Кандидат искусствоведения
- 1991
Специалитет: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность «История искусства», квалификация «Искусствовед»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
Курс английского языка при ВШЭ. февраль-июнь 2018
Выпускные квалификационные работы студентов
- Бакалавриат
Воротилина А. И. «Иконографический тип «Мадонна делла Мизерикордия» в западноевропейском искусстве XIII–XVI вв: типология, версии происхождения». Факультет гуманитарных наук, 2020
Потоцкая А. П. ««Дни Творения» Э.Берн-Джонса: иконографические источники и индивидуальная трактовка». Факультет гуманитарных наук, 2020
Алборова А. А. ««Книга образцов» Виллара де Оннекура и другие готические книги образцов: история изучения, новые проблемы». Факультет гуманитарных наук, 2020
Яковлева О. Д. «Изображения семи свободных искусств в рукописях Западной Европы XII–XIV вв.: типология и иконографические особенности». Факультет гуманитарных наук, 2019
Борисова Д. А. «Христос, восходящий по лестнице на крест в итальянской живописи XIII-XIV вв.: происхождение сюжета и источники иконографического типа». Факультет гуманитарных наук, 2019
Тулубенская А. М. «Человек-микрокосм в изобразительном искусстве Западной Европы XII–XIV вв.: генезис и развитие иконографического типа». Факультет гуманитарных наук, 2019
Мажарова Д. А. «Образ смерти в искусстве Западной Европы второй половины XIV–первой четверти ХVI вв.». Факультет гуманитарных наук, 2018
Львова А. С. «Иконография Льва от колена Иудина в западноевропейском искусстве XII–XV вв.: текстовые и визуальные источники». Факультет гуманитарных наук, 2018
Левашова М. И. «Изображения сирен в искусстве Западной Европы XIII–XV вв.: происхождение, типология, контексты». Факультет гуманитарных наук, 2018
- Магистратура
Серегина Д. А. «Иллюстрации к псалмам в английских и французских рукописях XII–XIII веков: механизмы формирования иконографических схем». Факультет гуманитарных наук, 2020
Керзина О. А. «Изображение ада в сценах Сошествия во Ад на христианском Западе с VIII до XII века: опыт классификации». Факультет гуманитарных наук, 2020
Старцева А. Я. «Миниатюра Сакраментария Дрогона: программа и иконографические прототипы». Факультет гуманитарных наук, 2020
Личманова Е. А. «Пятичастная композиция (quincunx): истоки и развитие в изобразительном искусстве Западной Европы вт. пол. VIII-начала XI веков». Факультет гуманитарных наук, 2020
Джагитян А. А. «"Моисей, получающий скрижали": источники и типология иконографии сюжета в искусстве Европы и Ближнего Востока (III - VI веков)». Факультет гуманитарных наук, 2019
Субботина Н. Б. «Соотношение текста и образа в традиции иллюстрирования Песни Песней и смежных текстов в западноевропейских рукописях XII - начала XIV веков». Факультет гуманитарных наук, 2018
Научный руководитель диссертационных исследований
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Библейские и мифологические сюжеты в искусстве (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Готика и искусство XV века в Северной Европе (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Искусство Древнего мира (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Искусство Средневековья (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- История искусства Средневековья (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Методы искусствоведческого исследования: теория и практика" (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Профессиональные основы искусствоведения (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2019/2020 уч. год)
- Библейские и мифологические сюжеты в искусстве (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Готика и искусство XV века в Северной Европе (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Искусство Древнего мира (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Искусство Средневековья (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- Культура позднего Средневековья и Возрождения (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Методы искусствоведческого исследования: теория и практика" (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Профессиональные основы искусствоведения (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
Учебные курсы (2018/2019 уч. год)
- Библейские и мифологические сюжеты в искусстве (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Готика и искусство XV века в Северной Европе (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Искусство Древнего мира (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Искусство раннего Средневековья (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Искусство Средневековья (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Методы искусствоведческого исследования: теория и практика" (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Профессиональные основы искусствоведения (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
Учебные курсы (2017/2018 уч. год)
- Библейские и мифологические сюжеты в искусстве (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 4 модуль)Рус
- Визуальная культура Средневековья (Майнор; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3, 4 модуль)Рус
- Искусство Древнего мира (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Искусство Средневековья (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Методы искусствоведческого исследования: теория и практика" (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Профессиональные основы искусствоведения (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
Учебные курсы (2016/2017 уч. год)
- История (Бакалавриат; где читается: Факультет коммуникаций, медиа и дизайна; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Методы искусствоведческого исследования: теория и практика" (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Профессиональные основы искусствоведения (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
Учебные курсы (2015/2016 уч. год)
- Библейские и мифологические сюжеты в искусстве (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Искусство Средневековья (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Анализ и атрибуция памятников художественной культуры" (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1-4 модуль)Рус
Публикации39
- Книга Пожидаева А. В. Сотворение мира в иконографии средневекового Запада. Опыт иконографической генеалогии. Новое литературное обозрение, 2021.
- Статья Пожидаева А. В. Крылья или хвосты? Что было дальше. (Комментарий медиевиста) // Казус. Индивидуальное и уникальное в истории. 2020. № 15. С. 34-41. doi
- Глава книги Пожидаева А. В. Крылья или хвосты? Что было дальше. (Комментарий медиевиста) // В кн.: Казус: Индивидуальное и уникальное в истории — 2020 / Отв. ред.: О. И. Тогоева, И. Н. Данилевский. Вып. 15. М. : Издательство "Индрик", 2020. С. 34-41.
- Статья Пожидаева А. В. Трансформации базилики Санта Кристина в Больсене: от почитаемой гробницы до места евхаристического чуда // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2020. № 5. С. 87-95. doi
- Статья Пожидаева А. В. «Участники вечного света». Об одном недостающем звене в иконографии Первого дня Творения // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2019. Т. 1. С. 70-82.
- Глава книги Пожидаева А. В. «Участники вечного света». Об одном недостающем звене в иконографии Первого дня Творения // В кн.: Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение (Российская Федерация) Кн. 2. Ч. 2. Вып. 1. М. : Изд-во РГГУ, 2019. С. 70-82.
- Статья Пожидаева А. В. Об одном из вариантов изображения Тьмы в иконографии Первого дня Творения. Опыт поиска «модулей» // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2019. Т. 10. С. 54-63. doi
- Статья Пожидаева А. В. От Ионического моря до Мааса: границы распространения традиции Генезиса лорда Коттона в западноевропейской иконографии Сотворения мира в VIII–XII веках // Актуальные проблемы теории и истории искусства. 2019. № 9. С. 493-503.
- Глава книги Pozhidaeva A. A propos de la variété des sources iconographiques des Jours de la Création au XII siècle en Europe Occidentale : tentative de reconstruction d’un modèle perdu, in: Models in the art of the Middle Ages (12th-15th centuries). Brugge: Brepols Publishers, 2018. P. 99-108.
- Статья Пожидаева А. В. «И увидел Бог свет, что он хорош»: Персонификации света в западноевропейской иконографии Сотворения мира (XI–XIII вв.): происхождение и трансформации // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2018. Т. 7. № 40. С. 56-81.
- Глава книги Пожидаева А. В. К вопросу об иконографии бездны в западнохристианском искусстве V–XIII веков // В кн.: Даниловские чтения. Античность – Средневековье – Ренессанс. Сборник статей и материалов. М. : Новое литературное обозрение, 2018. С. 248-259.
- Книга Пожидаева А. В. Большая Российская энциклопедия том 34 Хвойка — Шервинский Т. 34: Хвойка — Шервинский. М. : Большая российская энциклопедия, 2017.
- Статья Пожидаева А. В. В поисках утраченного образца: к вопросу о происхождении персонификаций Дней творения в западноевропейских циклах Сотворения мира XII в. // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2017. Т. 10. № 2. С. 258-268.
- Глава книги Пожидаева А. В. Персонификации Света и Тьмы в иконографии Сотворения мира в Европе XI–XIII веков // В кн.: Изображение и культ: сакральные образы в христианских традициях. Материалы научной конференции. М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2017. С. 108-115.
- Статья Пожидаева А. В. Святой король и его капелла // National geographic Россия. 2017. № 162. С. 96-107.
- Глава книги Пожидаева А. В. Шартр (архитектура) // В кн.: Большая Российская энциклопедия том 34 Хвойка — Шервинский Т. 34: Хвойка — Шервинский. М. : Большая российская энциклопедия, 2017. С. 703-704.
- Статья Пожидаева А. В. «И положили, где следовало»: традиция почитания реликвий на христианском Западе // Искусство. 2016. № 1. С. 38-49.
- Глава книги Пожидаева А. В., Заиграйкина С. П., Маханько М. А. Мандорла // В кн.: Православная энциклопедия Т. 43: Мак-Мар. М. : Церковно-научный центр "Православная энциклопедия", 2016. С. 320-325.
- Глава книги Пожидаева А. В., Гринберг М. Сретение Господне // В кн.: Большая Российская Энциклопедия / Под общ. ред.: Ю. Осипов. Т. 31: Социальное партнерство - Телевидение. М. : Большая российская энциклопедия, 2016. С. 126-127.
- Глава книги Пожидаева А. В. Страсти Христовы (иконография в раннехристианском и западно-европейском искусстве) // В кн.: Большая Российская Энциклопедия / Под общ. ред.: Ю. Осипов. Т. 31: Социальное партнерство - Телевидение. М. : Большая российская энциклопедия, 2016. С. 289-290.
- Глава книги Пожидаева А. В. Страшный Суд // В кн.: Большая Российская Энциклопедия / Под общ. ред.: Ю. Осипов. Т. 31: Социальное партнерство - Телевидение. М. : Большая российская энциклопедия, 2016. С. 303-304.
- Глава книги Пожидаева А. В. Тайная Вечеря (иконография в западно-европейском искусстве) // В кн.: Большая Российская Энциклопедия / Под общ. ред.: Ю. Осипов. Т. 31: Социальное партнерство - Телевидение. М. : Большая российская энциклопедия, 2016. С. 588-589.
- Статья Пожидаева А. В. «Сотрите этого ребенка», или Эскизы и инструкции на полях средневековых рукописей. // Казус. Индивидуальное и уникальное в истории. 2015. № 10. С. 13-28.
- Глава книги Пожидаева А. В. Посейдон (иконография) // В кн.: Большая российская энциклопедия Т. 27: Полупроводники - Пустыня. М. : Большая российская энциклопедия, 2015. С. 239-240. doi
- Глава книги Пожидаева А. В. Потоп (иконография) // В кн.: Большая российская энциклопедия Т. 27: Полупроводники - Пустыня. М. : Большая российская энциклопедия, 2015. С. 288-289. doi
- Глава книги Пожидаева А. В. Пророки библейские (иконография в раннехристианском и западноевропейском искусстве // В кн.: Большая российская энциклопедия Т. 27: Полупроводники - Пустыня. М. : Большая российская энциклопедия, 2015. С. 606-607. doi
- Глава книги Пожидаева А. В. Рай (иконография рая в христианском искусстве) // В кн.: Большая Российская энциклопедия Т. 28: Пустырник - Румчеро. М. : Большая российская энциклопедия, 2015. С. 183-184. doi
- Глава книги Пожидаева А. В. Раннехристианское искусство // В кн.: Большая Российская энциклопедия Т. 28: Пустырник - Румчеро. М. : Большая российская энциклопедия, 2015. С. 218-219. doi
- Глава книги Пожидаева А. В. Распятие (Иконография Распятия Иисуса Христа. Раннехристианская и западноевропейская иконография) // В кн.: Большая Российская энциклопедия Т. 28: Пустырник - Румчеро. М. : Большая российская энциклопедия, 2015. С. 235-236. doi
- Глава книги Пожидаева А. В. Рождество Пресвятой Богородицы (раннехристианская и западноевропейская иконография) // В кн.: Большая Российская энциклопедия Т. 28: Пустырник - Румчеро. М. : Большая российская энциклопедия, 2015. С. 597-597. doi
- Глава книги Пожидаева А. В. Рождество Христово (западноевропейская иконография) // В кн.: Большая Российская энциклопедия Т. 28: Пустырник - Румчеро. М. : Большая российская энциклопедия, 2015. С. 598-599. doi
- Глава книги Пожидаева А. В. Романский стиль // В кн.: Большая Российская энциклопедия Т. 28: Пустырник - Румчеро. М. : Большая российская энциклопедия, 2015. С. 634-636.
- Глава книги Пожидаева А. В. Оттоновское возрождение (архитектура и изобразительное искусство) // В кн.: Большая российская энциклопедия Т. 24: Океанариум - Оясио. М. : БРЭ, 2014. С. 697-699. doi
- Глава книги Пожидаева А. В. Павел, апостол (западнохристианская иконография) // В кн.: Большая Российская Энциклопедия Т. 25: П-Пертурбационная функция. М. : Большая российская энциклопедия, 2014. С. 10-11. doi
- Глава книги Пожидаева А. В. Панофский, Эрвин // В кн.: Большая Российская Энциклопедия Т. 25: П-Пертурбационная функция. М. : Большая российская энциклопедия, 2014. С. 229-230. doi
- Глава книги Пожидаева А. В. Перпендикулярный стиль // В кн.: Большая Российская Энциклопедия Т. 25: П-Пертурбационная функция. М. : Большая российская энциклопедия, 2014. С. 736-736. doi
- Глава книги Пожидаева А. В. Петр, апостол (иконография в раннехристианском и западноевропейском искусстве) // В кн.: Большая Российская энциклопедия Т. 26: Перу - Полуприцеп. М. : БРЭ, 2014. С. 72-73. doi
- Глава книги Пожидаева А. В. Пламенеющая готика // В кн.: Большая Российская энциклопедия Т. 26: Перу - Полуприцеп. М. : БРЭ, 2014. С. 339-339. doi
- Статья Пожидаева А. В. Пожидаева А.В. «Сотворение мира». Раннехристианские традиции иконографии сюжета в западноевропейском искусстве. // Искусствознание. N 3-4. М., 2007. с.252-291 // Искусствознание. 2007. Т. 3-4. С. 252-291.
Конференции
- 2020Седьмые Даниловские чтения. Античность – Средневековье – Ренессанс. Искусство и культура. Памятник в контексте эпохи (москва). Доклад: Генезис лорда Коттона как протограф ветхозаветных циклов IX-XIII веков: историография вопроса
- 2019XLIII Лазаревские чтения (Moscow). Доклад: О древнеримских истоках иконографии Тьмы как скованного раба в сцене Отделения света от тьмы
- 2016Лазаревские чтения (Москва). Доклад: К вопросу о происхождении персонификаций в западноевропейской иконографии Сотворения мира XI-XII веков
- Памятники культуры глазами студентов (Москва). Доклад: Специфика проведения выездной учебно-ознакомительной практики в гг.Новгороде и Пскове и методология ведения занятий
- Modèles supposés, modèles repérés : leurs usages dans l’art gothique (Женева). Доклад: À propos de la variété des sources iconographiques des Jours de la Création au XIIe siècle en Europe Occidentale : tentative de reconstruction d’un modèle perdu.
- 2015Вторые Даниловские чтения (Москва). Доклад: К ВОПРОСУ ОБ ИКОНОГРАФИИ БЕЗДНЫ В ЗАПАДНОХРИСТИАНСКОМ ИСКУССТВЕ V-XIII ВЕКОВ
Информация*
- Общий стаж: 25 лет
- Научно-педагогический стаж: 25 лет
- Преподавательский стаж: 25 лет
День открытых дверей программы "Всеобщая история искусств в контексте истории и культуры"
28 января в Центре открытого образования Addenda прошел День открытых дверей программы профессиональной переподготовки "Всеобщая история искусств в контексте истории и культуры" в онлайн формате.
Лучший преподаватель 2020 — итоги
Подведены итоги конкурса «Лучший преподаватель 2020».
Начинается новый учебный год
Поздравляем с Днем Знаний и началом нового учебного года.
Студенты 4 курса защитили свои выпускные квалификационные работы
13 и 14 июня бакалавры-искусствоведы 4 курса защищали свои выпускные квалификационные работы в рамках государственной итоговой аттестации.
Преподаватели ОП «История искусств» принимают участие во втором сезоне Образовательной программы Московской биеннале современного искусства
15.12.2018 г. доцент Школы исторических наук ФГН НИУ ВШЭ, Анна Владимировна Пожидаева была со-ведущей лекции Алексея Расторгуева ««4 элемента» Джузеппе Арчимбольдо».
Возобновлена после летних каникул работа Иконографического семинара
26 сентября в 18.00 состоялся доклад магистрантки ОП "История художественной культуры и рынок искусства" ВШЭ Аиды Джагитян на тему "Иконография сцены Получения скрижалей Моисеем в искусстве III-VI вв.: языческие источники и раннехристианские параллели".
Автор семинара, доцент Школы исторических наук ФГН НИУ ВШЭ и преподаватель нашей образовательной программы Анна Владимировна Пожидаева.
Поздравляем наших лучших преподавателей
Состоялись выборы лучших преподавателей Вышки 2018
Семинар "Проблемы христианской иконографии" провел тринадцать заседаний. Вспоминаем обсуждаемые темы
5 октября 2016 года состоялся первый семинар "Проблемы христианской иконографии", организованный А.В. Пожидаевой. Сейчас за спиной участников, слушателей и бессменного организатора мероприятия уже тринадцать заседаний, самое время для начала создания летописи семинара.
В Вышке открывается новая магистерская программа «Медиевистика»
О том, почему историю латинского Запада и греко-византийского Востока надо изучать в рамках одной магистратуры, почему она будет интересна не только историкам, рассказывает научный руководитель программы Олег Воскобойников.
Лучшие преподаватели НИУ ВШЭ 2017
В ходе выборов студенты голосовали онлайн в модуле LMS «Оцени свои курсы», сразу после обязательной ежемодульной процедурой оценки преподавателей и учебных курсов. Каждый студент мог указать не более двух лекторов и не более двух преподавателей семинарских/практических занятий.
«Персонификации света в западноевропейской иконографии Сотворения мира: варианты и трансформации»: доклад А.В. Пожидаевой в "Символическом Средневековье"
25 января в Лаборатории медиевистических исследований возобновились заседания семинара «Символическое Средневековье». С докладом на тему «Персонификации света в западноевропейской иконографии Сотворения мира: варианты и трансформации» выступила А.В. Пожидаева, кандидат искусствоведения, доцент Школы исторических наук. Публикуем репортаж о событии.
Научный семинар "Вопросы христианской иконографии. Западная Европа"
С докладом на тему «Особенности иконографии Сотворения мира в Западной Европе: о персонификациях. Часть 1: Свет» выступила кандидат искусствоведения, доцент Школы исторических наук Анна Владимировна Пожидаева
Состоялось первое заседание научного семинара "Христианская иконография. Западная Европа"
Студенты-искусствоведы получат возможность узнать скрытые от нас смыслы средневековых изображений и займутся поисками ответа на некоторые теоретические вопросы иконографического метода.